logo
Калинчак О

Тема 5 Монополия, олигополия, конкуренция

С развитием капитализма и господства монополий на рынке капитализм стал монополистическим. Законы рынка свободной конкуренции перестали быть не силой, осуществлять власть над производством, в этом время на смену стихии рыночных отношений приходят новые отношения - планомерные, которые несут в себе монополия. В 20 веке стали появляться, такие совершенные формы монополии как конкуренция, корпорации, транснациональные корпорации. Основное место в экономике высокоразвитых капиталистических странах стали занимать корпорации.

Корпорация - это определенное хозяйственное объединение, основанное на акционерных началах. В этом ее юридический статус корпорации предшествовал единоличный собственник, т. е. изначально корпорацией управлял владелец контрольных пакетов акций или семья, которые управляли корпорацией в собственных интересах, т. е. собственность и управление были представлены в одном лице. Корпорация относится к акционерным обществам, поэтому корпорации отвечают за внесенные первоначальные капиталы тех собственников, которые доверили их ей. Только появились на рынке, корпорация проявила себя как монополия, в стремлении получить max прибыль, установив монопольную цену. Однако, с принятием антимонопольного законодательства, она, как и другие монополии попадает под запрет ,поэтому в корпорации и ее поведении на рынке происходит эволюция.

Корпорация как акционерное общество отвечает за первоначальные капиталы, должна обеспечивать своим акционерам реализацию права голоса на их собраниях(1 раз в год) предоставляет или отчеты о своей деятельности и обсуждает стратегию дальнейшего развития корпорации, а также дивидендную политику.

Особенностью новой корпорации заключается ни только в ее масштабах (это, как правило, наука и капиталистическое производство), ни только в высокой степени концентрации производства, но и высокой степени концентрации собственности. Как правило, они господствуют в, так называемых, базовых отраслях (производящих средства производства в связи). Таким образом, корпорация- это крупная фирма, которая существует на акционерных началах, где первоначально собственники крупных пакетов акций управляли ею, и пользовались результатами ее деятельности. Иногда корпорация вырастала до огромных размеров и охватывала своей деятельности не одну отрасль, а многие, сама выбирала свои рынки сбыта, определяла свой объем производства (в зависимости от спроса и предложения этих товаров рынка), формировала спрос и предложение , организовала источники поступления капитала для своего развития и иногда диктовала цены на рынке, если такого продукта не было. Таким образом, корпорация первоначально являлась крупным монопольным объектом, которым могло властвовать, как сформировать производство, так и в формировании обращения.

Корпорация представляет собой правовое организованное производство, когда планируется такая стратегия деятельности корпорации, в основе которой заложены устойчивые темпы роста производства на новой НТ основе. Постепенно корпорация меняет свое поведение на рынке, таким образом, т. к. власть рынка для нее опасна, она стремиться к созданию своего рынка, так называемого, олигополистического рынка.

Олигополия – по своей экономической сущности является, так называемой, несовременной монополией.

Как правило, олигополия создается на отраслевых рынках, поэтому существует следующее название, отраслевой рынок на котором действует несколько фирм и вступление, в который новых фирм затруднено. Товар представленный на таком рынке может быть, как дифференцирован (авто, электра приборы), так и стандартизированные (сталь, медь, алюминий). Производители могут сотрудничать и как правило заключают между собой договор о ценах, о рынках сбыта и объеме выпускаемой продукции.

Встречается и другое определение олигополии. Олигополия - это отрасль, в которой большая часть продаж совершается несколькими фирмами. Каждая из них способна оказывать влияние на рыночную цену своими собственными действиями, которые оговорены в олигополистическом соглашении. В такой ситуации возможно поведения олигополистов в их стремлении получить максимальную прибыль ,однако они не могут не учитывать фактор спроса для конкурентов. Как правило, создаются барьеры входа, которые удерживают потанцыальных покупателей конкурентов от проникновения в отрасль, существуют олигополисты: первого рода – производители однородной продукции; второго рода – могут выставлять на рынок дифференцированную продукцию. Поведение олигополии определяется двумя силами, действующими в разных направлениях:

1- простая заинтересованность фирм в максимизации совокупной прибыли отрасли по средствам сговора;

2- совместных действий фирм ,как если бы они были единственным монополистом на рынке.

Таким образом на олигополистическом рынке, существует сговор, который проявляется как явное или молчаливое соглашение между фирмами в отрасли с целью установления фиксированных цен и объема выпуска. В литературе встречаются также понятия, как явный и молчаливый сговор. Явный – фактическое соглашение между фирмами в отрасли. В то время, как молчаливый подразумевает взаимопонимание между фирмами без слов.

Иногда олигополисты вовлекают в соперничество между собой, пытаясь отнять дело друг у друга, проводят политику так называемого слияния и поглощения.

Олигополистический рынок характеризуется тем, что, как правило, существует барьер для входа в него и выход из него свободный, олигополисты как правило в своём сговоре придерживается следующих правил, которые делают сговор более вероятным:

1 вероятность сговора тем выше, чем в большей степени правовая система благоприятствует явным соглашениям с целью повышения цены и ограничению продукции;

2 вероятность сговора тем выше, чем меньше фирм к нему причастны, так как если большое количеств фирм вступает в сговор, то труднее проследить за их поведением на рынке и выявить нарушения в рамках договорного соглашения;

3 вероятность сговора тем выше, когда фирмам легко договорится о наилучших совместных действиях, и когда соглашения такого рода, с учетом рыночной ситуации, могут измениться во времени;

4 вероятность продления договорных соглашений тем выше, чем легче выявляются нарушения в рамках соглашения;

5 сговор, как правило, обуславливает повышение цен и прибыли, и тем самым привлекают новые фирмы, поэтому чтобы сговор был прибыльным в долгосрочной перспективе необходимо предотвратить проникновение новых продавцов на рынок.

Таким образом, олигополистический сговор представляет собой картельное соглашение, которое проявляется в создании картелей по тем же показателям, которые указали ранее среди олигополистов как правило, может присутствовать, как фирма, которого с молчаливого согласия других диктует свою цену и если она меняется он предупреждает об этом других.

Таким образом, на олигополистическом рынке может присутствовать ценовой лидер для ограничения входа на рынок. Олигополисты применяют практику назначения самой низкой цены.

Практика сдерживания цен.

Олигополисты, таким образом, вступают на путь хищнического ценообразования, чтобы такая политика приносила прибыль. Вход на рынок принесет еще и другими трудности и сама политика олигополиста должна быть обусловлена поиском путей и издержек производства.