logo
ответы ГОС общие

Содержание государственных финансов.

Содержание государственных финансов.

Государственные финансы являются важной сферой финансовой системы страны, призванной обеспечить государство денежными средствами, необходимыми ему для выполнения экономических, социальных и политических функций. По экономической сущности государственные финансы - это денежные отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и части национального богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства и его предприятий и использованием государственных средств на затраты по расширению производства, удовлетворению растущих социально-культурных потребностей членов общества, нужд обороны страны и управления. Субъектами денежных отношений в данной сфере являются государство (в лице соответствующих структур власти), предприятия, объединения, организации, учреждения, граждане.

В состав государственных финансов включаются: бюджеты разных уровней государственного управления, внебюджетные фонды, государственный кредит, финансы государственных предприятий. Благодаря разному функциональному назначению перечисленных звеньев государство оказывает влияние на широкий спектр экономических и социальных процессов, решение отраслевых и территориальных проблем.

Важную роль в составе государственных финансов играют бюджетные взаимосвязи, складывающиеся на федеральном, республиканском (субъектов федерации) и местном уровнях. С помощью бюджетных отношений в распоряжение государственных структур мобилизуется значительная часть национального дохода, перераспределяемого финансовым методом. Бюджеты разных уровней - федеральный, республиканские, местные являются финансовой базой деятельности соответственно для федеральных, республиканских и местных органов власти и управления.

Для выполнения общих функций в границах федерации Россия формирует федеральный (центральный) бюджет. Его ресурсы предназначаются для финансирования государственных целевых комплексных программ, обеспечения государственных расходов, связанных с выполнением Россией федеральных функций, а также содержания вооруженных сил и органов управления.

В системе бюджетных отношений Российской Федерации особое звено составляют республиканские бюджеты. Аккумулируемые в них финансы предназначены для выполнения республиками, входящими в Российскую Федерацию, своих государственных функций.

Важное значение в системе бюджетных отношений отводится местным бюджетам. В последнее время они развиваются быстрыми темпами в связи с повышением роли и влияния местных органов власти: растут масштабы местного хозяйства, расширяются и усложняются функции местных органов власти.

Отдельное звено в составе государственных финансов образуют внебюджетные фонды. Они хотя и управляются федеральными, республиканскими и местными властями, тем не менее организационно отделены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность. К внебюджетным фондам относятся: фонд социального страхования, пенсионный фонд, фонд занятости населения, другие целевые фонды государственного и регионального значения (инновационный, природоохранительный, регионального развития и т.д.).

Специфической частью государственных финансов выступают денежные отношения, составляющие содержание государственного кредита. Госкредитные отношения возникают в связи с мобилизацией временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения и их передачей во временное пользование органам государственной власти для обеспечения финансирования государственных расходов. Привлечение государством временно свободных денежных средств юридических и физических лиц осуществляется путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг. Основными формами государственного кредита являются займы и казначейские ссуды.

С помощью госкредита ресурсы, аккумулируемые на финансовом рынке, направляются на финансирование потребностей экономического и социального развития. Госкредитные ресурсы позволяют цивилизованным способом покрывать бюджетный дефицит. Способствуя оттоку денег из обращения, государственный кредит смягчает остроту проблем в сфере денежного обращения.

Государственные доходы, методы их мобилизации.

При функционировании государственных финансов возникают два тесно взаимосвязанных процесса: мобилизации финансовых ресурсов в распоряжение государственных структур и использования средств на различные государственные потребности. Первый из этих процессов находит свое выражение в понятии государственных доходов, второй - государственных расходов.

Государственные доходы представлены той частью финансовых отношений, которая связана с формирование финансовых ресурсов в распоряжении государства (в лице различных его структур) и государственных предприятий. При этом аккумулируемые государством финансовые ресурсы относятся к разряду централизованных, остающиеся в распоряжении государственных предприятий - децентрализованных. Централизованные государственные доходы формируются в основном за счет налоговых поступлений, доходов от внешнеэкономической деятельности, платежей населения. Децентрализованные образуются из денежных доходов и накоплений самих предприятий.

В составе централизованных государственных доходов основное место занимают доходы бюджета, за счет которых обеспечивается решение экономических и социальных задач развития общества. Помимо их к централизованным государственным доходам относятся ресурсы государственных внебюджетных фондов - социального страхования, пенсионного, фонда занятости населения и др.

В качестве объекта бюджетных отношений могут рассматриваться такие формы, как прибыль и заработная плата, налоговые платежи с которых являются источником формирования бюджетных доходов. В свою очередь объектом госкредитных отношений являются временно свободные финансовые ресурсы предприятий (организаций, учреждений) и сбережения населения.

Главным источником формирования государственных доходов является национальный доход. Но иногда, особенно в период наступления чрезвычайных обстоятельств (война, крупное стихийное бедствие и т.п.), в качестве источника государственных доходов может выступать ранее накопленное национальное богатство.

Все источники государственных доходов можно разделить на две группы - внутренние и внешние. К внутренним относятся национальный доход и национальное богатство, создаваемые внутри страны и используемые государством для выполнения присущих ему функций. К внешним относится национальный доход, а в исключительных случаях - и национальное богатство другой страны, если они заимствуются в форме государственных займов или поступают в виде репарационных платежей.

Состав государственных доходов в значительной мере обусловлен методами, с помощью которых государство аккумулирует необходимые ему денежные средства. В условиях рыночной экономики основными методами мобилизации государственных доходов являются налоги (в разных их формах), займы и эмиссии.

Совокупность всех видов государственных доходов, формируемых разными методами, их взаимоувязанное применение составляют систему государственных доходов, которая призвана решать не только фискальные, но и экономические задачи - стимулировать рост производства и повышение его эффективности, влиять на размещение производительных сил по территории страны, содействовать ускорению научно-технического прогресса.

Центральное место в системе государственных доходов занимают налоги. Они являются универсальной и вместе с тем исходной категорией, выражающей основные свойства финансов, функционирующих в развитой экономической системе рыночного типа. Именно в условиях функционирования рыночной экономики налоговая форма становится преобладающей в общей системе финансовых взаимосвязей. Налоги имеют фискальное, экономическое и социальное значение.

Вторым по фискальному значению доходом являются государственные займы. Они используются не только для покрытия бюджетного дефицита, но и для обеспечения различных капитальных затрат, особенно в части инвестирования средств в государственный сектор экономики. Существенно возрастает значение займов в периоды кризисного состояния экономики, когда усиливается финансовая напряженность разных звеньев финансовой системы.

Между налогами и государственными займами существует тесная связь, определяемая тем, что финансовой базой погашения займов выступают налоги. Растущие расходы государства, связанные с погашением займов и выплатой процентов по ним, обусловливают необходимость повышения налогов. Существует и обратное влияние налогов на займы. Например, рост налогов неизбежно наталкивается на сопротивление налогоплательщиков, и правительство, не желая допустить обострения социальной напряженности, идет по пути выпуска все новых и новых займов.

Третьим методом мобилизации государственных доходов является эмиссия, причем не только бумажно-денежная, но и кредитная. К эмиссии государство прибегает лишь в том случае, если налоговые и займовые поступления не обеспечивают покрытия растущих государственных расходов, а на финансовом рынке складывается ситуация, неблагоприятная для выпуска новых займов. И бумажно-денежная, и кредитная эмиссии, если они обусловлены необходимостью покрытия бюджетного дефицита, ведут к усилению инфляционных процессов в экономике.

Охарактеризованные выше методы мобилизации государственных доходов позволяют формировать бюджетные фонды на разных уровнях государственного управления.

Государственные расходы, их экономическое и социальное значение

Государственные расходы - это часть финансовых отношений, обусловленная использованием централизованных и децентрализованных доходов государства. Специфика государственных расходов состоит в обеспечении потребностей государственной сферы деятельности. Государственные расходы призваны удовлетворять наиболее важные потребности общества в области развития экономики и социальной сферы, осуществления государственного управления и укрепления обороноспособности страны.

Государственные расходы состоят из прямых расходов государства, осуществляемых через систему бюджетных и внебюджетных фондов, и расходов государственных предприятий, организаций, учреждений. И те, и другие расходов производятся в целях расширения производства (путем финансирования капитальных вложений и оборотных средств), образования общественных фондов социального назначения и удовлетворения других потребностей государства.

Специфическим видом государственных расходов в условиях рыночной экономики являются затраты на инвестиции в действующие или вновь создаваемые предприятия, нередко осуществляемые на долевых началах. Создаваемая за счет государственных инвестиций собственность передается специальным органам управления госимуществом.

Совокупность конкретных видов государственных расходов, тесно взаимосвязанных между собой, составляет систему государственных расходов. Организационное построение данной системы базируется на целевом направлении средств, безвозвратности расходования государственных ресурсов, соблюдении режима экономии.

Основными целевыми направлениями государственных расходов в коммерческой сфере деятельности являются капитальные вложения и финансирование оборотных средств, в некоммерческой - заработная плата, затраты на текущее содержание, капитальные вложения и т.п. Принцип безвозвратности расходования государственных ресурсов означает, что средства, использованные на финансирование народного хозяйства, социальные и другие цели, не нуждаются в обязательном их возмещении. Достижению наибольшей результативности в процессе осуществления государственных расходов отвечает такой принцип их организации, как соблюдение режима экономии. Он может быть охарактеризован как система форм и методов последовательной минимизации затрат относительно получаемого результата. Этот принцип не всегда связан с сокращением расходов, но обязательно предполагает наиболее целесообразное их осуществление.

Финансирование государственных расходов осуществляется в разных формах - самофинансирования, бюджетного финансирования, кредитного обеспечения. Самофинансирование используется для покрытия расходов государственных предприятий за счет их собственных финансовых ресурсов. Бюджетное финансирование применяется для обеспечения затрат, имеющих общегосударственное значение. Кредитное обеспечение применяется, с одной стороны, государственными предприятиями, получающими банковские ссуды для покрытия своих текущих и инвестиционных затрат, а с другой стороны, государственными структурами разного уровня управления, прибегающими к заимствованию денежных средств на финансовом рынке в форме государственного кредита. Рациональное соотношение между названными формами финансового обеспечения государственных расходов позволяет найти разумный баланс экономических интересов, добиться высокой результативности от применения каждой из форм.

  1. Финансы, их сущность и функции.

Финансы- это фактор производства, без которого оно немыслимо. Финансы представляют собой совокупность денежных отношений, связанных с формированием, распределением и использованием денежных доходов и накоплений в процессе их кругооборота.

Притоки образуются от реализации продукции, работ и услуг, продажи части имущества, доходов от владения финансовыми активами других эмитентов, поступлений от инвесторов, кредиторов.

Оттоки связаны с необходимостью оплаты затрат на производство, выплат процентов по кредитам и другим займам, возвратом кредитов, выплатой дивидендов.

Виды потоков:

Функции финансов:

  1. формирование денежных поступлений

  2. распределение этих поступлений

  3. контроль за их формированием и распределением

Недостатки в области обеспечения финансами могут привести к банкротству или поглощению другими компаниями. В полном объеме функции финансов проявляются в компаниях, централиз.ДП.

Для осуществления произв.деятельности хоз.объект вступает в финансовые отношения с :

  1. другими хоз.субъектами в процессе покупки, продажи товаров, оказания различных услуг

  2. с работниками данного объекта

  3. с собственниками данного объекта

  4. с государством

  5. со структурными подразделениями субъекта, дочерними предприятиями

  1. Финансовые ресурсы акционерных обществ. Источники финансовых ресурсов и их оценка.

Финансовые ресурсы- это ДС, которые имеются в распоряжении хоз.субъекта. Образуются за счет целого ряда источников, которые можно разделить на:

  1. внутренние и внешние

  2. долгосрочные и краткосрочные

  3. собственные и заемные

Внутренние формируются в процессе хоз.деятельности, их величина зависит от масштабов и результатов деятельности. Относятся: уставный, резервный,добавочный капиталы, все виды прибыли и доходов,АО, выручка от реализации.

Внешние не являются результатом фин.деятельности. Относятся: выпуск новых акций,займы, кредиты, целевые поступления.

Уставный капитал- это сумма вкладов учредителей для обеспечения ж-д компании. В качестве вкладов могут вноситься: ДС, здания, оборудование, ЦБ, права пользователей землей, природными ресурсами. Стоимость их оценивается в рублях. В его состав входит акционерный капитал. Содержание уставного капитала:

Одними из основных собственных источников финансовых ресурсов является прибыль предприятия, она образует:

Выступает в виде накопленной прибыли и нераспределенной прибыли.

Целевое финансирование дочерних обществ материнской компанией. Это целевое финансирование для развития дочернего общества, осущ. по стратегическому плану компании.

АДР и ГДР- это производные ЦБ, выпускаемые в обращении банком- депозитарием, который приобретает пакет российских ценных бумаг и под него выпускает депозитарные расписки. Они обращаются на международных вторичных рынках.

Основными источниками заемных средств выступают:

  1. кредиты коммерческих банков всех видов

  2. коммерческий кредит

  3. облигационные и прочие займы

  4. коммерческие бумаги (векселя, опционы)

Коммерческий кредит представляет собой отсрочку платежа одного хоз.субъекта другому. Он может быть по форме: вексельным, фирменным, авансом. Различают кредиторскую задолженность и дебиторскую.

Финансовый лизинг, предусматривающий специальную разработку и создание объекта для конкретного потребителя на основе аренды.

СРП- это особая форма синдицированного финансирования на контрактной основе, при которой возмещение инвестиций осуществляется получаемой продукцией.

Следовательно, финансовые ресурсы, которые необходимы компании, можно получить за счет:

  1. Собственный капитал, его структура и формирование.

Собственный капитал представляет собой совокупность финансовых ресурсов компании, сформированных за счёт средств учредителей (участников) и финансовых результатов собственной деятельности. В случае акционерного общества собственный капитал называют также акционерным капиталом. Следует различать термины «собственный капитал» и «чистые активы». Чистые активы равны совокупным активам (англ. assets) за вычетом совокупных обязательств (англ. liabilities). Представляет собой сумму превышения рыночной стоимости собственности над непогашенной задолженностью.

Как показатель балансового отчета представляет собой:

  1. уставный капитал (оплаченный акционерный капитал);

  2. нераспределенную прибыль, заработанную предприятием в результате эффективной деятельности и остающуюся в его распоряжении;

  3. добавочный капитал (формируется по результатам переоценки активов, за счёт эмиссионного дохода; безвозмездно полученные предприятием ценности);

  4. резервный капитал — резервный фонд (из чистой прибыли создаётся); фонд потребления (также из чистой прибыли) и т. п. см. форму № 1 Бухгалтерский баланс.

Увеличение величины СК может осуществляется путем:

Способы эмиссии акций:

Согласно РФ 2 способа эмиссии:

Негативные последствия от эмиссии:

Значительный рост СК может быть получен от своевременной переоценки активов по справедливым ценам, отвечающим значимости и техническому состоянию активов. Нераспределенная прибыль -наиболее доступный, но он ограничен уровнем доходности и необходимостью её использования на другие цели. В дочерних АО существенную долю в СК составляет целевое финансирование т.е поступление ДС на развитие общества согласно стратегическим планам от материнской компании. Вторая группа фактором роста величины СС связана с факторами, повышающими доходность активов, приводящим к увеличению прибыли, а также с оптимизацией распределения дохода по направлениям использования.

Факторы роста СК связаны как с эффективностью управления активами, так и с повышением доходности от текущей деятельности, оптимизацией налоговой нагрузки и распределением прибыли

  1. Заемный капитал, его структура, формирование и оценка.

Заемный капитал — капитал, полученный в виде долгового обязательства. В отличие от собственного капитала, имеет конечный срок и подлежит безоговорочному возврату. Обычно предусматривается периодическое начисление процентов в пользу кредитора. Примеры: облигации, банковский кредит, различные виды небанковских займов, кредиторская задолженность.

Заемный капитал подразделяется на краткосрочный (до одного года) и долгосрочный.

В составе долгосрочных источников заемных средств организаций следует выделить и такие специфические источники финансирования, как финансовая аренда, финансирование под уступку денежного требования, финансирование по договору коммерческой концессии. 

Формально заемный капитал представлен в бухгалтерском балансе организации разделами IV «Долгосрочные обязательства» и V «Краткосрочные обязательства» . Однако некоторые группы статей раздела краткосрочных пассивов нуждаются в более детальном рассмотрении, поскольку по своему характеру они могут быть отнесены к собственным источникам финансирования. 

В составе заемного капитала в соответствии с содержанием Пассива баланса организации можно выделить следующие его элементы: 

• долгосрочные займы и кредиты; 

• отложенные налоговые обязательства; 

• прочие долгосрочные обязательства; 

• краткосрочные займы и кредиты; 

• кредиторская задолженность; 

• задолженность перед участниками (учредителями) по выплате доходов; 

• доходы будущих периодов; 

• резервы предстоящих расходов; 

• прочие краткосрочные обязательства.

Определение величины заемного капитала и его структуры является необходимым этапом при решении ряда задач финансового менеджмента, наиболее распространенными из которых являются следующие: - оценка финансовой независимости и платежеспособности корпорации;

- прогнозирование вероятного банкротства и оптимизации структуры капитала;

- расчет цены заемного капитала и средневзвешенной стоимости капитала корпорации;

- определение приемлемого уровня финансового риска.

Каждая из этих задач может быть поставлена различными заинтересованными сторонами, начиная от собственников и заканчивая государственными органами, поэтому учитывает тот вид заемного финансирования, который касается их интересов. Наиболее общая трактовка понятия заемного капитала встречается при оценке финансового состояния корпорации и характеристике общего уровня финансовой независимости.

Банковские кредиты

Позволяет привлечь большую долю инвестиций для развития компании.

Преимущества:

Создается возможность одновременного привлечения крупных инвестиций, особенно при высоком кредитной рейтинге компании.

Обеспечивается рост финансового потенциала для существенного расширения активов.

Использование ЗС образует эффект финансового рычага, а отсюда, увеличение рентабельности СС.

По сравнению с эмиссией акций банковское кредитование считается более дешевым источником.

Недостатки:

Риск финансовой зависимости от банковского сектора.

Нарушение соотношения ЗС и СС, что ухудшает кредитно- и платежеспособность

Стоимость ЗК увеличивается по мере роста его доли в пассива. а отсюда увеличивается средневзвешенная стоимость капитала.

Растет финансовая зависимость.

Банковских кредитов: на основе среденей процентной ставки, которую предприятие должно заплатить, уменьшенную согласно налогому корректору:

Кd=(1-СтН)*СтК,

где (1-СтН)-налоговый корректор, позволяющий учесть снижение налогооблагаемой прибыли

СтК - средняя плата за кредит, опоеделяется с учетом условий и сроков предоставления кредитов.

СтК = Выплаты по кредитам/∑кредитов

Заемного капитала в виде облигаций:

Стоимость облигаций – этот та величина доходности, которую они должны обеспечить их держателям.

Ррс=Dо*(1-СтН)*∑(1/(1+Кd)t) + Рнс/(1+Кd)n)

где Ррс-рыночная стоимость облигаций

Dо-купонные выплаты

Рнс-номинальная цена облигации

Кd-стоимость облигации

  1. Особенности корпоротивного финансирования в нефтегазовом комплексе.

Система отношений компаний с перерабатывающими предприятиями привела к созданию схемы переработки давалъческого сырья. Специальные структуры по реализации нефти и нефтепродуктов, существующие внутри компаний, покупают нефть по трансфертным ценам, поставляют ее на НПЗ в качестве давальческого сырья и оплачивают процесс переработки по трансфертным ценам. Эта схема также снижает возможности дочерних предприятий получить полновесный доход, в том числе для финансирования собственных текущих потребностей.

В настоящее время имеют мето четыре схемы переработки нефти:

    1. Переработка давальческого сырья материнской компанией;

    2. Переработка давальческого сырья сторонними нефтяными производителями нефти;

    3. Покупка нефти для переработки у материнской компании по внутрикорпоративным ценам (ОАО Лукойл)

    4. Переработка нефти, приобретаемой на внутреннем рынке.

Основной схемой взаимоотношений является первый и второй варианты – переработка давальческого сырья. Ёмкость независимого внутреннего рынка по продаже нефти невелика.

Для вертикально интегрированных компаний характерен высокий уровень централизации в области:

В целом для компании привлекаются финансовые ресурсы на фондовых рынках, как российских, так и зарубежных. Долгосрочные кредиты, не ходимые для развития, также привлекаются материнской компанией.

Предприятия - общества с ограниченной ответственностью не имен акционерного и эмиссионного дохода, не выпускают облигаций, их выход н финансовый рынок ограничивается.

Формирование их финансовых ресурсов происходит за счет собств ресурсов, полученных в процессе производственной деятельности и в по перераспределения финансовых ресурсов в компании в целом'После связаны в основном с финансированием развития производства

В 000 основной источник поступления финансовых средств - реализа ция продукции, работ и услуг внутри компании, а также продажи выбывших основных фондов и других материальных активов. Доход от финансовых операций такое предприятие может получить при работе с векселями, валютой и другими краткосрочными финансовыми инвестициями, а также от участия в работе других предприятий.

У предприятий типа «закрытое акционерное общество» прав в области распоряжения финансами может быть несколько больше.

На формирование корпоративных схем финансирования существенное влияние оказывают отраслевые особенности.

Среди отраслевых особенностей следует выделить следующие:

    1. Характер производственного процесса;

    2. Зависимость производства от природных и климатических факторов;

    3. Формирование организационных структур компаний;

Зависимость от велечны и структуры экспорта

  1. Контрактные формы отношений при освоении ресурсов нефти газа.

Контрактная форма финансирования разработки нефтегазовых месторождений. Соглашения о разделе продукции являются привлекательной формой организации инвестиционной деятельности как для самого инвестора, так и для государства. Для инвесторов СРП привлекательно тем, что обеспечивает стабильность и предсказуемость, чрезвычайно важные для любых крупных инвестиций, хотя не гарантирующие от коммерческого риска. Для государства преимущества СРП заключаются в том, что соглашения обеспечивают приток крупных инвестиционных вложений и, в отличие от форм заимствования, раздел продукции не грозит усилением долгового бремени или потерей контроля над недрами и сырьевыми ресурсами, поскольку речь идет не о продаже недр, а об их аренде в течение определенного срока.

Инвестиционный характер СРП определяется, в числе прочего, основаниями для включения в перечни участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции. Такими основаниями являются обстоятельства, требующие привлечения значительных инвестиций для поиска, разведки и добычи полезных ископаемых.

Для обеспечения эффективности инвестиционных вложений СРП заключаются, как правило, по итогам конкурса или аукциона, проводимого в установленном действующим законодательством порядке. Разработка условий пользования недрами и подготовка проекта соглашения по каждому объекту недропользования осуществляется комиссией, создаваемой Правительством РФ по согласованию с органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ.

Инвестиционный правовой режим соглашения о разделе продукции заключается в освобождении инвестора от уплаты федеральных, региональных и местных налогов и сборов, за исключением налога на прибыль (для обычного способа раздела продукции — п.1 ст.8 Закона о СРП), платежей за пользование недрами, единого социального налога и замене традиционного налогообложения разделом продукции.

Закон о СРП предусматривает два механизма раздела полученной в результате добычи и переработки минерального сырья продукции:

Следует также упомянуть госконтракты.

  1. Цена и структура капитала: методы их определения и использования.

Стоимость капитала представляет собой среднюю цену, которую акционерное общество платит за его привлечение из различных источников.

С другой стороны это норма доходности, которую требуют инвесторы.

Стоимость капитала – это денежные выплаты, которые акционерное общество платит собственникам капитала и инвесторам. Следовательно, стоимость капитала - это затратный показатель.

Измеряется в %, показывая, сколько % необходимо выплатить за каждую единицу используемых финансовых средств.

Стоимость капитала – это минимальная отдача, которую необходимо получить для расплаты за привлекаемые финансовые ресурсы, то есть это необходимый минимальный уровень рентабельности инвестируемого капитала.

Стоимость капитала – средняя цена, которую акционерное общество платит собственникам капитала за используемые финансовые ресурсы.

Стоимость капитала определяется как средневзвешенная величина:

СВСК=∑ki*dd,

где СВСК - средневзвешенная стоимость капитала,%

ki-стоимость i-ого финансового источника

dd-доля i-ого источника в общей сумме финансовых средств.

В процессе осуществления инвестиционной деятельности компании необходимо знать, под какие проценты она может привлечь требуемые финансовые ресурсы с фондового рынка или банковского сектора, а также, как изменится оценка рынком стоимости его собственного капитала, а следовательно, и стоимости самой компании.

Акционерному обществу необходимо знать, какие виды финансовых средств оно может привлечь без снижения своей платежеспособности и финансовой устойчивости.

Цели:

  1. Формирование рациональной структуры финансовых средств.

Использование только собственных источников может снизить доходность предприятия, ограничить его развитие, а также возможность получения эффекта за счет финансового левереджа.

Использование большой доли облигационных займов может привести к потере доходности в годы, когда производятся большие выплаты по облигациям без достаточного прироста прибыли.

Долгосрочные кредиты могут быть очень дорогими и требовать специальных гарантий. Все используемые финансовые ресурсы различаются по степени риска и их влияния на доходность, финансовую устойчивость и кредитоспособность хоз.субъекта.

Использование большой доли заемных средств может потребовать значительных выплат по ним, что приведет к снижению прибыли и рентабельности, а также потере платежеспособности и кредитоспособности. Большая доля заемных средств может снижать величину чистых активов и, в некоторых случаях, привести к их отрицательной величине.

Величина и структура активов зависят от целого ряда факторов. В первую очередь это определяется:

  1. капиталоемкостью производства

  2. длительностью операционного цикла

  3. материалоемкостью производства

  4. размером и составов компании и его дочерних ООО

  5. отраслевой структурой

  6. месторасположением предприятия

  7. финансовой политикой компании.

Нефтегазовые компании относятся к капиталоемким производствам. Это определяет большую долю ОС в структуре активов.

Эффект финансового рычага (ЭФР) – приращение рентабельности собственных средств, получаемое в результате использования заемных средств. В американской литературе понятие ЭФР трактуется как приращение чистой прибыли на одну акцию при привлечении заемных средств, что в свою очередь зависит от рентабельности собственных средств. Поэтому обе трактовки не противоречат друг другу.

Привлечение заемных средств, сокращая абсолютную величину чистой прибыли, может привести к росту рентабельности собственных средств, а отсюда – к большей величине прибыли на рубль акционерного капитала, к большим (потенциально) выплатам дивидендов.

ЭФР зависит от: разницы экономической рентабельности и платы за кредит (в %%); структуры пассива, т.е. соотношения собственных и заемных средств; ставки налога. ЭФР может быть определен по формуле:

СтН – ставка налога на прибыль, ЭР – экономическая рентабельность, СтК – ставка по кредитам. СтК – средняя расчетная ставка процента, она определяется делением фактических финансовых издержек по всем кредитам за рассматриваемый период на общую сумму заемных средств. При расчете СтК, так же как и ЭФР, кредиторская задолженность не учитывается, так как она не имеет стоимости. Ее учет исказит результат.

ЭР для этих целей определяется делением операционной прибыли, т.е. прибыли до выплаты процентов и налогов, на активы за минусом кредиторской задолженности.

Выражение (ЭР-СтК) называется дифференциалом, соотношение ЗС и СС – плечо рычага, а (1-СтН) – налоговый корректор, т.к. плата за кредит включается в расходы, снижая величину налогооблагаемой прибыли и суммы налогов.

ЭФР образуется, когда дифференциал положителен, т.е. ЭР>СтК. Чем больше дифференциал, тем больше ЗС можно привлекать, т.е. одновременно увеличивать плечо рычага. Плечо рычага играет роль мультипликатора и при положительном дифференциале усиливает его эффект. Однако, наращивая величину ЗС, следует помнить, что одновременно будет расти средняя расчетная ставка, а, следовательно, может снизиться дифференциал.

Если новое заимствование приводит к росту ЭФР, то такое заимствование выгодно предприятию. Чем больше дифференциал, тем меньше финансовый риск. И наоборот – сокращение дифференциала свидетельствует об увеличении финансового риска.

  1. Предельная цена капитала: понятие, определение и использование в деятельности акционерных обществ.

Финансовый менеджмент на предприятии призван повышать эффективность основной, финансовой и инвестиционной деятельности последнего. Одно из обязательных условий управления финансовыми объектами – оценка эффективности их использования. В решении данной задачи помогает оценка стоимости капитала.

Стоимость капитала – процентная ставка (доля единицы) от суммы капитала, вложенного в какой-либо бизнес, которую необходимо выплатить инвестору в течение определенного периода за использование его капитала.

По содержанию стоимость капитала представляет собой альтернативную стоимость, т. е. доход, который ожидают получить инвесторы от альтернативных возможностей вложения капитала при неизменной величине риска.

Оценка стоимости капитала может осуществляться в следующем порядке.

1. Поэлементная оценка стоимости капитала (СК). В ходе данной оценки совокупный капитал раскладывается на отдельные элементы, каждый из которых рассматривается как объект оценки (С/). При этом раздельно оцениваются такие элементы капитала, как обыкновенный привилегированный заем, банковский коммерческий кредит и другие платные источники капитала. В упрощенной форме стоимость этих элементов равна величине уплачиваемого за капитал процента.

2. Обобщающая оценка стоимости капитала (средневзвешенная стоимость капитала – ССК). Такой вид оценки рассчитывается как средневзвешенный результат поэлементной оценки (С/) с учетом удельного веса различных источников финансирования (Di). При этом рекомендуется из совокупного капитала исключить бесплатные краткосрочные пассивы.

ССК = УCiDi.

3. Сопоставимость оценки стоимости собственного и заемного капитала. Необходимость данной оценки связана с обесценением собственного капитала и искусственным занижением его удельного веса. В данном случае сопоставимость обеспечивается выражением собственного капитала в текущей рыночной оценке.

4. Динамическая оценка стоимости капитала, которая предполагает расчет динамических показателей за ряд периодов по сформированному и планируемому к привлечению капиталу.

5. Оценка предельной стоимости капитала (ПСК). Данная оценка характеризует прирост средневзвешенной стоимости капитала (ДССК) в соотношении с суммой дополнительно привлекаемого источника финансирования (DК):

ПСК = ДССК / DК.

6. Оценка предельной эффективности капитала (ЭКlim). Для расчета этого показателя следует сопоставить дополнительные расходы на обслуживание планируемых источников финансирования (ДССК) и прирост прибыли (ДП) по планируемым операциям предприятия:

ЭКlim = ДП / ДССК.

Необходимость оценки стоимости капитала связана с использованием в хозяйственной практике различных источников финансирования. Основная область применения стоимости капитала – оценка экономической эффективности инвестиций.

Стоимость капитала – ставка дисконта, которая используется в методах оценки эффективности инвестиций, т. е. с помощью которой все денежные потоки, появляющиеся в процессе инвестиционного проекта, приводятся к настоящему моменту времени. Стоимость капитала – результативный показатель, поэтому на ее значение можно влиять путем применения различных инструментов управления.

Необходимость оценки стоимости капитала заставляет предприятия постоянно искать новые подходы к ней. Одним из таких подходов к оценке выступает оценка предельной стоимости капитала.

Предельные затраты в экономике – затраты на производство очередной единицы продукции. Объективно их величина зависит от влияния многих факторов. Так, один из подобных факторов – уровень опыта и профессионализма управленцев, как правило, возрастающий по мере становления коммерческой организации и сопутствующего этому наращивания объемов производства. В связи с этим взаимосвязь удельных затрат труда (зависимая переменная) и объема продукции в единицах (независимая переменная) описывается так называемой кривой обучаемости (learning curve).

Эффект кривой обучаемости по содержанию тесно связан с принципом отдачи от масштаба и состоит в том, что наращивание объемов производства до определенных пределов сопровождается ростом эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Причина такого эффекта – влияние постоянных затрат. С ростом объемов производства удельные, а следовательно, и маржинальные затраты снижаются. Но это снижение не может длиться бесконечно. Поэтому по мере накопления производственного и технологического опыта и стабилизации деятельности предприятия достигается некий оптимальный уровень производства. При его росте маржинальные затраты начинают возрастать. Причиной этого, в частности, выступает возрастание управленческих расходов.

Средневзвешенная стоимость капитала при существующей структуре источников представляет собой оценку по данным уже закончившихся периодов. Таким образом, данный показатель не является постоянной величиной, поскольку она меняется с течением времени, находясь под влиянием целого комплекса факторов. Одним из основных таких факторов считается расширение объема новых инвестиций. Наращивание экономического потенциала коммерческой организации может осуществляться как с помощью собственных средств(реинвестирование части прибыли), так и за счет привлеченных.

Предельная (маржинальная) стоимость капитала (Marginal Coast of Capital, МСС) – рассчитываемые на основе прогнозных значений расходы, которые предприятие вынуждено будет понести в будущем периоде для наращивания объема инвестиций при сложившейся конъюнктуре фондового рынка. На практике МСС может оставаться постоянной, однако при достижении некоторого критического объема используемых ресурсов, существенно изменяющего структуру источников, средневзвешенная стоимость капитала обычно возрастает. Динамика изменения МСС зависит от стабильности хозяйственной деятельности предприятия.

С определенной долей условности можно считать, что в стабильно действующей коммерческой организации со сложившейся системой финансирования своей деятельности средневзвешенная стоимость капитала остается обычно постоянной при некотором варьировании объема вовлекаемых в ходе инвестирования ресурсов. В то же время по достижении определенного предела она возрастает. В нестабильных условиях хозяйствования, характеризующихся сильными колебаниями спроса на продукцию, заметными изменениями ритмичности поставок сырья, предельная стоимость капитала, как правило, возрастает, поскольку предприятию приходится в целях недопущения сбоев в производстве использовать источники финансирования не всегда с выгодными условиями.

  1. Инвестиционные проектные решения: классификация, важнейшие параметры, процедура подготовки и принятия.

Инвестиции—LR вл-ния фин-х, мат-х и интелл-ный ценностей с целью пр-ва р-т, пр-ции, ок-ния услуг и получ-я П или др конеч рез-та (охрана природы,↑кач-ва жизни и т.п.).

Инвестиции – ден ср-ва, банковские вклады, паи, акции и др ЦБ, оборуд-у, технологии, кот вкладываются в объект предприним деят-ти с целью получ Приб.

  1. Реальные инв-ции—А и К/образующие—ДС, направл-ые на созд-е пром-х проектов.

  2. Мат-ые ин-ции—движ-ое и недвиж-ое им-во.

  3. Фин инв-ции—влож-я, акции, обл-ции, паевые взносы и др виды ц.б.

  4. Интелл-ные—авторские права, know-how, НИОКР, т.п.

ИП (проектное реш-е)—единица инв деят-ти, это комплекс взаимосв-ных действий по концетрации и исп-нию эк-ких ресурсов на пр-тии направл на получение выгод (в теч относительно длит периода и в реальных,т.е. прогнозируемых условиях).

В широком смысле—замысел или план;

В узком смысле—комплект док-ов по созд-ю какого-л соор-ния, изд-я или услуги; предвар-ый вар-т какого-л док‑а.

Проект-е реш-е также м рассм-ть как рез-т выбора—рук-во к действию, и как процесс—построенная в опр-ой посл-ти совок-ть разл-х процедурдля выбора наилуч реш-я.

Классификация проектных решений:

Важнейшие параметры оценки:

  1. Время функц-ния объекта—опр-ся исх из сроков службы осн-го обор-я, периода обновл-я технол-й, периода R-ой экспл-ции прир-х рес-ов и т.п.;

  2. Динамика единовр-х и тек затр на реал-цию ИП—опр-ся на основе смет на стр-во объекта, цена на приобр-ое обор-ние, кальк-ций тек затрат на произ-во;

  3. Динамика получаемых рез-тов—опр-ся на осн прогноз. оценок объемов вып-мой пр-ции в нат выр-ии, прогнозов цен ед-цы пр-ции и выручки от реал-ции;

  4. Динамика эф-тов—в общем случае опр-ся как разность рез-тов и интегрир-х затрат. В затр м.б. вкл-ны налоги. Интегр-ые затр=КЗатр+ТекЗатр.

Виды эффектов: