2. Теория спроса и предложения
В конце ХIX в. Английским ученым А. Маршаллом была разработана теория спроса и предложения. Это было связано с тем, что на рынке в то время уже проявилась тенденция к обострению противоречия между производством и потреблением. Дело в том, что объем производимой продукции, превысил объем потребления ее на рынке, поэтому необходимо было выработать в экономическом анализе универсальное средство, которое могло быть применено к целевому кругу разнообразных проблем, возникших в то время на рынке:
- влияние меняющихся мировых экономических условий на рыночную цену и эффективность производства;
- оценка влияния государственного регулирования экономики в направлении установления контроля над ценами, а также определения минимальной зарплаты и экономических стимулов для развития предпринимательской деятельности. Особую роль, как на развитие предпринимательской деятельности, так и на спрос потребителей начала играть налоговая политика. Государство также через субсидии, пошлины на импорт и установление определённых квот на ввозимую продукцию также влияют на производителей и на потребителей.
Если государство не будет вмешиваться в рыночный механизм, влиять на предложение и спрос, то спрос и предложение должны будут уравновеситься стихийно и в момент этого равновесия на рынке будут установлены рыночные цены. Между ценой товара и его количеством существует определённая взаимосвязь, которая математически может быть выражена графически.
Из соответствующего графика следует, что чем выше цена, тем меньше спрос и на оборот. Кривая спроса на графике отображает обратно пропорциональную зависимость между ценой, объемом производства и спросом, однако цена не единственный фактор, который влияет на спрос. К другим факторам относится:
-доходы потребителей;
-цены на товары, удовлетворяющие аналогичные потребности;
-налоги;
-ожидание будущего изменения цен;
-демографический фактор.
Говоря о теории спроса, имеем в виду рыночный спрос множества покупателей. По мере того как на рынок поступает большое количество товара, их цена постепенно понижается. В этом проявляется закон постепенного понижения цены, существование которого заключается в следующем: если на рынок поступает большое количество товара, то при прочих равных условиях он может реализоваться по более низкой цене, чем прежде. Функция спроса в рыночном механизме является определяющей, так как она заставляет производителей выпускать необходимые населению товары, улучшать качество и ассортимент, спрос в свою очередь зависит от потребностей людей. На рынке, как правило, сталкиваются интересы покупателей и продавцов. Первые хотят купить дешевле, а другие – продать дороже, но здесь существует определённый придел – та максимальная цена, которую потребители готовы заплатить за свой товар, она называется – цена спроса, и рыночная цена не должна её превысить.
Закон спроса выявляет и другую особенность рынка, когда существует постепенное убывание спроса, покупателей на один и тот же товар, это как следствие насыщения потребностей, таким образом, закон спроса описывает 2 важнейшие особенности рынка:
-обратная зависимость между ценой и покупаемым количеством товара;
-убывание спроса на любой обмениваемый на рынке товар.
- Тема 1 Предмет микроэкономики. Методологические принципы исследования предмета микроэкономики 7
- Тема 2. Фирма, как экономически – обособленное звено общественного производства 11
- Тема 3 Економічні теорії XX століття. 16
- Тема 4 18
- Введение
- Тема 1 Предмет микроэкономики. Методологические принципы исследования предмета микроэкономики
- 1.1.Предмет микроэкономики.
- 1.2. Методологические принципы анализа рыночных отношений.
- 2.Основы рыночных отношений. Рыночные отношения как отношения экономической обособленности фирмы.
- 1 Методологические принципы анализа рыночных отношений
- 1.1. Предмет микроэкономики
- 1.2. Методы исследования предмета микроэкономики.
- 2.Основы рыночных отношений. Рыночные отношения как отношения экономической обособленности фирмы
- 2.1. Отношения собственности, как правовые рамки рыночных отношений
- 2.2. Рыночные отношения, как отношения экономике обособленности разделения труда
- Тема 2. Фирма, как экономически – обособленное звено общественного производства
- 2. Теория спроса и предложения
- Понятие предложения, функции и объем предложения
- Взаимодействие спроса и предложения
- Выводы:
- Тема 3 Економічні теорії XX століття.
- Особенности формирования неоклассической школы.
- Неокласическая теория Дж.М.Кейнса.
- 1. Особенности формирования неоклассической школы
- 2. Неокласическая теория Дж.М.Кейнса
- Тема 4 Возникновение и сущность монополии
- Формы монополии
- Тема 5 Монополия, олигополия, конкуренция
- Тема 6 Монополия и олигополия
- Тема 7 Цели корпорации
- Тема 8 Прибыль. Издержки производства
- Издержки производства, их классификация
- Предельный доход
- Тема 9 Финансовый рынок и его связь с деятельностью корпорации Денежный рынок и его связь с корпорацией
- Корпорации и биржи
- Тема 10 Ценные бумаги, выпускаемые корпорацией
- Учебно – методическая литература Основная
- Дополнительная