logo
Экономика и макроэкономика

Классификация торгуемых услуг

  1. Транспорт (подвиды - пассажирский и грузовой; платежи осуществляются между резидентами и нерезидентами за международную перевозку и оказание сопутствующих услуг).

  2. Поездки (подвиды - деловые и личные), которые предполагают платежи за товары и услуги, приобретенные нерезидентами.

  3. Связь (платежи осуществляются за услуги почтовой, телефонной и иной связи между резидентами и нерезидентами).

  4. Строительство (платежи за строительство объектов за рубежом, осуществляемое на временной основе резидентами).

  5. Страхование нерезидентов страховыми компаниями резидентов.

  6. Финансовые услуги предполагают платежи за финансовое посредничество между резидентами и нерезидентами - комиссия за открытие аккредитивов, обмен валюты, брокерские услуги и т.п.

  7. Компьютерные и информационные услуги - консультации в области компьютерных программ, информационные услуги (обработка данных, пользование базами данных, подписка на информационные линии), обслуживание компьютеров.

  8. Пользование правами собственности (торговая марка, патент, копирайт и т.д.) и использование оригиналов или прототипов (фильмов, рукописей) на основе лицензии.

  9. Другие бизнес-услуги:

  • Личные, культурные и рекреационные услуги; а также

    • аудиовизуальные услуги - производство фильмов, радио- и телевизионных программ, компакт-дисков, гонораров артистов;

    • прочие - показ выставок, проведение спортивных и других мероприятий.

  • Правительственные услуги предполагают платежи за поставку товаров в посольства, консульства, представительства международных организаций, операции ООН по поддержанию мира.

    Услуги делятся на факторные и нефакторные. Факторные услуги- это доходы и платежи, возникающие в связи с международным движением факторов производства. Это платежи за использование капитала - проценты, дивиденды, прибыль, платежи за использование земли - роялти, за технологию - лицензионные платежи, за труд - зарплата и другие выплаты нерезидентам. Кнефакторным услугамотносятся все другие услуги.      Международные сделки с услугами различаются и по перемещению производителя или потребителя. Например, туризм требует перемещения потребителя; прямые иностранные инвестиции требуют перемещения производителя; предоставление компьютерных услуг нерезиденту не требует перемещения ни производителя, ни потребителя.      Вструктуре мирового экспорта услугпреобладают поездки - около 30%; велик удельный вес грузовых транспортных услуг - более 10% и прочих транспортных услуг - 15%; прочие услуги, оказываемые частным сектором, составляют около 40%, государственными организациями - менее 5%. Наиболее динамично развивается рынок информационных услуг, где действуют владельцы банков данных и посредники. Это связано и с удешевлением 1 бита информации в тысячи раз и с растущим спросом на информацию для выработки рыночной стратегии фирмы, разработки долгосрочных программ. Повышение спроса на информацию вызвано общим усложнением структуры управления компаниями, необходимостью принятия ими аргументированных решений на основе прогнозной информации. В информационный рынок входят все виды информации, в том числе деловая, правовая, экологическая, медицинская, потребительская.

    • Международный рынок услуг охватывает различные виды деятельности, в том числе:

      • услуги, связанные с внешней торговлей, которые включают дополнительные издержки по транспортировке товаров и их страхованию;

      • услуги, связанные с передачей технологии, в число которых входят патентные и лицензионные платежи;

      • услуги, связанные с производственным и научно-техническим сотрудничеством, в число которых могут входить капитальное строительство, ремонт, управленческие услуги, реставрационные, информационные, консалтинговые и другие;

      • услуги, связанные с иностранным туризмом и деловыми поездками;

      • услуги, связанные с международным перемещением капитала; с посредничеством в осуществлении финансовых операций - с эмиссией долговых ценных бумаг, продажей акций, получением синдицированных кредитов и т.п.;

      • услуги по выплате зарплаты и других пособий иностранным рабочим.

    Предоставление услуг в большинстве случаев происходит одновременно с продажей товара или осуществлением инвестиций в ту или иную страну.

    • По способам доставки услуг потребителю услуги делятся:

      • на связанные с инвестициями (банковские, гостиничные, профессиональные);

      • связанные с торговлей (транспорт, страхование);

      • связанные одновременно с инвестициями и торговлей (связь, строительство, компьютерные и информационные услуги, личные, культурные и рекреационные услуги).

    Значительная часть услуг поступает нерезидентам через инвестиции, т.к. в большинстве случаев предоставление услуг требует присутствия поставщика в стране потребления, в связи с чем продавец создает сеть предприятий и учреждений в принимающей стране. Посредством заграничных инвестиций осуществляется прямой экспорт услуг и предоставление услуг филиалами на месте. Большую роль в экспорте услуг играют ТНБ и ТНК, которые диверсифицируют свою деятельность, в том числе и посредством расширения сферы услуг.      Экспорт услуг начал возрастать с 1970-х гг.По некоторым оценкам, международная торговля услугами удваивается каждые 7-8 лет. За 1970-1990 гг. он увеличилcя в 12 раз и составил 811 млрд. долл., или 23,6% мирового экспорта товаров. В 1995 г. доходы от экспорта услуг достигли 1,17 трлн. долл. - 22,8% мирового экспорта товаров. В 2000 г. доходы только развитых стран от экспорта услуг равнялись 1,18 трлн. долл. (28% экспорта товаров этих стран), расходы по импорту услуг составили 1,08 трлн. долл. (24,5%).      В экспорт-импорт услуг включаются платежи по нетоварным коммерческим сделкам, которые заключаются между резидентами двух и более стран и отражаются в платежном балансе. Эти данные не дают полного представления о международном обмене услугами, ибо не все доходы-расходы по услугам нерезидентам включаются в платежный баланс и не все услуги отражаются в соответствующих статьях. Например, стоимость услуг, обеспечивающих международную торговлю, включается в цену товара и не фиксируется в торговле услугами; а между тем в ценах высокотехнологичных товаров доля услуг достигает 50% и более.      Кроме того, многие так называемые неторгуемые услуги покупаются нерезидентами во время их пребывания за рубежом, например платежи в ресторанах, магазинах, парикмахерских и т.п. Эти платежи не попадают в расходы по импорту услуг и не всегда включаются в экспортные доходы. И, наконец, услуги зарубежных предприятий ТНК не фиксируются статистикой как экспорт услуг. В результате этих и других причин официальные данные по международной торговле услугами занижены по крайней мере на 50-60%.      На международном рынке услуг лидируют США и другие развитые страны. Доля развивающихся стран на этом рынке не превышает 20%, и они имеют отрицательный баланс по торговле услугами, который в конце 1990-х гг. составлял 60-70 млрд. долл. в год. Для многих этих стран важнейшей статьей дохода является экспорт услуг, связанных с обслуживанием иностранных туристов. Оффшорные территории получают доходы от привлечения иностранных банков, компаний. Ряд стран специализируется на экспорте строительных услуг, в том числе Южная Корея, Турция. Украина зарабатывает от транзита российского газа, содержания на своей территории российских военных баз.Россияимеет отрицательный торговый баланс по услугам. В 2000 г. поступления за экспорт услуг составили 11,0% товарного экспорта, платежи по импорту услуг - 55,7% товарного импорта. Совокупное отрицательное сальдо торговли нефакторными услугами за 1994-2000 гг., в которые входят доходы от инвестиций и оплаты труда, равнялось 45,5 млрд. долл. Отрицательное сальдо по торговле факторными услугами равнялось 43,8 млрд. долл., в том числе сальдо по транспорту, включая страхование, было положительным и составило 5,9 млрд. долл., по связи - плюс 1,3 млрд. долл., поездки - минус 28,1 млрд. долл., строительные услуги - минус 5,8 млрд. долл.      Российскийэкспортуслуг включает услуги по перевозке нерезидентов российским транспортом; услуги, оказанные иностранным путешественникам; услуги, оказанные иностранным представительствам.      Российскийимпортуслуг включает расходы российских туристов за рубежом, расходы на содержание за рубежом российских учреждений и войск (посольства, консульства, военные представительства, включая части и соединения российских вооруженных сил, размещенных за рубежом и т.п.), оплату за прокачку нефти и газа через территории других стран.      Наибольший вклад в несбалансированность российской торговли услугами вносят туризм и другие поездки в результате того, что значительно больше россиян ездят за рубеж, чем иностранцев приезжает в Россию. К тому же россияне тратят больше денег во время туристических поездок, чем иностранцы в России, что связано с благоприятным для россиян соотношением мировых и внутренних цен на туристические услуги и товары. Традиционно дефицитными для России являются услуги по строительству, железнодорожному, трубопроводному и воздушному транспорту. Экспорт услуг по перевозке товаров морским и воздушным транспортом превышает их импорт.

    К НАЧАЛУ СТРАНИЦЫ