25. Инфляция: понятие, причины и измерения.
Инфля́ция (лат. Inflatio — вздутие) — повышение общего уровня цен на товары и услуги. При инфляции за одну и ту же сумму денег по прошествии некоторого времени можно будет купить меньше товаров и услуг, чем прежде. В этом случае говорят, что за прошедшее время покупательная способность денег снизилась, деньги утратили часть своей реальной стоимости.
В экономической науке различают следующие причины инфляции:
1. Рост государственных расходов, для финансирования которых государство прибегает к денежной эмиссии, увеличивая денежную массу сверх потребностей товарного обращения. Наиболее ярко выражено в военные и кризисные периоды.
2. Сверхплановое расширение денежной массы за счёт массового кредитования (см. Банковский мультипликатор);
3. Монополия крупных фирм на определение цены и собственных издержек производства, особенно в сырьевых отраслях;
4. Монополия профсоюзов, которая ограничивает возможности рыночного механизма определять приемлемый для экономики уровень заработной платы;
5. Сокращение реального объема национального производства, которое при стабильном уровне денежной массы приводит к росту цен, так как меньшему объему товаров и услуг соответствует прежнее количество денег.
Методы измерения :
* Индекс цен производителей (Producer Price Index, PPI) — отражает себестоимость производства без учёта добавочной цены дистрибуции и налогов с продаж. Значение PPI опережает по времени данные CPI.
* Индекс расходов на проживание (Cost-of-living Index, COLI) — учитывает баланс повышения доходов и роста расходов.
* Индекс цены активов: акций, недвижимости, цены заёмного капитала и прочее. Обычно цены на активы растут быстрее цен потребительских товаров и стоимости денег. Поэтому владельцы активов вследствие инфляции только богатеют.
* Дефлятор ВВП (GDP Deflator) — рассчитывается как изменение в цене на группы одинаковых товаров.
* Паритет покупательной способности национальной валюты и изменение курса валют.
* Индекс Пааше — показывает отношение текущих потребительских расходов к расходам на приобретение такого же ассортиментного набора в ценах базисного периода.
Виды инфляции:
* Инфляция спроса — порождается избытком совокупного спроса по сравнению с реальным объемом производства. (Дефицит товара)
* Инфляция предложения (издержек) — рост цен вызван увеличением издержек производства в условиях недоиспользованных производственных ресурсов. Повышение издержек на единицу продукции сокращает объем предлагаемой производителями продукции при существующем уровне цен.
* Сбалансированная инфляция — цены различных товаров остаются неизменными друг относительно друга.
* Несбалансированная инфляция — цены различных товаров изменяются по отношению друг к другу в различных пропорциях.
* Прогнозируемая инфляция — это инфляция, которая учитывается в ожиданиях и поведении экономических субъектов.
* Непрогнозируемая инфляция — становится для населения неожиданностью, так как фактический темп роста уровня цен превышает ожидаемый.
* Адаптированные ожидания потребителей — изменение потребительской психологи
- Оглавление
- Алфавитный указатель
- 1. Валовой национальный продукт: понятие, форма, структура. Промежуточный и конечный продукт.
- 2. Модель кругооборота продукта и дохода. Утечки и инъекции. Основные тождества
- 3. Два способа расчета внп.
- 4. Номинальные и реальные величины. Индексы цен.
- 5. Совокупное предложение и факторы, его определяющие. Три отрезка кривой совокупного предложения.
- 6. Инвестиционная, ликвидная ловушки. Эффект богатства.
- 7. Совокупный спрос и факторы, его определяющие. Кривая совокупного спроса.
- 8. Концепции спроса на деньги Кейнса.
- 9. Макроэкономическое равновесие. Различие кейнсианского и неоклассического подходов.
- 10. Модель Модильяни и Фридмена.
- 11. Потребление и сбережения, факторы их определяющие. Предельная склонность к потреблению и сбережению.
- 12. Условия установления равновесия на рынке благ
- 13. Инвестиции. Факторы, определяющие спрос на инвестиции. Взаимосвязь инвестиций и сбережений.
- 14. Последствия изменения на рынке благ и денежном рынке в is-lm модели.
- 15. Равновесный объем производства в кейнсианской модели.
- 16. Концепция установления равновесия на денежных рынках.
- 17.Инвестиции и доход. Эффект мультипликатора.
- 18. Основные концепции формирования спроса на деньги (классики и монетаристы). Модель Баумоля-Тобина.
- 19. Экономический рост: его критерии и типы
- 20. Основные модели потребления. Модели Фишера, Кейнса.
- 21. Понятие и причины экономических циклов. Виды циклов и их влияние на различные отрасли экономики
- 22. Инвестиции. Их основные параметры. Индуцированные и автономные инвестиции.
- 23. Безработица: понятие, типы и социально-экономические последствия.
- 24. Методология исследования макроэкономических процессов.
- 25. Инфляция: понятие, причины и измерения.
- 26. Бюджетный дефицит и государственный долг. Управление государственным долгом.
- 27. Типы инфляции и ее социально-экономические последствия
- 28. Рынок ценных бумаг и его регулирование.
- 29. Зависимость между уровнем инфляции и безработицей. Кривая Филлипса.
- 30. Анализ эффективности кредитно-денежной политики с позиций кейнсианства, монетаризма, теории «экономики предложения».
- 31. Финансовая система: сущность, роль и функции финансов.
- 32. Равновесие на товарном и денежном рынке в модели Хикса-Хансена.
- 33. Госбюджет, его формирование и использование.
- 34. Валютные курсы и факторы, их определяющие.
- 35. Налоги: сущность, функции и виды. Принципы налогообложения.
- 36. Эволюция международной валютной системы.
- 37. Налоговая система. Проблемы совершенствования налоговой системы Украины.
- 38. Платежный баланс и его структура.
- 39. Фискальная политика, ее виды и инструменты.
- 40. Внешнеторговая политика: свободная торговля и протекционизм.
- 41. Влияние дискреционной фискальной политики на равновесный объем чнп.
- 42. Международное разделение труда и теория сравнительных преимуществ.
- 43. Предложение денег и структура денежной массы. Количество денег, необходимых для обращения.
- 44. Взаимосвязь между инвестициями, потреблением и сбережениями.
- 45. Спрос на деньги и факторы, его определяющие. Денежный рынок
- 46. Объективные основы формирования мирового хозяйства и его структура.
- 47. Кредитная система современного общества. Операции банков и их влияние на денежное предложение. Денежный мультипликатор.
- 48. Механизм воздействия кредитно-денежной политики на достижение полной занятости, стабильности и на внешнеэкономическую деятельность. Кейнсианский и неоклассический подходы.
- 49. Кредитно-денежная политика и ее основные инструменты.
- 50. Макроэкономическое равновесие. Различие кейнсианского и неоклассического подходов.
- 51. Международная валютная система
- 52. Системы валютных курсов
- 53. Международный кредит и его роль в мировом хозяйстве. Проблема внешней задолженности.
- 54. Взаимосвязь фискальной и кредитно-денежной политики
- 55. Кривая is-lm, взаимосвязь между денежным рынком и фондовым рынком
- 56. Неоклассические и кейнсианские теории экономического роста.
- 57. Кейнсианская модель общего экономического равновесия.