26. Бюджетный дефицит и государственный долг. Управление государственным долгом.
Бюджетный дефицит - превышение расходов государства над его доходами в данном финансовом году. Используется как инструмент фискальной политики государства для повышения совокупного спроса и экономической деятельности.
Классификация бюджетного дефицита по видам возникновения:
*циклический - спад деловой активности и сокращение налоговых поступлений;
*структурный – дефицит, возникающий в результате сознательно принимаемых правительством мер по увеличению государственных расходов и снижению налогов с целью предотвращения спада экономической активности;
*операционный - общий дефицит государственного бюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного долга;
*первичный - разность между величиной общего дефицита и всей суммой выплат по долгу. Наличие первичного дефицита является фактором увеличения долгового бремени;
*квазифискальный (квазибюджетный) - существующий наряду с официальным, скрытый дефицит государственного бюджета, обусловленный квазифискальной деятельностью государства (например, финансирование государственными предприятиями избыточной занятости в государственном секторе и выплата ими заработной платы по ставкам выше рыночных за счет банковских ссуд или путем накопления взаимной задолженности; накопление в коммерческих банках просроченных долговых обязательств госпредприятий, льготных кредитов домашним хозяйствам, фирмам и т.д.; отдельные операции, связанные с государственным долгом, а также финансирование убытков от мероприятий по стабилизации обменного курса валюты, беспроцентных и льготных кредитов правительству (например, на закупки пшеницы, риса, кофе и т.д.); кредиты рефинансирования сельскохозяйственных, промышленных и жилищных программ правительства по льготным ставкам и т.д.)
Причины возникновения бюджетного дефицита:
*спад общественного производства; *завышенные расходы на реализацию принятых социальных программ; * возросшие затраты на оборону; *рост теневого сектора экономики.
Особое значение из них имеют спад производства и рост теневого сектора экономики. Наличие этих причин приводит к уменьшению налоговой базы.
Иногда государство само создает бюджетный дефицит - это приводит к стимулированию экономического роста, особенно в период кризисов. Если государство выплачивает денег больше, чем получает, то это повышает покупательную способность в обществе - люди больше покупают, предприятия больше продают, увеличивая занятость ресурсов. Поэтому дефицит полезен в период безработицы, но в фазе подъема он опасен, так как приводит к инфляции, поскольку рост покупательной способности не сопровождается адекватным увеличением производства из-за исчерпания ресурсов.
Способы покрытия бюджетного дефицита: 1) выпуск госзаймов; 2) ужесточение налогообложения; 3) эмиссия денег т.е. печатание денег; 4) внешние займы; 5) займы у населения и у фирм.
Основная проблема, порождаемая бюджетным дефицитом – государственный долг.
Государственный долг – сумма непогашенных дефицитов госбюджетов, накопленная за всё время существования страны. Он равен сумме дефицитов прошлых лет с учётом вычета бюджетных излишков. Государственный долг складывается из задолженности центрального правительства, региональных и местных органов власти, государственных организаций, предприятий.
Если валюта государства не является конвертируемой, то различают два типа государственного долга:
Внутренний — задолженность государства владельцам государственных ценных бумаг и иным кредиторам, выраженная в национальной валюте.
Внешний — задолженность государства другим странам, международным экономическим организациям и другим лицам, выраженная в иностранной валюте. Погашается за счёт экспорта товаров или новых заимствований.
Последствия накопления государственного долга: *переложение налогового бремени на будущие поколения; *перераспределение доходов среди населения; *вытеснение (сокращение) частных инвестиций в силу выпуска государственных ценных бумаг.
Управление государственным долгом - совокупность финансовых мероприятий государства по погашению займов, организации выплат доходов по ним, изменениям условий и сроков ранее выпущенных займов, а также размещению новых долговых обязательств. Погашение гос. долга: *выплаты кредиторам; *погашение внешних и внутренних займов; *изменение условий выпущенных займов; *определение условий выпуска и размещения новых государственных долговых обязательств и др.
Управление гос. долгом представляет собой непрерывный процесс и включает 3 этапа:
-
определяются предельные размеры государственных заимствований и гарантий на очередной бюджетный год, выбираются инструменты привлечения ресурсов и повышения эффективности их использования.
-
привлекаются ресурсы на внешних или внутренних финансовых рынках путем выпуска и размещения государственных ценных бумаг, получения кредита или предоставления государственных гарантий, а затем эти средства направляются на финансирование текущих бюджетных расходов или инвестиционных проектов.
-
поиск источников финансовых ресурсов для погашения и обслуживания государственного долга, снижении общих издержек, своевременном выполнении долговых обязательств.
Государственные долговые обязательства погашаются за счет бюджетных доходов, золотовалютных резервов страны, денежных средств, полученных от продажи государственной собственности, а также новых заимствований.
Методы управления государственным долгом: административные и финансовые.
В условиях долгового кризиса используются: рефинансирование, реструктуризация, конверсия займов, консолидация займов, аннулирование и списание государственных долгов. Управление государственным долгом непосредственно влияет на экономический рост, уровень инфляции, величину ссудного процента, уровень занятости, объема инвестиций в экономику страны в целом и в реальный сектор экономики.
- Оглавление
- Алфавитный указатель
- 1. Валовой национальный продукт: понятие, форма, структура. Промежуточный и конечный продукт.
- 2. Модель кругооборота продукта и дохода. Утечки и инъекции. Основные тождества
- 3. Два способа расчета внп.
- 4. Номинальные и реальные величины. Индексы цен.
- 5. Совокупное предложение и факторы, его определяющие. Три отрезка кривой совокупного предложения.
- 6. Инвестиционная, ликвидная ловушки. Эффект богатства.
- 7. Совокупный спрос и факторы, его определяющие. Кривая совокупного спроса.
- 8. Концепции спроса на деньги Кейнса.
- 9. Макроэкономическое равновесие. Различие кейнсианского и неоклассического подходов.
- 10. Модель Модильяни и Фридмена.
- 11. Потребление и сбережения, факторы их определяющие. Предельная склонность к потреблению и сбережению.
- 12. Условия установления равновесия на рынке благ
- 13. Инвестиции. Факторы, определяющие спрос на инвестиции. Взаимосвязь инвестиций и сбережений.
- 14. Последствия изменения на рынке благ и денежном рынке в is-lm модели.
- 15. Равновесный объем производства в кейнсианской модели.
- 16. Концепция установления равновесия на денежных рынках.
- 17.Инвестиции и доход. Эффект мультипликатора.
- 18. Основные концепции формирования спроса на деньги (классики и монетаристы). Модель Баумоля-Тобина.
- 19. Экономический рост: его критерии и типы
- 20. Основные модели потребления. Модели Фишера, Кейнса.
- 21. Понятие и причины экономических циклов. Виды циклов и их влияние на различные отрасли экономики
- 22. Инвестиции. Их основные параметры. Индуцированные и автономные инвестиции.
- 23. Безработица: понятие, типы и социально-экономические последствия.
- 24. Методология исследования макроэкономических процессов.
- 25. Инфляция: понятие, причины и измерения.
- 26. Бюджетный дефицит и государственный долг. Управление государственным долгом.
- 27. Типы инфляции и ее социально-экономические последствия
- 28. Рынок ценных бумаг и его регулирование.
- 29. Зависимость между уровнем инфляции и безработицей. Кривая Филлипса.
- 30. Анализ эффективности кредитно-денежной политики с позиций кейнсианства, монетаризма, теории «экономики предложения».
- 31. Финансовая система: сущность, роль и функции финансов.
- 32. Равновесие на товарном и денежном рынке в модели Хикса-Хансена.
- 33. Госбюджет, его формирование и использование.
- 34. Валютные курсы и факторы, их определяющие.
- 35. Налоги: сущность, функции и виды. Принципы налогообложения.
- 36. Эволюция международной валютной системы.
- 37. Налоговая система. Проблемы совершенствования налоговой системы Украины.
- 38. Платежный баланс и его структура.
- 39. Фискальная политика, ее виды и инструменты.
- 40. Внешнеторговая политика: свободная торговля и протекционизм.
- 41. Влияние дискреционной фискальной политики на равновесный объем чнп.
- 42. Международное разделение труда и теория сравнительных преимуществ.
- 43. Предложение денег и структура денежной массы. Количество денег, необходимых для обращения.
- 44. Взаимосвязь между инвестициями, потреблением и сбережениями.
- 45. Спрос на деньги и факторы, его определяющие. Денежный рынок
- 46. Объективные основы формирования мирового хозяйства и его структура.
- 47. Кредитная система современного общества. Операции банков и их влияние на денежное предложение. Денежный мультипликатор.
- 48. Механизм воздействия кредитно-денежной политики на достижение полной занятости, стабильности и на внешнеэкономическую деятельность. Кейнсианский и неоклассический подходы.
- 49. Кредитно-денежная политика и ее основные инструменты.
- 50. Макроэкономическое равновесие. Различие кейнсианского и неоклассического подходов.
- 51. Международная валютная система
- 52. Системы валютных курсов
- 53. Международный кредит и его роль в мировом хозяйстве. Проблема внешней задолженности.
- 54. Взаимосвязь фискальной и кредитно-денежной политики
- 55. Кривая is-lm, взаимосвязь между денежным рынком и фондовым рынком
- 56. Неоклассические и кейнсианские теории экономического роста.
- 57. Кейнсианская модель общего экономического равновесия.