logo
Экономика и макроэкономика

13.1. Сущность и формы международного движения капитала

Международное движение капиталаосуществляется посредством его экспорта и импорта непосредственно между странами, через международные финансовые рынки или международные кредитно-финансовые организации.

Капитал- это важнейший фактор производства; запас средств, необходимых для создания материальных и нематериальных благ; стоимость, приносящая доход в виде процента, дивиденда, прибыли.      Безвозвратные и беспроцентные средства, предоставленные другим странам, строго говоря, не являются капиталом, ибо не приносят дохода его собственникам. Однако в принимающей стране эти средства могут быть использованы в качестве капитала. И, наоборот, средства, вывезенные как капитал, в стране приложения могут быть израсходованы на потребление. Увеличение объема иностранного капитала в национальной экономике может быть не связано с новым притоком ресурсов. Оно может осуществляться за счет заимствований нерезидента из местных государственных и частных источников, а также превращения части прибыли в капитал предприятий с иностранным участием.

Экспортерами и импортерами капиталавыступают государственные и частные структуры, в том числе центральные и местные органы власти, другие государственные организации; частные фирмы, банки, международные и региональные организации, физические лица.

Государство несет ответственность перед кредиторами по государственным заимствованиям и частным с государственной гарантией. Приоритетными являются суверенные обязательства, т.е. обязательства центральных органов власти.

Капитал, находящийся в движении в системе мирового хозяйства, принимает различные формы.      1. Перемещение капитала может осуществляться в денежной и товарной форме.Товарную формупринимают экспортные кредиты, а также вклады в уставной капитал создаваемой или покупаемой фирмы в виде машин, оборудования, зданий, транспортных средств.      2. По срокам капитал бываеткраткосрочным и долгосрочным. Ккраткосрочному капиталуотносятся вложения на срок менее года. Это торговые кредиты, банковские депозиты, средства на счетах других финансовых институтов, краткосрочные коммерческие бумаги и другие формы капитала.Долгосрочнымиявляются вложения предпринимательского капитала, кредиты коммерческих банков, иностранных государств и международных организаций.      3. По источникам происхождения капитал делится нагосударственный (официальный) и частный. Кгосударственному капиталуотносятся средства федерального правительства, местных органов власти и других государственных институтов, а также капитал международных межправительственных организаций, включая Международный валютный фонд (МВФ). Официальные средства предоставляются обычно в ссудной форме - государственные займы, ссуды, гранты (дары), помощь, кредиты международных организаций.      Безвозвратные ссуды и гранты не являются капиталом; в этом случае иностранные государства выступают в качестве не кредитора, а донора. Займы могут поступать в принимающие страны и в связанной форме, т.е. на оговоренную сумму займа поставляются товары.      Кредиты МВФ и Международного банка реконструкции и развития (МБРР), который входит в систему Всемирного банка, предоставляются правительствам принимающих стран и имеют целевое назначение. Кредиты МВФ поступают стране-реципиенту (получателю) по частям (траншами). Предоставление следующего транша зависит от того, выполняет ли страна-получатель взятые на себя обязательства, под которые был предоставлен кредит.      Источником официального капитала являются бюджетные средства, т.е. средства налогоплательщиков. Решения о перемещении официального капитала за рубеж принимаются совместно правительством и органами представительной власти на основе межправительственных соглашений. Средства межправительственных организаций формируются за счет взносов стран-членов и являются бюджетными по своему происхождению.      Решения о предоставлении займов принимаются руководством соответствующих международных организаций. Официальные ресурсы предоставляются на льготных, нерыночных условиях. Преобладание официальных средств в притоке финансовых ресурсов свидетельствует о неблагополучном экономическом положении страны, что ограничивает ее возможности привлечения частных ресурсов.Частный капитал- это средства из негосударственных источников, т.е. собственные или заемные средства частных фирм, банков, преимущественно транснациональных, а также фондов и других негосударственных институтов. Они перемещаются за рубеж на рыночных условиях по решению руководящих органов соответствующих организаций.      Частные средства поступают в зарубежные страны и через такие международные организации, как Международная финансовая корпорация (МФК), Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), на основе заключаемых этими организациями соглашений с частными фирмами. Основным источником получения частных средств в ссудной форме является международный финансовый рынок, который трансформирует бездействующие валютные средства в капитал и перераспределяет его между эмитентами и заемщиками разных стран.      В структуре заимствований неблагополучных стран преобладают официальные ресурсы. Страны с развитой экономикой и другие страны без платежных проблем привлекают ссудный капитал преимущественно из частных источников.      4. По целям или характеру использования капитал делится нассудный и предпринимательский.Ссудный капиталпредставляет собой возвратные, предоставляемые взаймы на определенный срок средства с целью получения процента по вкладам, займам и кредитам. Ссудный капитал выступает в виде краткосрочных банковских депозитов, средств на счетах других финансовых институтов, займов, краткосрочных и долгосрочных кредитов.      Ссудный капитал может быть государственным (официальным) и частным. Он предоставляется на согласованный срок, в течение которого вся заемная сумма с процентами постепенно, по частям должна быть возвращена кредитору. Платежи в полном объеме (амортизация плюс проценты) поступают после завершения льготного периода, в течение которого выплачиваются только проценты. Страны развивающиеся и с переходной экономикой с платежными трудностями обращаются прежде всего к кредитам МВФ, договоренность с которым является обязательным условием получения ресурсов из других источников.      Ссудный капитал привлекается государственными структурами из официальных и частных источников для пополнения инвалютных резервов, покрытия бюджетных дефицитов, обслуживания внешних и внутренних долговых обязательств, осуществления мер макроэкономической стабилизации и структурной адаптации, на социальные выплаты, закупки товаров и другие нужды. Ссудный капитал в виде краткосрочных и долгосрочных синдицированных кредитов, предоставляемых синдикатом банков-кредиторов, используют и частные заемщики.Предпринимательский капиталпредставляет собой средства, вкладываемые прямо или косвенно в производство товаров или услуг, в бизнес вообще с целью получения дохода преимущественно в виде прибыли. В международном потоке предпринимательского капитала преобладают средства ТНК; они являются главными экспортерами и импортерами капитала. Средства государственных институтов и международных организаций тоже могут использоваться в качестве предпринимательского капитала за рубежом.

Прямые иностранные инвестиции (ПИИ)являются вложением капитала за рубежом для получения долгосрочного дохода. Отличительная черта прямых инвестиций состоит в том, что прямой инвестор является собственником или контролирует объект (предприятие), в который инвестирован его капитал.

Доля прямого инвестора в капитале фирмы, дающая контроль над предприятием, может быть различной. Формально в США такой границей считают 10%. Установление количественной границы между прямыми и портфельными инвестициями весьма условно. При распылении акционерного капитала управленческий контроль может дать пакет акций фирмы ниже 10%.

Через вывоз ПИИ инвесторы учреждают за рубежом новые фирмы самостоятельно или с местным партнером; покупают существенную долю в уже действующей за рубежом фирме; полностью поглощают (покупают) действующую фирму.

Рис. 13.1

Прямые иностранные инвестиции позволяют создавать полностью иностранные или совместные предприятия в других странах. Они стимулируют рост международного производства и углубление разделения труда прежде всего в рамках транснациональных корпораций; способствуют развитию и укреплению производственных и технологических взаимосвей между странами.

Зарубежные портфельные инвестициислужат важным способом привлечения иностранного капитала и предоставления финансовых средств зарубежным заемщикам. Портфельные инвестиции представляют собой вложения в иностранные ценные бумаги, не дающие инвестору права реального контроля над объектом инвестирования.

Стимул для осуществления портфельных зарубежных инвестиций посредством акций и других титулов собственности состоит в стремлении получить максимальную прибыль за счет роста курсовой стоимости и дивидендов при допустимом уровне риска. Кроме этого, инвестор надеется защитить деньги от инфляции; получить спекулятивный доход; обеспечить себя высоколиквидными средствами, которые можно быстро обратить в наличную валюту. Акции не обеспечивают фиксированный доход, не подлежат погашению, они менее надежны, чем облигации, но акции могут дать высокий доход.      5. Капитал бывает заемным, т.е. образующим долги, инезаемным, или не образующим долги.К незаемным средствамотносятся прямые инвестиции и портфельные инвестиции в акционерный капитал.К заемным средствамотносятся кредитные формы привлечения капитала - займы, кредиты, долговые ценные бумаги.      По балансу притока-оттока капитала страны подразделяются на чистых импортеров и чистых экспортеров капитала. По балансу международных активов и пассивов, т.е. по накопленному иностранному капиталу в экономике страны (пассивы) и по накопленному национальному капиталу за рубежом (активы), определяетсябаланс внешней задолженностистраны. Превышение активов над пассивами характеризует страну как чистого кредитора; превышение пассивов над активами - в качестве чистого должника.      Страны-должники бывают платежеспособными, своевременно выполняющими свои долговые обязательства перед иностранными кредиторами, и неплатежеспособными, т.е. нарушающими свои обязательства и накапливающими просроченные платежи. По классификации МВФ, к странам-неплательщикам или с трудностями в обслуживании долга относятся государства, которые в течение последних 5 лет имели просроченную задолженность и/или долги которых реструктурировались, т.е. переоформлялись.

К НАЧАЛУ СТРАНИЦЫ