logo
Makroekonomika

41. Влияние дискреционной фискальной политики на равновесный объем чнп.

По степени участия правительства в решении макроэкономических проблем различают дискреционную и недискреционную политику или автоматическую фискальную политику.

Дискреционная фискальная политика – это политика сознательного манипулирования правительственными расходами и налогами.

Важно отметить, что активная фискальная политика направлена как на расширяющийся, так и на сокращающийся государственный сектор.

Увеличение правительственных расходов вызывает рост размеров равновесного национального дохода, а сокращение этих расходов ведет к снижению его величины. Напротив, увеличение налогов вызывает сжатие, а сокращение – расширение равновесного национального дохода.

Фискальная политика направлена на коррекцию инфляции спроса, сокращает правительственные расходы при росте налогов, т. е. создаются бюджетные излишки по сравнению со сметой, утвержденной на текущий год.

Для того чтобы решить проблемы инфляции и безработицы, нужно добиться роста национального дохода (НД). В кейнсианской модели макроэкономического равновесия стабилизирующая роль фискальной политики связана с ее воздействием на равновесный ЧНП через изменение совокупных расходов.

Мультипликатор сбалансированного бюджета показывает, что равные приросты правительственных расходов и налогов вызывают увеличение объема равновесного национального дохода на величину прироста государственных расходов и налогов, т. е. мультипликатор сбалансированного бюджета всегда равен единице.

Дискреционная фискальная политика осуществляется через государственные расходы (государственные закупки товаров и услуг и трансферты) и налоги (доходы). Изменение их и слияние приводят к изменению совокупных расходов и равновесного национального дохода.

Увеличение государственных доходов и совокупного спроса приводит к росту ЧНП, при этом рост ЧНП больше прироста государственных расходов. Это объясняется эффектом мультипликатора государственных расходов МРс, который показывает насколько изменился ЧНП в результате изменения государственных расходов:

Из всего изложенного следует, что увеличение правительственных расходов вызывает рост равновесного ЧНП, а сокращение снижает его величину.

Эффект воздействия налогов на равновесный ЧНП противоположен эффекту воздействия на него государственных закупок и трансфертов. Это объясняется тем, что располагаемый доход используется на потребление и сбережение, т. е. склонности к потреблению и сбережению предельны. Однако размеры национального дохода и всего ВВП зависят не только от размеров дефицита сальдо, но и от абсолютных размеров бюджета.

По мере роста ЧНП в период подъема (процветания) налоговые поступления автоматически возрастают и сдерживают экономический подъем. Значит, по мере роста ЧНП, налоговые поступления возрастают автоматически и формируют тенденцию к ликвидации дефицита бюджета и созданию бюджетного излишка. И наоборот, встречная стабильность, обеспеченная налоговой системой, смягчает тяжесть экономических колебаний. Все, что делают стабилизаторы, – это ограничение размаха или глубины экономических колебаний, поэтому последователи учения Дж. Кейнса соглашаются, что для существенной коррекции инфляции или спада требуются дискреционные фискальные мероприятия со стороны правительства, т. е. изменения налоговых ставок, налоговой структуры и величины правительственных расходов.