logo search
Makroekonomika

15. Равновесный объем производства в кейнсианской модели.

Равновесным здесь считается такой объем производ­ства, который обеспечивает равенство совокупных расходов в экономике и объема произведенной в обществе продукции. Рав­новесный объем производства — равновесный ВВП — такой объем производства, который обеспечивает совокупные расходы, доста­точные для реализации данного объема производства, т. е. при рав­новесном ВВП общая стоимость произведенных товаров равна стоимости реализованных (приобретенных) товаров: равновесный ВВП = AЕ, или равновесный ВВП = С+ I&. Это условие, при ко­тором вся произведенная продукция раскупается, т. е. на нацио­нальном рынке нет ни излишков, ни дефицита продукции.

Выделяют два основных подхода к определению равновесно­го ВВП: метод сопоставления совокупных расходов и реального ВВП (объема производства в экономике) и метод сопоставления сбережений и инвестиций (метод «изъятия—инъекции»). Как следует из самого названия первого метода, он предполагает сравнение совокупных расходов на уровне всей экономической системы и объема производства, который предлагают фирмы. В том случае, когда выполняется тождество, представленное выше, вся произведенная в обществе продукция раскупается, экономика достигает макроэкономического равновесия.

Если не происходит каких-либо изменений в намерениях до­мохозяйств относительно потребления и сбережений или в намерениях бизнеса относительно планируемых инвестиций, то равенство ВВП = АЕ может сохраняться неограниченно долго.

Теперь рассмотрим ситуацию с позиции метода «изъя­тия—инъекции». Суть этого метода заключается в следующем. Производство определенного объема продукции в экономике дает адекватный доход. Это положение подтверждает, например, модель кругооборота товаров, доходов и ресурсов, а также то, что ВВП можно рассчитать как по потоку доходов, так и по по­току расходов. Однако часть дохода, зарабатываемого в эконо­мике, сберегается. Следовательно, сбережения, представляют со­бой некоторые изъятия из общего потока доходов, поэтому про­изведенный объем продукции (ВВП) оказывается больше, чем расходы на потребление (С< ВВП), и их не хватает для реализа­ции всей созданной массы товаров и услуг.