Модели поведения фирма в различных конкурентных ситуациях.
Различают производственные функции с переменными и постоянными коэффициентами. Если при заданной производственной функции любой объём производства может быть достигнут путём различных комбинаций факторов производства, то она называется функцией с переменными коэффициентами. Коэффициент показывает количество факторов, необходимое для производства единицы продукции.
Если же для получения данного объёма продукции требуется затратить определённое количество факторов, то такая производственная функция называется функцией с постоянными коэффициентами. В неоклассической теории рассматриваются функции с переменными коэффициентами.
Производственные функции описывают различные технологии и не похожи одна на другую. Вместе с тем, они имеют ряд общих свойств:
1. Каждая технология требует обязательного наличия всей совокупности факторов производства, т. е. последние являются взаимодополняющими (комплектующими).
2. Факторы производства характеризуются взаимозаменяемостью. Это значит, что каждый продукт (почти) может быть произведён путём использования различных комбинаций факторов.
Возможны два случая этих комбинаций:
• данный объём продукции может быть произведён путём использования бесконечного множества эффективных комбинаций необходимых факторов производства, полученных путём бесконечно малых изменений их затрат;
• для производства данного объёма продукции существует только одна эффективная комбинация факторов, хотя в действительности имеется какое-то определённое число комбинаций, близких по эффективности.
Однако следует отметить, что нельзя полностью заменить один фактор другим. Это будет означать переход к другой технологии производства.
Возможности субституции (замены одного другим) факторов в значительной мере определяются длительностью рассматриваемого периода времени.
Различают кратко- и долгосрочный периоды.
Краткосрочный – такой временной интервал, в течение которого невозможно изменить затраты хотя бы одного фактора производства. Те факторы, затраты которых не изменяются в краткосрочном периоде, называются постоянными. Те факторы, затраты которых можно изменить в краткосрочном периоде, называют переменными. Но всегда следует помнить, что существуют пределы роста объёма производства за счёт увеличения указанных нами факторов. Значит, производственные возможности предприятия в краткосрочном периоде ограничены. Его продолжительность определяется особенностью каждой отрасли и возможностями каждого предприятия (фирмы).
Долгосрочный период – это интервал, достаточный для того, чтобы фирма могла изменить затраты всех факторов производства. Значит, в долгосрочном периоде не существует пределов для наращивания объёма производства. Известно, что замена (замещение) факторов производства в долгосрочном периоде шире, чем в краткосрочном периоде. В долгосрочном периоде фирма может не только изменить факторы производства, но и переориентировать направление своей деятельности вплоть до перехода в другую отрасль (перелив капитала) или вообще прекратить функционирование капитала и вложить деньги в банк и жить на проценты.
Рассмотрим производственную функцию в краткосрочном периоде. Для простоты отметим, что единственным переменным фактором является труд. Если изменить его затраты (численность работников, количество часов труда), то производственная функция покажет, как они повлияют на объём производства в краткосрочном периоде. Так, по мере увеличения затрат труда будет изменяться объём выпускаемой продукции. Для его характеристики используют понятия совокупного (общего), среднего и предельного продукта.
Совокупный продукт переменного фактора – это количество продукции, произведённой при данных затратах переменного фактора и неизменных затратах других факторов производства. Так как за переменный фактор принят труд L, то совокупный продукт обозначается как TPL.
Средний продукт переменного фактора определяется как отношение совокупного продукта к количеству используемого переменного фактора:
PL= | TPL | . |
L |
Средний продукт показывает, какой величины продукт произведён единицей переменного фактора (одним работником, за один час труда), т. е. средняя или просто производительность труда.
Предельный продукт переменного фактора – это изменение совокупного продукта, полученное при использовании дополнительной единицы переменного фактора при прочих равных условиях. Если затраты труда изменились на ΔL, а объём выпускаемой продукции – на ΔTPL, то предельный продукт труда
MPL= | ΔTPL | . |
ΔL |
Рассмотрим, как изменяются совокупный, средний и предельный продукт при увеличении переменного фактора и изобразим их динамику графически (рис. 8.1). При нулевых затратах труда совокупный продукт будет равен нулю, т. е. кривая TPL будет выходить из начала координат. По мере увеличения затрат L объём выпускаемой продукции TPL будет возрастать, так как соотношение между переменным и постоянным факторами фактически будет улучшаться, что позволит более эффективно использовать последнее. Значит, первоначально прирост выпускаемой продукции будет обгонять прирост переменного фактора и кривая TPL будет возрастать быстрыми темпами. На определенном этапе станет оптимальным, а дальнейшее увеличение затрат переменного фактора приведёт к его избытку по отношению к настоящему. Это будет снижать эффективность использования переменного фактора, и прирост его станет обгонять прирост объёма выпускаемой продукции (I этап, II этап, III этап).
Кривая TPL имеет вогнутость, обращённую вверх. После точки В, наоборот, прирост переменного фактора обгоняет прирост объёма производства (кривая TPLимеет вогнутость, обращённую вниз). В точке С совокупный продукт достигает среднего максимума и начинает уменьшаться. Эта часть кривой TPL обозначена пунктиром, т. к. она не относится к производственной функции: производство на этом участке не эффективно в связи с тем, что такой же объём продукции можно произвести с меньшими затратами факторов.
Взаимосвязь кривых среднего и предельного продукта с использованием кривой ТРL показана на рис. 8.1а. Опустим из точки В перпендикуляр на горизонтальную ось.
Отрезок BL равен объёму выпускаемой продукции ОQ, а отрезок OL показывает количество используемого переменного фактора L. Если разделить BL на OL, получим средний продукт переменного фактора в точке В. Отношение этих двух величин показывает также наклон луча, исходящего из начала координат и проходящего через точку В.
Следовательно, средний продукт труда можно определить, измерив наклон соответствующего луча в каждой точке кривой TPL. Он достигает своего максимума в точке В. Именно здесь наклон наибольший, так как луч в этой точке касается кривой совокупного продукта. Какую бы точку на кривой TPL мы ни взяли, наклон луча, исходящего из начала координат и проходящего через эту точку, будет меньше, чем в точке В. Если провести лучи через каждую точку кривой совокупного продукта, то можно увидеть, что до точки В средний продукт возрастает, а после точки В убывает (8.1, б).
Построим кривую предельного
продукта MPL. Известно, что наклон кривой в определённой Рис. 8.1
точке равен наклону касательной, проведённой через эту точку, а он в свою очередь – отношению приращения совокупного продукта при очень малом приращении переменного фактора, т. е.
ΔTPL | . |
ΔL |
Но это отношение есть предельный продукт MPL в данной точке кривой TPL. Если проводить касательные к каждой точке кривой совокупного продукта, то видно, что на отрезке от точки О до точки А предельный продукт увеличивается, так как наклон кривой TPL возрастает. Причём на этом отрезке он больше среднего продукта в связи с тем, что выпуск продукции растёт быстрее, чем затраты переменного фактора. Предельный продукт достигает максимума в точке А, т. к. именно в этой точке изменяется вогнутость кривой TPL и наклон кривой начинает уменьшаться, а предельный продукт – убывает. В то же время средний продукт продолжает возрастать.
В точке В предельный продукт равен среднему, т. к. наклон касательной к кривой TPL в этой точке совпадает с наклоном луча, исходящего и проходящего через точку В. На отрезке от точки В до точки С убывает как предельный, так и средний продукт, причём первый становится меньше второго. В точке С совокупный продукт достигает своего максимума. Здесь наклон касательной к кривой TPL равен нулю, а следовательно, и предельный продукт равен нулю. После точки С совокупный продукт продолжает уменьшаться, средний продукт продолжает сокращаться, а предельный продукт становится отрицательным.
Между этими тремя переменными совокупного, среднего, предельного продукта существует связь на основе закона убывающей предельной производительности, который мы изучали в предыдущих темах.
Для изучения многих проблем необходимо уяснить понятия физического и юридического лица.
Физическое лицо представляет собой любого отдельного человека, который функционирует как товаропроизводитель и как покупатель. Его действия в рыночной экономике осуществляются с целью получения большего блага, полезности для себя и своей семьи.
Юридическое лицо подразумевает коллективную производственную деятельность. Оно может быть семейным, акционерным, кооперативным и др. Юридическое лицо обязательно должно быть зарегистрировано в органах местного самоуправления, иметь устав, бизнес-план, место нахождения (офис), печать.
Организационно-правовые формы предпринимательства установлены Гражданским кодексом РФ, а механизм создания и функционирования отдельных форм – федеральными законами (часто меняются).
К организационно-правовым формам предпринимательской деятельности относятся следующие виды коммерческих организаций:
• хозяйственные товарищества и общества;
• производственные кооперативы;
• государственные и муниципальные унитарные предприятия;
• к малым и совместным предприятиям, которые могут создаваться в различных организационно-правовых формах, относятся коммерческие организации соответственно установленным законодательством критериям.
Индивидуальные предприниматели осуществляют предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, поэтому они не относятся к каким-либо организационно-правовым формам. Точно также простое товарищество.
Хозяйственные товарищества – это коммерческие организации с разделённым на доли складочным капиталом. К ним относятся:
1) полное товарищество;
2) товарищество на вере;
3) общество с ограниченной ответственностью;
4) общество с дополнительной ответственностью;
5) акционерное общество:
- открытого типа;
- закрытого типа;
6) народные предприятия;
7) производственные кооперативы;
8) государственные и муниципальные унитарные предприятия;
9) объединения предпринимательских организаций:
- финансово-промышленные группы;
- холдинговые компании (владеют контрольными пакетами других организаций);
10) простое товарищество;
11) ассоциации и союзы предпринимательских организаций;
12) внутрифирменное предпринимательство (в разных отраслях);
13) малое предпринимательство.
Товарищества имеют:
1. Устав.
2. Бизнес-план.
3. Лицензию на право определённой деятельности.
4. Печать.
3. Деятельность фирмы в различных рыночных ситуациях
В рыночной экономике имеют место четыре основных модели рынка:
1. Чистая конкуренция.
2. Чистая монополия.
3. Монополистическая конкуренция.
4. Олигополия.
Эти модели рынка отличаются по количеству фирм в отрасли, продукции (стандартной и нестандартной), а также по вхождению и выходу фирм в рынок.
Чистая конкуренция представляет собой модель, в которой участвует множество продавцов и покупателей, т. е. большое количество фирм. Новые фирмы легко входят и выходят с рынка.
Чистая монополия, когда на рынке одна фирма является продавцом продукта или услуги. Проникновение других фирм на рынок заблокировано, отсутствует дифференциация продукции.
Монополистическая конкуренция характеризуется сравнительно большим числом продавцов (фирм), которые производят дифференцированные товары (одежда, мебель, книги и т. д.). Дифференциация является основой для создания благоприятных условий продажи и обновления продукции. Вхождение в отрасль с монополистической конкуренцией довольно простое.
Олигополия отличается небольшим числом продавцов, а это «небольшое число» означает, что решения по определению цен и объёмов производства являются взаимозависимыми. Каждая фирма испытывает на себе влияние решений своих конкурентов, поэтому фирмы обязаны учитывать эти решения.
Подробнее рассмотрим чистую конкуренцию.
Чистая конкуренция имеет свои черты:
- очень большое число независимо действующих продавцов;
- стандартная или однородная продукция;
- конкуренция ценовая или неценовая (реклама, качество, после продажное обслуживание и т. д.);
- незначительный контроль над ценами, т. к. много производителей и повлиять на цены нельзя, ограниченная роль государства;
- свободное вступление и выход из отрасли.
В условиях чистой конкуренции не существует законодательных, технологических, финансовых и других ограничений. Свободная деятельность фирм на всех этапах их созидания.
Чистая конкуренция (совершенный капитализм) – это модель рынка, которая имеет лишь аналитическое и некоторое практическое значение. Цена за единицу продукции для покупателя является доходом от единицы продукции для продавца.
Валовый доход при любом уровне продажи определяется путём умножения цены на объём реализованной продукции. Фирма всегда рассчитывает, что она получит от изменения цен на рынке и своего объёма продаж.
Предельный доход – это добавочный доход, который является результатом продажи ещё одной (дополнительной) единицы продукции. Предельный доход – постоянная величина. Почему? Потому что валовой доход увеличивается на постоянную сумму с каждой дополнительно проданной единицы.
Итак, в условиях чистой конкуренции цена товара является постоянной для отдельной фирмы: добавочные единицы могут быть проданы без понижения цены продукта. Значит, каждая дополнительная единица продаж присоединяет точно свою цену валовому доходу.
Как уже отмечалось, что предельный доход постоянен в условиях чистой конкуренции, потому что дополнительные единицы могут быть проданы по постоянной цене. В этих условиях появляется проблема получения максимума прибыли на минимум капитала. Проблема возникает в зависимости от времени работы фирмы.
Максимилизация прибыли в краткосрочном периоде связана с тем, что фирма в этот период имеет неизменное оборудование и максимилизирует свою прибыль путём минимизации убытка. Фирма вынуждена приспосабливать своё производство путём изменения факторов производства (сырья и материалов, рабочей силы и т. д.).
Экономическая прибыль фирмы определяется как разность между валовым (общим) доходом и валовыми общими издержками. Для получения максимальной прибыли фирма использует два пути анализа:
- включает валовый доход и валовые издержки;
- сравнивает предельный доход и предельные издержки, т. е. ведёт анализ поведения каждой дополнительной единицы.
Фирма будет максимизировать прибыль при условии, если валовой доход превышает валовые издержки на наибольшую величину. Убытки будут минимальными благодаря производству, при котором повышение валовых издержек над валовым доходом является минимальным и меньше, чем совокупные постоянные издержки.
При постоянной цене на рынке перед конкурентом стоят три вопроса: следует ли производить, какое количество производить, какова будет прибыль.
Ответ на вопрос, следует ли производить, фирма получит от анализа в краткосрочном периоде, если она может получить:
• экономическую прибыль;
• убыток, который ниже постоянных издержек.
Ответ на вопрос о количестве производимой продукции фирма получит от анализа, который покажет, что производить нужно такое количество продукции, при котором она получит максимум прибыли или минимум убытка.
Ответ на третий вопрос фирма получит при сопоставлении валового дохода и валовых издержек. Если валовый доход превышает валовые издержки, то фирма получит максимум прибыли (минимум убытка). Ответ будет определённый: дальше развивать производство или свертывать хозяйство.
Однако фирма может получить исчерпывающий ответ при анализе предельного дохода MR и предельных издержек МС каждой дополнительной единицы продукции. Любую дополнительную единицу продукции следует производить, если фирма от продажи последующей единицы получит больше доход, чем тратит сама на эту единицу. Если предельные издержки МС выше предельного дохода MR, то фирма должна прекратить такое производство, она не окупает свои затраты.
Итак, фирма будет максимизировать прибыль (минимизировать убытки) только в том случае, когда предельный доход равен предельным издержкам:
MR = MC.
Только в условиях чистой конкуренции можно заменить цену предельным доходом. А правило таково: чтобы максимизировать прибыль (минимизировать убыток) конкурентной фирме следует остановится на таком этапе, когда цена равна предельным издержкам Р = MC. Это правило является частным случаем правила MR = MC.
Правило MR = MC или P = MC можно применить к максимизации прибыли на основе анализа валового дохода и валовых издержек. Следует отметить, что фирма стремится получить максимум прибыли не от одной единицы, а от валовой, общей, совокупной.
В случае закрытия фирмы правило модифицируется и принимает форму MR (P) = MC для максимума прибыли (минимума убытка). Если цена превышает минимальное значение средних переменных издержек, при таком объёме производства будет максимальная прибыль.
Долгосрочный период позволяет фирмам вносить определённые изменения, которые нельзя сделать в краткосрочном периоде. В этот период фирма может расширить свои производственные мощности и даже перейти в другую отрасль. Когда долговременные изменения завершены и равновесие достигнуто, цена продукта будет в точности соответствовать минимуму средних валовых издержек фирмы, производство будет расширяться.
Если изначально цена превышает средние валовые издержки, то возможности получить экономическую прибыль привлекут другие фирмы в отрасль. А это приведёт к росту предложения на рынке. Предложение будет расти до тех пор, пока цена вновь не снизится и не сравняется со средними валовыми издержками. Когда цена меньше средних валовых издержек, налицо условия для убытка. Такое положение приведёт к тому, что ряд фирм уйдут из отрасли, а это снизит предложение и повысит цены до уровня средних валовых издержек.
В долгосрочном периоде конкурентная цена имеет тенденцию к выравниванию со средними издержками производства, а экономическая прибыль будет привлекать в отрасль новые фирмы. И каждая фирма обязана видеть хозяйственные изменения по каждому новому вовлечению факторов производства. Приведём пример расчёта по дополнительным новым работникам в сферу производства фирмы L.
Таблица 8.1
Единица ресурса «рабочая сила» L | Предельный продукт MR от каждого дополнительного работника | Цена единицы продукта Р | Доход от предельного продукта MRP | Предельные издержки MRC | Динамика прибыли |
0 | - | 2 | - | 4 | - |
1 | 6 | 2 | 12 | 4 | 8 |
2 | 5 | 2 | 10 | 4 | 6 |
3 | 4 | 2 | 8 | 4 | 4 |
4 | 3 | 2 | 6 | 4 | 2 |
5 | 2 | 2 | 4 | 4 | 0 |
6 | 1 | 2 | 2 | 4 | -2 |
Из приведённых расчётов (табл. 8.1) видно, что фирма остановится на привлечении пятого наёмника, т. к. шестой ей принесёт убыток в сумме 2 единиц.
Подобные расчёты необходимо фирме делать по дополнительному оборудованию, сырью, материалам и другим факторам производства. В этом случае составляется производственная сетка, которая показывает объём производства при различных затратах и комбинациях труда и капитала (табл. 8.2).
Таблица 8.2
Единицы труда | Единицы капитала | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
1 | 16 | 28 | 37 | 44 | 51 | 57 |
2 | 28 | 44 | 57 | 68 | 78 | 86 |
3 | 37 | 57 | 72 | 86 | 97 | 106 |
4 | 44 | 68 | 86 | 100 | 114 | 124 |
5 | 51 | 78 | 97 | 114 | 129 | 141 |
6 | 57 | 86 | 106 | 124 | 141 | 155 |
Производственная сетка показывает объём выпуска продукции при определённых затратах труда и капитала. Например, если в процессе производства использованы 3 единицы труда и 5 единиц капитала, то максимальный объём производства при данной технологии составит 97 единиц. Эта таблица даёт ответ аналитику по любой комбинации труда и капитала.
Свобода предпринимательства и свобода выбора. Свобода предпринимательства означает, что при чистом капитализме частные предприятия вправе приобретать экономические ресурсы, производить и продавать товары или услуги по выбору самой фирмы. Нет преград со стороны государства. Фирмы могут сами входить и выходить из любой отрасли.
Свобода выбора означает что:
1. Владельцы материальных ресурсов и денежного капитала могут использовать свои ресурсы по своему усмотрению.
2. Наёмные работники вправе заняться любым видом труда, на который они способны.
3. Потребители могут покупать товары и услуги в таком наборе, который они считают наиболее подходящим для удовлетворения своих потребностей.
Свобода предпринимательского выбора оказывается самой широкой в рыночной экономике.
В условиях чистого капитализма каждая экономическая единица (индивидуум или фирма) стремится делать то, что выгодно ей самой. Цель – максимизация прибыли или минимизация убытков.
Владельцы ресурсов пытаются повысить цены при продаже или сдаче в аренду ресурсов. Наёмные рабочие стремятся (хотят) получить больше дохода (заработной платы). Потребители при покупке стремятся приобрести товары или услуги по самой низкой цене. Итак, личный интерес формирует поведение различных экономических единиц, когда они реализуют свой свободный выбор. А мотив личного интереса обеспечивает удовлетворение общественного интереса в производстве товаров и услуг.
Индивидуальный интерес реализуется через производство и продажу благ. Как только его не покупают, нет реализации, нет интереса в производстве этого блага.
Конкуренция управляет корыстными мотивами поставщиков ресурсов и готовой продукции. Интересам общества отвечает использование редких ресурсов с наименьшими издержками, т. е. эффективными методами. Личная выгода поощряет конкуренцию в рыночной системе, стимулирует совершенствование производства. Предприятия стремятся получить больше прибыли, поставщики ресурсов – большего денежного вознаграждения. Они договариваются между собой о тех изменениях, которые в данное время требует общество.
Конкуренция контролирует или направляет мотив личной выгоды так, что он автоматически и непроизвольно способствует наилучшему обеспечению интересов общества. В конечном итоге концепция «невидимой руки» заключается в том, что фирмы максимизируют прибыль только в том случае, если общественный продукт получает общественное признание.
Экономическая прибыль служит сигналом для производителей, что производить, как производить и для кого производить. А монополии нарушают действие «невидимой руки» и изменяют экономические законы свободной конкуренции.
Система рынков и цен. В условиях чистого капитализма управление экономикой осуществляется через систему рынков и цен. Как конкуренция, так и система рынков и цен играет роль основной организующей силы.
Рыночная система – многослойная система связей, когда свободно выбранные решения учитываются, суммируются и взаимно уравновешиваются.
Кто следует диктату рыночной системы – вознаграждается, а те, кто его игнорируют – наказываются. Конкуренция и система рынков выносят решение: экономика должна организовать производство, чтобы распределять ресурсы и результаты производительного труда между экономическими единицами.
В рыночной экономике всё имеет цену. Если она не отвечает равновесию спроса и предложения, то снижение или повышение цен на рынке неизбежно.
Конкуренция – коренное свойство свободного капитализма.
Конкуренция – это экономическое соперничество между различными фирмами и отраслями за выгодные условия производства и продажи производимых товаров и услуг.
Конкуренция (чистая и свободная) означает:
1.Многочисленные товаропроизводители, продают абсолютно идентичную (стандартизируемую) продукцию, похожую как две капли воды (уголь, зерно и т. д.)
2.Невозможность производителей влиять на изменение рыночной цены в сторону повышения или понижения. Все обязаны продавать по существующей рыночной цене.
Появляющиеся монополии (крупные объединения), уже диктуют цену, объём производства и распределение ресурсов для получения монопольной прибыли.
Так рождается несовершенная конкуренция (монополистическая). Это означает:
- малочисленность производителей, продающих одинаковый продукт (рынок авто, мебели, жилья, компьютеров и т. д.);
- каждая фирма обладает известным контролем над своими ценами и этим влияет на весь рынок экономики.
В современной реальной жизни господствует несовершенная конкуренция. Если нет конкуренции, экономическая жизнь затухает. Только конкуренция вынуждает фирмы внедрять новые технологии, снижать издержки, повышать производительность труда и капитала.
Задача капитализма – сохранить конкуренцию. В этом велика роль государства, оно использует для этого антитрестовские, антимонопольные законы.
Всё заключается в том, что конкуренция представляет собой основную регулирующую силу при капитализме. Итак, чистый капитализм – это свободная или конкурентная, рыночная экономика.
Конкуренция, как главный механизм контроля в рыночной экономике, способствует формированию тождества личных и общественных интересов. Согласно этому принципу, каждый человек, преследуя свои личные, эгоистические цели, действует в интересах всего общества.
Сначала цена складывается в результате действия закона стоимости, который предполагает, что товары продаются и покупаются по общественно необходимым затратам труда. Дело в том, что в условиях рынка каждый товаропроизводитель затрачивает индивидуальное рабочее время, в основе этого времени лежат такие факторы производства, как НТП, который проводит к росту производительности труда, кооперация, направленная на сокращение индивидуального рабочего времени.
Когда продавец выходит на рынок со своим товаром, он может продать, а покупатель купить только по общественно необходимым условиям производства, которые отражают среднегеометрические условия. Благодаря закону стоимости, на рынке идёт процесс отбора товаропроизводителей. Те продавцы, у которых затраты рабочего времени будут ниже средних, получат от продажи своих товаров больше эквивалента своего труда. Такое положение позволяет продавцу иметь возможность расширять своё хозяйство и быстрее осваивать достижения НТП и передовой практики.
Товаропроизводитель, у которого затраты рабочего времени выше средних условий (рыночных), разоряются и переходят из собственников средств производства в разряд наёмных работников, которые, чтобы не умереть с голоду, вынуждены продавать право на результаты своего труда. Более того, за спиной этого работника стоит ещё и семья.
Первый использует эту ситуацию и скупает хозяйство второго по низким ценам. Значит, один богатеет, а другой беднеет и позднее разоряется. Общественно необходимые затраты формируют рыночную цену. Она затем колеблется в зависимости от спроса и предложения, о чём мы уже говорили подробно.
Постепенно первый товаропроизводитель расширяет свою деятельность, использует благоприятную для него рыночную конъюнктуру, монополизирует рынок капитала, рабочей силы, товаров и т. д. и монополизирует рынок.
Значит, монополии рождает рыночная конкуренция. Чем жестче конкурентная борьба, тем выше темпы роста монополий. По формам организации различают:
1. Картель. В основе этого союза фирмы, самостоятельно занимающие производством, коммерческой и финансовой деятельностью. Они договариваются между собой о ценах на рынке, делят рынок, определяют объём продажи на своём сегменте рынка. Каждое предприятие получает прибыль самостоятельно.
2. Синдикат. Правовая форма и организация этой монополии состоит в том, что коммерческие задачи берёт на себя правление синдиката, а производственные и финансовые проблемы остаются за предприятиями, входящими в этот союз. Полученную монопольную прибыль делят между фирмами в зависимости от количества и качества сданной продукции.
3. Трест. Все фирмы, входящие в эту форму монополий, теряют всякую самостоятельность и становятся составным звеном целого. Управляет всем хозяйством в тресте правление, возглавляемое президентом этой монополии. Прибыль распределяется по вложенному капиталу, по принципу деления прибыли трест похож на акционерное общество.
4. Концерн. Формирование этой формы монополии основано на финансовой задолженности. Возглавляет эту монополию, как правило, кредитор (трест, синдикат и т. д.). В условиях рыночного хозяйства эта форма становится преобладающей. Все фирмы (даже монополии) подчиняются воле кредитора, хотя внешне они имеют самостоятельность в производстве, финансовой и коммерческой деятельности.
За последнюю четверть века монополии разрослись до таких масштабов, что рамки одного государства не позволяют им вести хозяйство эффективно. Такие конгломераты становятся международными, континентальными. Они захватывают производство и рынок, сливаются с правительствами различных государств и успешно решают вопросы получения монопольной прибыли. Такие объединения в современной литературе и на практике называют трансконтинентальными корпорациями (ТНК) и считаются пятой формой организации хозяйства. Если на пути ТНК встречаются препятствия, то у них достаточно накоплений, чтобы подавить противников вплоть до объявления войны (США – Ирак).
Чистая монополия – это такая ситуация на рынке, когда фирма является единственным производителем товара, у которого нет близких заменителей. Для этой формы монополии присущи следующие черты:
1. Единственный продавец, абсолютный монополист на рынке, когда там одна фирма в отрасли: «фирма» и «отрасль» – понятия-синонимы.
2. Нет заменителей данной продукции. Продукт фирмы уникален, на рынке нет подобных. Покупатель не находит альтернатив. К таким монополиям относятся естественные монополии и государство обязано вмешиваться в их хозяйственную жизнь, регулировать их экономику (электроснабжение, газ, нефть, коммунальные услуги и т. д.). Чистой монополией является алмазный синдикат «Де Бирс», который эффективно контролирует от 80 до 95 % мирового предложения алмазов. Чистая монополия может иметь географическое измерение (местный банк в малом городе).
3. Фирма диктует цену, т. к. она одна на рынке и получает устойчивую монопольную прибыль.
4. Вхождение в отрасль заблокировано целой системой приёмов:
- эффекта масштаба естественных монополий;
- собственностью на патенты и научные исследования;
- контролем над весьма важными сырьевыми ресурсами и криминалом.
Итак, чистую монополию характеризует отсутствие конкуренции на рынке. Причина одна – высокие барьеры для вступления других в отрасль. Отсюда чистая монополия и естественная монополия вне конкуренции.
Естественные монополии имеют низкие издержки и следуют правилу: общий доход MR равен общим издержкам МС (MR = MC). При таком положении видят выгоду в расширении производства. Но бывает, когда ценовая конкуренция вспыхивает и превращается в жестокую битву. Когда 2–3 фирмы определяют отрасль, тогда правительство вмешивается в их конфликт и разрешает его путём предпочтения какой-то одной, другие гибнут или вынуждены подчиняться диктату силы. За эту поддержку правительство оставляет за собой право получать часть прибыли и определять географическую сферу деятельности монополиста, регулировать качество его услуг, контролировать цены, которые он может назначить на рынке. В результате такого положения возникает регулируемая экономика, государственно-монополистическое производство. Оно создаёт условия для снижения издержек и обеспечения потребителям определённой выгоды от этой экономии. Иногда государство в лице чиновников создаёт легальные барьеры для вступления в отрасль другим монополиям, выдавая патенты и лицензии только одной фирме. Нередко соперники фирмы устраняются насильно путём:
- давления на поставщиков ресурсов;
- перекрытия кредитов, а без этого ни одна фирма существовать не может;
- переманивания ведущих специалистов;
- демпинговой политики;
- шантажа и подкупа;
- заказного убийства.
Одним словом, все мыслимые и немыслимые приёмы хороши. Подтверждением этой мысли в условиях России являются регулярные заказные убийства во всех регионах страны, в т. ч. и Омске.
Чистая монополия определяет объём производства, исходя из трёх принципов:
1. Издержки производства.
2. Спрос на рынке.
3. Максимизация прибыли.
В условиях чистой конкуренции продавец встречается с совершенно эластичным спросом, а предельный доход является постоянным и равен цене продукции на рынке. Это значит, что валовый доход увеличивается на постоянную величину – на постоянную цену каждой проданной единицы продукции.
Кривая спроса монополиста представляет собой кривую отраслевого спроса, т. к. чистая монополия есть отрасль. Поэтому кривая спроса отрасли не является совершенно эластичной и является нисходящей.
Цена превышает предельный доход. Нисходящая кривая спроса означает, что чистая монополия может увеличивать свои продажи путём определения высокой цены на единицу своей продукции. Монополист снижает цену, чтобы повысить продажи, а от этого предельный доход становится меньшим, чем цена (средний доход) для каждого уровня выпуска, кроме первого. Почему? Снижение цены будет относиться не только к дополнительной продукции, но также и ко всем другим единицам товара, которые могли быть реализованы иначе – по более высокой цене. Каждая дополнительная проданная единица будет добавлять к валовому доходу свою цену – меньшую, чем сумма снижения цен, которая должна быть получена на всех предшествующих единицах товара.
При снижении цены монополия может получить убыток временно, но общая хозяйственная деятельность должна быть прибыльной (рентабельной), предложение Д растёт вместе со снижением цен (рис. 8.2).
Чистый монополист обязан снизить цену, чтобы больше продать. Однако предельный доход от этого будет меньше, чем цена. А мы знаем, что предельный доход есть изменения в валовом доходе до тех пор, пока валовый доход увеличивается, предельный доход является положительным. Когда валовый доход достигает своего максимума, предельный доход будет равен нулю. Когда валовый доход уменьшается, предельный доход становится отрицательным. Рис. 8.2
Монополист диктует цену и объём производства. Второе значение нисходящей спроса: монополист неизбежно определяет цену, решая какой объём продукции произвести, т. е. одновременно выбирает цену и объём производства. Общее правило в следующем: монополия никогда не выбирает такую комбинацию цена – количество, при которой валовой доход уменьшается или предельный доход является отрицательным. При понижении цены валовой доход будет снижаться. Более низкий доход при увеличении издержек от роста производства ведет к уменьшению прибыли. Какая комбинация хороша? Ответ зависит от спроса на рынке, предельного дохода и издержек производства.
Максимизация прибыли в чистой монополии достигается путём увеличения производства каждой последующей единицы продукции до тех пор, пока её реализация обеспечивает больший прирост валового дохода, чем увеличение валовых издержек. Фирма будет наращивать производство продукции до такого объёма, при котором предельный доход равен предельным издержкам.
Монополист считает выгодным продавать меньше, но по более высокой цене, чем сделал бы конкурирующий продавец. Значит, монополист считает выгодным ограничить выпуск и, следовательно, использовать меньше ресурсов, что является характерным оправданием с точки зрения общества. В условиях свободной конкуренции, чтобы выжить, производитель должен внедрять достижения НТП. Монополии защищены от конкурирующих сил, а это приводит к неэффективности: неэффективность тем больше, чем меньше конкурентов.
Мы уже отмечали, что ряд экономистов считают, что чистая монополия глуха к НТП, хотя у неё достаточно средств для научных работ. Другие видят затухание интересов к НТП чистой монополии и стремятся к полному использованию имеющегося оборудования. Но рынок формирует ряд моделей отношений чистой монополии к НТП.
Конкурентная модель показывает: чтобы выжить, фирма вынуждена повышать эффективность. Конкуренция склонна лишить (уменьшить) фирму экономической прибыли, основного стимула и источника внедрения новшеств. Прибыли от НТП недолговечны, т. к. новые идеи копируют другие, не затратив капитала на науку, и тем самым оказываются в большом выигрыше.
Монополистическая модель формируется благодаря барьерам вступления в отрасль других фирм. От этого монополист получает значительную экономическую прибыль. От этого формируются финансовые ресурсы для НТП. Поскольку чистая монополия автоматически не заинтересована внедрять результаты НТП, у нее нет стимула, то НТП, как правило, внедряется вяло. Монополии, обогащаясь за счёт всего общества, имеют меньше стимулов для использования НТП, но больше капитала для его осуществления. Вот почему исследователи монополий пришли к выводу, что монополии сдерживают развитие НТП, экономика «загнивает».
Монополии в рыночной экономике играют решающую роль на современном этапе развития мирового хозяйства. Они используют в широких масштабах:
- ценовую дискриминацию;
- государственное регулирование естественных монополий.
Ценовая дискриминация имеет место, когда данный товар продаётся по более высокой или низкой цене. И эти ценовые различия не подтверждаются фактическими издержками. Экономические последствия ценовой дискриминации двойственны:
• монополист способен увеличить свои прибыли благодаря ценовой дискриминации;
• монополист может произвести больше продукции и этим приёмом вытесняет аутсайдеров.
Государственное регулирование естественных монополий в основном решает проблемы общественного значения, которые охватывают социальные стороны жизни населения. Цена (тариф), которая устанавливается коммунальными службами, на железнодорожном и автомобильном транспорте, электросвязью, поставщиками газа, электричества, называется общественно оптимальной ценой. Она определяется государством. Если государство в лице правительства добивается эффективности распределения ресурсов, то нужно установить цену, равную предельным издержкам. Могут быть и убытки, тогда применяются субсидии.
Можно использовать и ценовую дискриминацию, благодаря которой дополнительный доход позволит фирме покрыть издержки. Но может быть использован и третий приём: когда государство отступает от цели достижения эффективности распределения ресурсов и ценообразования на основе предельных издержек и устанавливает цены, которые обеспечат справедливую прибыль, она будет равная средним издержкам.
Общественно оптимальная цена устанавливается там, где кривые спроса и предельных издержек пересекаются. Цена, «обеспечивающая справедливую прибыль», устанавливается там, где пересекаются кривые спроса и средних издержек. Подобно конкурентному продавцу, чистый монополист будет максимизировать прибыль путём уравнивания предельного дохода и предельных издержек. В результате регулирования цен можно одновременно снизить цену, увеличить объём производства и сократить экономическую прибыль монополий. Эти вопросы решает правительство с учётом ситуации в стране на данный период времени и на долгосрочный период.
Монополистическая конкуренция – это такая рыночная модель, для которой типичны:
1.Относительно большое число товаропроизводителей, которые предлагают не идентичную продукцию (может 20–25 фирм).
2.Дифференциация продукции в различных формах: а) товары различаются по своим физическим или качественным параметрам; б) услуги и условия, связанные с продажей продукта (репутация, обходительность); в) реклама, упаковка, торговые знаки и марки; г) контроль над ценами на свою продукцию (послепродажное обслуживание).
3.Вступление в отрасли с монополистической конкуренцией относительно легко.
4.Возможность фирм в условиях монополистической конкуренции получать прибыли или нести убытки в краткосрочном периоде.
Итак, под монополистической конкуренцией понимаются отрасли, где действуют несколько фирм (десятки), которые производят дифференцированный продукт, не вступая между собой в тайный союз. Ценовая конкуренция сопутствует неценовой.
Максимизация прибыли при монополистической конкуренции зависит от количества фирм, эластичности цены и степени дифференциации товара. Чем больше число конкурентов и слабее дифференциация продукта, тем больше будет эластичность кривой спроса, т. е. это больше ситуация напоминает чистую конкуренцию.
В краткосрочном периоде фирма будет максимизировать свою прибыль (минимизировать убытки) благодаря такому объёму производства товаров, который находится в точке пересечения кривых предельных издержек и предельных доходов. Фирма производит определённый объём, назначает цену, чтобы получить совокупную прибыль. Но условия рынка могут привести к убыткам на короткое время.
В долгосрочном периоде для фирм монополистической конкуренции существует тенденция к безубыточности, т. к. цена превышает минимальные средние валовые издержки. Значит, потребители не получают товар по наименьшей цене, которую допускали бы условия издержек монополистической конкуренции.
Издержки в монополистической конкуренции формируются по-особому. Экономическая эффективность требует тройного равновесия: цена – предельные издержки – средние издержки. Равенство цены и предельных издержек необходимо для достижения эффективного использования ресурсов. Равенство цены с минимальными средними валовыми издержками предполагает высокую производственную эффективность. Это равенство означает, что потребители получают наибольший объём продукции по самой низкой цене, которые будут допускать существующие издержки.
Монополистический элемент допускает некоторое количество незанятых ресурсов при производстве товаров в условиях этой рыночной структуры. Цена превышает предельные издержки в условиях равновесия в долгосрочном периоде. Значит, дополнительные единицы этого товара общество оценивает выше, чем альтернативные продукты, которые с использованием тех же ресурсов можно было бы произвести. Отрасли с монополистической конкуренцией часто переполнены фирмами, которые действуют, не достигая оптимальной мощности. Недогруженные предприятия и потребители, наказанные за эту недогрузку высоким уровнем цен, – всё это составляет издержки монополистической конкуренции.
Фирмы монополистической конкуренции используют неценовую конкуренцию, когда нет перспективы снижать цены. Неценовая конкуренция – это повышение качества, рекламы, стимулирование сбыта и т. д. Совершенствование продуктов является важным средством реализации новых технологий. Полученная прибыль от повышения качества может пойти на совершенствование производства.
Производитель в условиях монополистической конкуренции получает преимущество временно. Нужно систематически улучшать деловую конъюнктуру хозяйства, искать все новые и новые пути.
В неценовой конкуренции особую роль играет реклама. От рекламы фирма ждёт увеличения покупателей на её дифференцированный продукт. Сторонники рекламы видят ее положительную роль в следующем:
• помогает покупателям добиться разумного выбора;
• поддерживает национальные системы связей;
• ускоряет развитие продукта через непрерывное его совершенствование;
• позволяет фирмам реализовать эффект масштаба;
• стимулирует конкуренцию;
• поощряет расходы и высокий уровень занятости.
Но есть и критики использования рекламы. Они считают, что реклама:
- скорее сбивает с толку, чем информирует;
- нерационально перемещает ресурсы;
- вызывает дополнительные внешние издержки;
- приводит к более высоким, а не низким ценам и издержкам;
- поощряет монополию;
- не является стратегическим фактором, определяющим расходы фирмы.
Олигополия имеет свои особые черты, к ним относятся следующие:
1. На рынке фирм немного. Когда относительно малое количество фирм господствует на рынке товаров и услуг, эта отрасль является олигополистической (большая тройка, четвёрка, пятёрка и т. д.).
2. Товары могут быть стандартными или дифференцированными.
3. Эффект масштаба и экономия издержек. Здесь эффект масштаба большой, не надо много производителей (не все фирмы имеют возможность стать гигантами). Малые и средние производства разоряются и умирают. Например, в автомобильной промышленности США действует большая тройка – «Дженерал моторс», «Форд» и «Крайслер», на их долю приходится до 90 % продаж автомобилей.
4. Эффект слияния. Чтобы выжить, поднять конкурентоспособность, нужно объединить хозяйства, слиться в единый капитал.
5. Всеобщая взаимозависимость. Чтобы принять решение о повышении цен, нужно предвидеть ответный ход своих конкурентов.
Олигополия формирует свои особенности определения цены и объёма производства товаров. Чистая конкуренция, монополистическая конкуренция и чистая монополия – все эти формы конкуренции относятся к довольно ясно очерченным рыночным классификациям, а олигополия – нет. Существует жёсткая олигополия, при которой 2–3 фирмы господствуют на всём рынке, и расплывчатая, когда 6–7 фирм производят 70–80 % продукции. Такие условия на рынке усложняют поведение фирм и выработку какой-то ясной модели. Всеобщая взаимозависимость в наибольшей степени осложняет ситуацию, а неспособность фирмы предсказывать ответные действия её конкурентов делает фактически невозможным определение спроса и предельных доходов, с которыми сталкивается олигополия. А без этих данных фирма не может определить даже теоретически цену и объём производства, максимизацию прибыли.
Существуют две тенденции в определении цены и объёма производства:
1. «Жёсткие» цены. Цены при олигополии меняются реже, чем в условиях чистой конкуренции, монополистической конкуренции и в некоторых случаях чистой монополии.
2. Олигополистические цены изменяются, но для этого вырабатываются стимулы к согласованным действиям или тайному сговору.
Тайный сговор имеет место, когда фирмы достигают молчаливого согласия о том, чтобы зафиксировать цены, распределить рынки или ограничить конкуренцию между собой. Но различие в спросе и издержках, мошенничество ценовых скидок, антитрестовское законодательство препятствуют тайному сговору.
Лидерство в ценах происходит тогда, когда «господствующие» фирмы меняют цену, другие же следуют за лидером. Практика подтверждает, что корректировку цен делают редко. Ценовой лидер часто цены не меняет. Оповещая о необходимости повышения цены, лидер добивается согласия своих конкурентов на это.
Ценовой лидер не обязательно выбирает цену, которая максимизирует прибыль отрасли в коротком периоде. Чтобы помешать вступить в отрасль, фирмы устанавливают низкую цену, которая максимизирует прибыль.
Ценообразование идёт по принципу «издержки плюс». Монополисты олигополий делают определённую «накидку» в размере определённого процента. Этот метод калькуляции цен не является несовместимым с тайным сговором или лидерством в ценах. Считается, что благодаря неценовой конкуренции могут быть получены более долговременные преимущества перед конкурентами, потому что изменение продукта, новую технологию не могут так быстро освоить конкуренты, как снижение цен.
Эффект олигополии определяется с двух точек зрения. Традиционная точка зрения предполагает, что олигополия действует как монополия. Создается видимость, что сохраняется конкуренция, а фактически её нет. Точка зрения Шумпетера – Гэлбрейта в том, что олигополия способствует развитию и внедрению достижений НТП и поэтому, как результат, производит лучшую продукцию, устанавливает более низкие цены и высокую занятость по сравнению с другими моделями рынка.
Антимонопольное законодательство. Особенности поведения фирм в различных моделях рынка, их непредсказуемость требуют от правительств всех государств принимать различные антимонопольные законодательства. Впервые в мире в 1890 году в США по инициативе сенатора Шермана был принят специальный закон, в котором объявлялись незаконными действия, сделки, договоры, объединения, которые ограничивали торговлю и формировали монополии. Наказывались фирмы за попытку монополизировать рынок на срок до года и штрафовались на большие суммы. В 1914 году в США вышел ещё один закон Клейтона, который запрещал корпорациям приобретать акции и активы других фирм, если эти покупки вели к ослаблению конкуренции. В 1961 году правительство США возбудило иск против ряда крупнейших электротехнических компаний («Дженерал электрик» и «Востингауз»). Суд приговорил семь предпринимателей за попытку поднять цены на свою продукцию (тайный сговор) к тюремному заключению на разные сроки. А семь компаний – к крупным штрафам (на 2 млн долларов и 10 млн долларов).
Во Франции в 1986 году вышло постановление о ценовой конкуренции, в котором запрещалось создание союзов промышленников. Антимонопольным законодательством не допускается деятельность, которая давит на уровень цен. Во Франции создан Государственный Совет по конкуренции, декретом которого может быть приостановлено сильное (резкое) повышение цен. В стране существует национальный совет по потреблению, финансовый трибунал, имеющий право на строгие санкции к нарушителям законодательства. В структурах министерств и муниципальных органах сформированы группы государственных контролёров по ценам и качеству продукции.
В России основным фактором, под воздействием которого формируется антимонопольная политика, является открытие экономики для иностранной конкуренции и установление курса рубля к доллару. Закон о конкуренции в России предусматривает дополнительные меры против:
- изъятия товаров из обращения, а также ограничения в торговле и производстве, если это создаёт искусственный дефицит;
- предварительного сговора об искусственном повышении (понижении) или поддержании цен;
- соглашений о территориальном делении рынков или делении рынков по потребителям, а также реализации продукции;
- приобретения фирмой акций, выпускающих аналогичные товары, если они уже выпускают 30 % таких товаров.
В Российской Федерации принят Федеральный Закон «О естественных монополиях», в котором определены основы федеральной политики в отношении естественных монополий.
В транспортировке нефти и её продуктов, электороэнергетике, услугах портов, аэропортов, почтовой связи государство устанавливает цены и тарифы, осуществляет контроль за правом собственности. За нарушение законодательства установлен штраф до 15,0 тыс. МРОТ. При не исполнении предписаний фирма карается штрафом до 10,0 тыс. МРОТ; за недостоверные сведения – до 1 000 тыс. За незаконное изъятие документов арбитражный суд накладывает штраф на органы, нарушившие закон.
Антимонопольные законодательства в каждой стране свои, но имеют одну задачу – ограничить силу и мощь монополий в стране и на континенте, если это ТНК. Законы совершенствуются с учётом нужд страны.
4. Эффект масштаба
В долгосрочном периоде фирма имеет возможность не только комбинировать факторы производства, но и изменять количество применяемых факторов, т. е. изменять масштабы производства.
Оказывается, изменение факторов в одной и той же пропорции может привести к различным результатам.
Соотношение между относительным изменением объёма производства (выпуска) и относительным изменением факторов производства называется эффектом масштаба.
В зависимости от характера этого отношения различают:
• положительный (растущий) эффект масштаба, когда объём выпуска увеличивается в большей пропорции, чем затраты факторов
F (ax) < aF (x);
• постоянный (неизменный) эффект масштаба, когда объём выпуска изменяется в той же пропорции, что и затраты факторов
F (ax) = aF (x);
• отрицательный (снижающий) эффект масштаба, если объём выпуска увеличивается в меньшей пропорции, нежели затраты факторов производства
F (ax) > aF (x).
Изучая действие эффекта масштаба, нужно учитывать, что характер его обусловлен:
- недействием закона убывающей отдачи (все факторы являются переменными);
- неинтенсивностью использования какого-либо фактора (предполагает неизменность соотношения факторов).
Сохранение неизменным соотношения факторов производства для любого уровня выпуска продукции позволяет проследить проявление факторов масштаба, анализируя карту изоквант. (Изокванта – в теории производственных функций – это геометрическое место точек, в которых различное сочетание факторов производства (ресурсов) дает одно и то же количество выпускаемой продукции.)
Если при одной и той же пропорции увеличения объёма факторов изокванты сближаются, это свидетельствует о положительном эффекте масштаба; если они расходятся, то имеет место отрицательный эффект масштаба; если сохраняют шаг – эффект масштаба постоянный.
Законов, которые регулируют действие эффект масштаба, не существует. Определяется эффект масштаба только эмпирическими наблюдениями, сопоставлениями фактического положения, итогов.
В этой связи в качестве факторов, которые способствуют росту отдачи от масштаба, можно выделить такие, как:
Ё действие размерного фактора;
Ё рост производительности из-за более глубокого разделения труда;
Ё большие возможности применения новых технологий и техники;
Ё более полная загрузка мощностей;
Ё использование высококвалифицированной рабочей силы и специализация в управлении.
Факторы, противодействующие росту эффекта масштаба:
ü рост вероятности возникновения узких мест и аварийности;
ü нарастание трудностей управления и координации;
ü рост транспортных расходов и затрат по сбыту;
ü рост административных расходов.
Поскольку характер и длительность действия эффекта масштаба определяются технологией, то для каждой отрасли характерен свой оптимальный объём – масштаб производства.
Однако наблюдается определённая тенденция: в условиях конкуренции не все фирмы выдерживают напора своих «собратьев». В олигополии существеннее проявляется эффект масштаба и экономия издержек. Известно, что ряд отраслей состоит из нескольких фирм. Дело в том, что там, где эффект масштаба значителен, достаточно эффективное производство возможно только при небольшом числе производителей. В этом случае эффективность требует, чтобы производственная мощность каждой фирмы занимала большую долю совокупного рынка. А множество фирм с небольшими размерами не может выжить. Эффект масштаба предполагает, что число конкурентов сокращается из-за банкротства и слияния.
С начала становления автомобильной промышленности США было много фирм, сейчас их три: Дженерал, Форд, Крайслер (до 90 % продаж). Для появления новых конкурентов на рынке нужны огромные затраты на технологии, снижающие издержки. Эффект масштаба может быть непреодолимым барьером для вступления в отрасль, в которой используются сложные и дорогостоящие технологии. Здесь особую роль играют гиганты, которые создают и продают продукцию не только на национальном рынке, но и на мировом.
- Вопросы для госэкзамена по специальности
- Рыночная система: сущность, механизмы ,законы развития.
- 1.1 Определение рынка.
- 1.2 Условия функционирования рынка
- Глава II. Функции и механизм рыночной экономики
- 2.1 Главные и важнейшие функции рынка
- 2.2 Механизм функционирования рынка
- 2.3 Принципы функционирования рынка
- Закон спроса и предложения.
- Закон убывающей предельной полезности.
- Конкуренция и ее виды.
- II. Концепция пяти сил конкуренции.
- 3. Внутриотраслевая конкуренция и ее интенсивность.
- III Анализ влияния конкуренции на структуру рынка
- Модели поведения фирма в различных конкурентных ситуациях.
- Экономический рост и его движущие силы.
- 1. Экономический рост и его движущие силы
- 2. Современный тип экономического роста и его особенности
- 3. Эффективность производства
- 4. Теория экономического равновесия и эффективности роста
- Формы и методы государственного регулирования деятельности нефтегазовых компаний.
- Топливно-энергетический комплекс рф: содержание, состав, характеристика.
- 10.Состояние и проблемы развития тэк на современном этапе.
- 11.Основные проблемы развития нефтегазового комплекса.
- Предпринимательская деятельность: понятие, виды и организации. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности в рф.
- Основные производственные фонды, их состав и структура.
- Износ и амортизация основных производственных фондов.
- Понятие себестоимости продукции, ее состав и структура.
- Назначение и основные функции налогов.
- Содержание государственных финансов.
- Последовательность процедуры принятия решений:
- Экономическое содержание ценных бумаг
- Основные виды ценных бумаг
- Корпоративные ценные бумаги
- Сберегательная книжка
- Факторы риска
- IV. Методы оптимизации управленческих решений