17.3. Реформирование денежно-кредитной системы. Денежно-кредитная политика
Другой частью финансовой национальной системы является денежно-кредитная система. Здесь в центре внимания находятся следующие важные проблемы:
регулирование количества денег в обращении,
темпы инфляции (или дефляции),
обеспечение устойчивости денежного обращения, в частности увеличение золотовалютных запасов Центрального банка,
создание условий для эффективного кредитования всех хозяйствующих субъектов, в частности снижение и регулирование ставки рефинансирования,
регулирование курса национальной валюты,
разработка и реализация денежно-кредитной политики, направленной на стимулирование деловой активности.
В курсе макроэкономики вы уже познакомились с основными целями и инструментами денежно-кредитной политики. Они направлены на то, чтобы национальная экономика достигла высокого уровня экономического развития, соответствующего наличным материальным и трудовым ресурсам. Это означает достижение максимально возможной занятости трудоспособного населения и отсутствие высокой инфляции. В свою очередь это предполагает устойчивость национальной валюты, инструментами достижения которой являются значительные золотовалютные резервы Центрального банка, обеспечение такой ставки рефинансирования Центрального банка, при которой предприятиям выгодно брать кредиты в коммерческих банках, а последним - прибыльно, выгодно давать кредиты предприятиям и потребительские кредиты населению. Денежно-кредитная политика призвана финансовыми средствами способствовать увеличению производства, стимулировать его рост в периоды кризисов и сдерживать темпы экономического роста в периоды экономического бума. Россия с точки зрения формирования новой денежно-кредитной системы и новой денежно-кредитной политики находится в группе средних по успешности преобразований стран переходного периода.
Вспомним из предыдущих разделов экономической теории, что существуют следующие основные инструменты денежно-кредитной политики:
операции Центрального банка на рынке государственных ценных бумаг,
изменения резервной нормы для коммерческих банков,
изменения учетной ставки (или ставки рефинансирования) Центрального банка.
Ясно, что все относящееся к сложившейся рыночной экономике является лишь целью переходного периода.
В социалистической экономике практически все, что относилось к денежным инструментам и денежной политике, отличается от рыночных аналогов:
деньги там таковыми являлись в значительной мере формально,
характер регулирования был не индикативным, а директивным,
субъекты воздействия были другими,
набор инструментов регулирования также был иным.
Достаточно привести один яркий пример того, как социалистические субъекты хозяйствования реагируют на рыночные воздействия. В 1961 г. в СССР рубль был девальвирован в 2,5 раза - колоссальная девальвация с точки зрения зрелой рыночной экономики. Социалистические предприятия и население практически не заметили этого, никакой типично рыночной реакции на эту девальвацию не произошло. В первые годы переходного периода идет становление новых субъектов управления, новых отношений, новых органов управления, новых средств реализации денежной политики, нового законодательства в этих областях. На все это накладываются национальные особенности всего трансформационного процесса: скорость и успешность становления новых частных собственников, степень сплоченности нового правящего класса в реализации стратегических целей преобразований, внешнеэкономические условия перехода, множество других условий и страновых особенностей.
До 1998 г. практически все показатели, характеризующие эффективность денежно-кредитной политики, выглядят не обнадеживающе:
ставка рефинансирования Центрального банка России оставалась чрезвычайно высокой, не опускаясь ни разу ниже 40%, зато в некоторые годы превышая 200%;
золотовалютные резервы Центрального банка России были очень низкими, не превышая 10-12 млрд. долл. в год;
темпы инфляции, хотя и снижались почти все время с 1992 г. по 1998 г., оставались очень высокими, ни разу не опускаясь ниже двухзначных цифр;
доля и абсолютные масштабы кредитования реального сектора коммерческими банками постоянно оставались очень низкими;
утечка капитала из страны была на беспрецедентно высоком уровне, составив в среднем за эти годы 20-30 млрд. долл.;
темпы прироста денежной массы в 5-10 раз превышали темпы прироста реального ВВП;
масштаб неплатежей и бартерных операций также был беспрецедентным для стран переходной экономики;
уровень реальных доходов населения снизился примерно вдвое по сравнению с исходными для переходного периода годами;
социальная дифференциация населения для стран переходной экономики оказалась также очень высокой, достигнув 14 раз (соотношение доходов разных групп населения, - доходы 20% населения с высокими доходами и 20% населения с низкими доходами);
денежные накопления подавляющей части населения были в одночасье почти полностью обесценены;
доля заработной платы в общих доходах трудоспособного населения упала ниже 50%;
вся финансовая система угнетающе действовала на реальный сектор экономики вместо его стимулирования (в 1998 г. объем ВВП страны оказался примерно вдвое ниже уровня ВВП 1990 г.);
теневая экономика достигла невероятных масштабов, по разным оценкам составив от 25 до 40% всей экономики страны;
внешний долг страны возрос более чем вдвое за первые семь лет переходного периода.
Это было результатом стечения ряда обстоятельств. Среди них важнейшими были действия Правительства - проведение фактически такой политики, в том числе и финансовой, которая объективно не могла не породить перечисленные следствия. Бессистемное, стихийное, грабительское, без оглядки на социальную цену и потери осуществление трансформационных преобразований не могло не сказаться отрицательно на финансовой сфере российской экономики. Переходный период - это становление капиталистической формы производства. Но начинается оно в сфере обращения, то есть в финансовой сфере. Сначала происходит овладение капиталом сферы обращения, то есть накопление преимущественно денежного капитала, а затем этот денежный капитал овладевает реальным сектором, то есть материальным производством, который является базисом буржуазного способа производства в целом. Не случайно законодательное разрешение создания коммерчеких банков началось еще во времена господства советской власти - в 1989 г., фактически задолго до формального начала переходного периода. Это было практическое создание институционального и очень важного системного инструмента становления будущей капиталистической экономики. Стоит заметить, что этот акт на десяток лет опередил создание государственного казначейства. Таким образом, овладение финансовой сферой логически даже предшествует массовой приватизации государственной собственности, хотя в реальности эти процессы идут рука об руку, параллельно. Финансовая сфера выступает вторым, если не первым по своим масштабам источником возникновения денежного капитала, источником первоначального накопления капитала. В этих целях использовались все возможности первоначального накопления денежного капитала. Во-первых, на протяжении всего этого периода все финансовые государственные потоки (налоги и другие источники доходной части бюджетов всех уровней, трансферты, финансирование всех получателей бюджетных расходов) проходили не через системугосударственного казначейства, а через коммерческие банки, где эти средства задерживались для "прокрутки", которая при высоких темпах инфляции и столь же высоких процентных ставках приносила баснословные барыши, или разворовывались. Во-вторых, разворовывалась (юридически это называлось нецелевым использованием кредитов или их неэффективным использованием) заметная часть практически всех зарубежных кредитов или внешняя помощь. В-третьих, финансовая пирамида ГКО/ОФЗ стала мощным инструментом перераспределения ранее накопленных разных по своему происхождению денежных средств. В-четвертых, система фиксированного валютного коридора, существовавшая до августа 1998 г., и сохранявшаяся даже в условиях ставшей очевидно неизбежной отмены фиксированного курса рубля, также стала в умелых руках таким же источником обогащения узкого круга хорошо информированных банков и чиновников. На поддержание уже отжившего курса Центробанк выбросил в июле-августе 1998 г. на рынок несколько миллиардов долларов. В-пятых, одномоментная либерализация цен в 1992 г. (приведшая к 26-кратному росту цен за год) без всяких компенсационных буферных мер и даже без признания возникшего государственного внутреннего долга перед гражданами страны выбила из процесса приватизации государственной собственности подавляющее большинство граждан страны. В-шестых, сама борьба вокруг бюджетной политики в 1991-1998 гг. и принятие в эти годы заведомо нереальных, неисполнимых да к тому же высокодефицитных бюджетов, их фактическое невыполнение оказались также средствами первоначального накопления капитала. Массовые неплатежи, захлестнувшие российскую экономику в этот период, инициировались объективно самим государством, оказавшимся не в состоянии осуществлять многие платежи, законодательно утвержденные в государственных бюджетах тех лет. Отсюда несколько вторичных следствий. Чтобы поддержать на плаву многие государственные органы, последним де-факто разрешалось частично перейти на собственное кормление в соответствующих сферах. Кроме того, подобная система неизбежно порождала теневую экономику, коррупцию, прямое воровство, вседозволенность, сращивание криминала с государственными чиновниками и целыми государственными органами, ослабляла государственную (в том числе платежную) дисциплину. В-седьмых, финансовая слабость государства не позволяла даже ставить вопрос о разработке промышленной политики, направленной на поощрение экономического роста и преодоление инвестиционного кризиса (достаточно напомнить, что за те же годы объем реальных инвестиций в экономику страны сократился в 4,5 раза, а величина годового ВВП уменьшилась более чем в два раза). Иногда сторонники тогдашнего курса указывают на объективные сложности осуществления трансформационных преобразований, указывая на отрицательные последствия развала СССР, колебания мировых цен на российские экспортные товары, на избыточную милитаризованность советской экономики. Все это верно. Однако опыт таких бывших советских республик, как Эстония, Латвия и Литва, к которым вполне правомерно применить те же критерии сложностей переходного периода, показывает, что этим странам удалось обеспечить финансовую стабилизацию в течение полутора-двух лет, а не 9-10, избежав при этом и дефолта и крупных девальваций. Это вполне убедительно показывает, что решение проблемы финансовой стабилизации связано не столько с объективными трудностями, сколько с самоорганизацией правящего класса страны, с желанием (политической волей) разработать вполне стандартную финансовую политику и реализовать ее на практике. Перелом в экономическом и финансовом положении в России приходится на 1999 г. Существуют две версии, объясняющие этот факт. Первая связывает его с последевальвационным эффектом 1998 г.
Дело в том, что в рыночной экономике всякая девальвация национальной валюты, тем более столь резкая (практически четырехкратная), неизбежно вызывает ряд следствий:
экспорт стремительно растет,
импорт соответственно снижается,
положительно сальдо торгового и платежного баланса заметно увеличивается,
реальные доходы населения скачкообразно уменьшаются,
отечественные товаропроизводители становятся конкурентоспособными в широком диапазоне товаров и услуг, поскольку их издержки относительно снижаются,
стимулы к росту отечественного производства усиливаются, что приводит к росту объемов производства,
улучшается финансовое положение страны.
Все это мы действительно наблюдали и в России 1999 г. Вторая версия связывает положительные изменения в российской экономике с приходом к власти в России нового поколения высших политических руководителей. Это сопровождалось новой конфигурацией политических сил в стране и парламенте, некоторыми персональными особенностями нового руководства, приведшими к качественно новой ситуации с формированием новой экономической, в том числе финансовой политики. Существует и третья версия, которая связывает экономические и финансовые успехи 1999-2002 гг. с заметным ростом мировых цен на ряд энергоносителей и сырьевых товаров, составляющих большинство российского экспорта. Можно уверенно утверждать, что все три точки зрения отражают реальные факторы экономического развития страны в период после 1998 г. Более того, они вполне совместимы. Впервые за годы трансформационных преобразований в России была разработана программа (стратегия) экономических преобразований на десятилетний срок (до 2010 г.), которая была рассмотрена и, в конечном счете, принята Правительством в качестве основополагающего документа, которому Правительство в целом следует в своей практической деятельности и на основе которого разрабатывает свои среднесрочные планы. Эта стратегия развернута в систему политики в разных сферах, в том числе бюджетно-налоговой, кредитно-денежной, валютной, инвестиционной, таможенной. Это привело к положительным сдвигам в переходной экономике России в 1999-2002 гг.
К НАЧАЛУ ТЕМЫ
- Экономика
- 1.2. Важнейшие экономические понятия
- 1.3. Проблемы эффективности
- 1.4. Метод экономической теории
- 1.5. Из истории развития экономической теории
- Важнейшие термины и понятия
- 1.1. Что изучает экономическая теория? (Предмет экономики)
- 1.2. Важнейшие экономические понятия
- 1.3. Проблема эффективности
- 2.2. Общая характеристика рыночной экономики
- 2.3. Предприятия в рыночной экономической системе
- 2.4. Экономическая роль государства
- Важнейшие термины и понятия
- 2.1. Различные экономические системы
- 2.2. Общая характеристика рыночной экономики
- 2.3. Предприятия в рыночной экономической системе
- 2.4. Экономическая роль государства
- Микроэкономика тема 3. Спрос, предложение и цена
- 3.1. Спрос и его факторы
- Эластичность спроса
- 3.2. Предложение и его факторы
- 3.3. Цена и ценообразование
- 3.4 Конкуренция и модели рынка
- 3.5. Недостатки рынка и необходимость государственного регулирования
- Важнейшие термины и понятия
- 3.1. Спрос и его факторы
- 3.2. Предложение и его факторы
- Тема 4. Поведение потребителей. Потребительский выбор
- 4.1. Простейшая модель поведения потребителей
- 4.2. Потребительский набор и бюджетное ограничение
- 4.3. Потребительский выбор. Правило максимизации полезности
- Важнейшие термины и понятия
- Литература
- 5.2. Издержки производства и прибыль
- Сущность и структура бухгалтерских издержек
- Альтернативные издержки
- Постоянные и переменные издержки
- Износ и амортизация
- 5.3. Производство в коротком периоде. Закон убывающей отдачи
- Закон убывающей отдачи
- 5.4. Объем производства в коротком периоде. Принцип максимизации прибыли
- Объем производства в условиях совершенной конкуренции
- Предприятия в условиях несовершенной конкуренции
- 5.5. Издержки производства в долгом периоде. Эффект масштаба
- Положительный эффект масштаба (объема производства)
- Отрицательный эффект масштаба
- Важнейшие термины и понятия
- 5.1. Мотивы деятельности предприятий и предпринимателей в рыночной экономике
- 5.2. Издержки производства и прибыль
- 5.3. Производство в коротком периоде. Закон убывающей отдачи
- 5.4. Объем производства в коротком периоде. Принцип максимизации прибыли
- 5.5. Издержки производства в долгом периоде. Эффект масштаба
- Вопросы для повторения и задания
- Литературы Основная
- Дополнительная
- Тема 6. Рынок ресурсов и распределение доходов
- 6.1. Особенности спроса на ресурсы
- 6.2. Рынок труда и заработная плата
- Рынок труда
- Заработная плата и ее формы
- 6.3. Капитал как фактор производства. Ссудный процент
- Капитал предприятия и его структура
- Инвестиции. Ссудный процент
- 6.4. Земля как фактор производства. Земельная рента
- Земля как фактор производства
- Природные ресурсы и экономика России
- Земельная рента. Цена земли
- 6.5. Распределение доходов в рыночной экономике. Проблема неравенства
- Важнейшие термины и понятия
- Литература Основная
- Дополнительная
- Макроэкономика тема 7. Макроэкономические проблемы и показатели. Совокупный спрос и совокупное предложение
- 7.1. Основные макроэкономические проблемы. Макроэкономические взаимосвязи
- 7.2. Валовой внутренний продукт
- 7.3. Основные показатели национальных счетов и соотношения между ними
- 7.4. Уровень цен и его измерение
- 7.5. Совокупный спрос
- 7.6. Совокупное предложение
- 7.7. Взаимодействие совокупного спроса и совокупного предложения
- Важнейшие термины и понятия
- Литература Основная
- Дополнительная
- Тема 8. Формирование уровня национального производства
- 8.1. Совокупный спрос и масштабы национального производства
- 8.2. Потребительский и инвестиционный спрос и его факторы
- Потребительский спрос
- Инвестиционный спрос
- Совокупный спрос
- 8.3.Равновесный объем производства. Изменение равновесного ввп и мультипликатор
- Равновесный объем производства
- Изменение равновесного ввп и мультипликатор
- Важнейшие термины и понятия
- Литература
- 9.2. Влияние государственных расходов и налогов на совокупный спрос и внп
- 9.3. Бюджетно-финансовая политика в рыночной экономике
- Важнейшие термины и понятия
- Литература Основная
- Дополнительная
- Тема 10. Денежное обращение и кредитно-банковская система. Денежно-кредитная политика
- 10.1. Сущность и функции денег
- 10.2. Количество денег, необходимое для обращения
- 10.3. Виды денег и показатели денежной массы
- 10.4. Как банки создают деньги. Денежный мультипликатор
- 10.5. Денежный рынок. Предложение денег и спрос на деньги
- 10.6. Денежно-кредитная политика
- Важнейшие термины и понятия
- Литература Основная
- Дополнительная
- Тема 11. Макроэкономическая нестабильность в рыночной экономике
- 11.1. Безработица и политика занятости
- 11.2. Инфляция и антиинфляционная политика
- 11.3. Экономический цикл и политика стабилизации
- 11.4. Экономический рост
- Важнейшие термины и понятия
- Литература Основная
- Дополнительная
- Международная экономика тема 12. Мировое хозяйство и международная торговля
- 12.1. Мировое хозяйство и международные экономические отношения
- Международное разделение труда, мировой рынок, мировое хозяйство
- Группы стран в мировом хозяйстве
- Формы и участники международных экономических отношений
- 12.2. Теории международной торговли
- Меркантилизм
- Адам Смит и его теория абсолютных преимуществ
- Теория сравнительных преимуществ Давида Рикардо
- Теория соотношения факторов производства
- Парадокс Леонтьева
- Теория жизненного цикла подукта
- 12.3. Международная торговля
- Понятие и состав международной торговли
- Динамика и объем международной торговли
- Товарная структура международной торговли
- Внешняя торговля России
- 12.4. Международная торговля услугами
- Классификация торгуемых услуг
- 12.5. Регулирование международной торговли
- Цели и направления внешнеторговой политики
- Средства осуществления государственной внешнеторговой политики
- Классификация таможенных пошлин
- Международные организации
- Важнейшие термины и понятия
- 12.1. Мировое хозяйство и международные экономические отношения
- 12.2. Теории международной торговли
- 12.3. Международная торговля
- 12.4. Международный рынок услуг
- 12.5. Регулирование международной торговли
- Вопросы для повторения и задания
- Литература Основная
- Дополнительная
- Тема 13. Международная миграция ресурсов
- 13.1. Сущность и формы международного движения капитала
- 13.2. Теории вывоза капитала
- Проблемы вывоза капитала в классических и кейнсианских теориях
- Теории международного финансирования развития
- Концепции помощи развитию
- Теории партнерства
- Теории поощрения прямых инвестиций в развивающиеся страны
- 13.3. Динамика и направления международной миграции капиталов
- Развивающиеся страны и страны с переходной экономикой
- 13.4. Инвестиционная политика принимающих стран. Проблема внешней задолженности
- Мероприятия на расширение участия иностранного капитала в национальной экономике
- Проблема внешней задолженности
- 13.5. Международная трудовая миграция и передача технологии
- Международная миграция рабочей силы
- Понятие и виды технологий
- Коммерческая и некоммерческая передача технологий
- Тнк на международном рынке технологий
- Научно-техническое сотрудничество России с зарубежными партнерами
- Важнейшие термины и понятия
- 13.1. Сущность и формы международного движения капитала
- 13.2. Теории вывоза капитала
- Литература Основная
- Дополнительная
- Тема 14. Международные финансы и экономическая интеграция
- 14.1. Валютный курс и валютный рынок
- Валюты, их виды, конвертируемость валют
- Валютный курс
- Валютный рынок
- 14.2 Платежный баланс
- Понятие и структура платежного баланса
- Особенности платежных балансов
- 14.3. Международная валютная система
- Золотой стандарт
- Бреттон-вудская валютная система
- Ямайская валютная система
- 14.4. Экономическая интеграция
- Формы, цели, предпосылки интеграции
- Западноевропейская интеграция
- Единая аграрная политика ес
- Социальные и региональные проблемы ес
- Особенности региональной интеграции развивающихся стран
- Интеграция стран с переходной экономикой
- Важнейшие термины и понятия
- 14.1. Валютный курс и валютный рынок
- 14.2. Платежный баланс
- 14.3. Международная валютная система
- 14.4. Экономическая интеграция
- Вопросы для повторения и задания
- Литература Основная
- Дополнительная
- Тема 15. Особенности переходной экономики
- 15.1. Централизованно планируемая экономика и ее распад
- Идеал и реальность: научный социализм и централизованно планируемая экономика
- Особенности централизованно планируемой экономики
- Кризис централизованно планируемой экономики и ее крах
- 15.2. Сущность и важнейшие особенности переходной экономики
- Приватизация как форма современного первоначального накопления капитала
- 15.3. Собственность и ее формы в переходной экономике
- 15.4. Экономическая роль государства
- 15.5. О критериях завершения переходного периода
- Важнейшие термины и понятия
- 15.1. Централизованно планируемая экономика и ее распад
- 15.2. Сущность и важнейшие особенности переходной экономики
- 15.3. Собственность и ее формы в переходной экономике
- 15.5. О критериях завершения переходного периода
- Вопросы для повторения
- Литература Основная
- Дополнительная
- Тема 16. Микроэкономика переходного общества
- 16.1. Приватизация в переходной экономике
- Сущность приватизации в переходной экономике
- Скрытая и легальная приватизация в переходной экономике России
- Общие итоги и перспективы приватизации
- 16.2. Ценообразование. Реформа цен
- Реформа цен в переходной экономике России
- Государственное регулирование цен
- Антимонопольное регулирование цен
- Концепция государственной ценовой политики
- 16.3. Формирование рынков. Конкуренция и монополия.
- 16.4. Реформа предприятий
- 16.5. Преобразования в аграрной сфере
- Важнейшие термины и понятия
- 16.1. Приватизация в переходной экономике
- 16.2. Ценообразование. Реформа цен
- 16.3. Формирование рынков. Конкуренция и монополия
- 16.4. Реформа предприятий
- 16.5. Преобразования в аграрной сфере
- Вопросы для повторения и задания
- Литература Основная
- Дополнительная
- Тема 17. Макроэкономика переходного общества
- 17.1. Структурные преобразования. Экономическая политика
- Структурные преобразования
- Экономическая политика
- 17.2. Формирование новой бюджетно-налоговой системы. Финансовая стабилизация
- Финансовая стабилизация
- 17.3. Реформирование денежно-кредитной системы. Денежно-кредитная политика
- 17.4. Внешнеэкономическая реформа и либерализация внешней торговли
- Важнейшие термины и понятия
- Вопросы для повторения и задания
- Литература Основная
- Дополнительная