3. Внутриотраслевая конкуренция и ее интенсивность.
Интенсивность конкуренции может колебаться от мирного сосуществования до жестких и грубых способов выживания из отрасли. Наиболее сильно проявляет себя конкуренция в отраслях, для которых характерны:
большое число конкурентов;
однородность выпускаемых товаров;
наличие барьеров снижения издержек, например стабильно | высокие постоянные затраты; |
высокие выходные барьеры (когда фирма не может выйти | из отрасли, не понеся при этом значительных убытков); |
зрелость, насыщенность рынков (эта ситуация сегодня характерна для мирового компьютерного рынка, столкнувшегося с насыщением потребностей покупателей).
Одним из способов уменьшить давление внутриотраслевой конкуренции является использование сравнительных преимуществ, которыми обладает фирма.
Один из вариантов метода сравнительных преимуществ предложен российским экономистом А. Юдановьм. Он разделил все многообразие конкурентных стратегий фирм, действующих на одном рынке, на четыре типа, различающихся характером своей конкурентной стратегии: коммутантов, патиентов, виолентов, эксплерентов. Каждый из них приведен к определенному типу биологического поведения и имеет соответственную аналогию.
Коммутанты (серые мыши) - маленькие, гибкие, легко подстраивающиеся к изменению рыночного спроса фирмы. Часто предлагают товары-имитаторы, товары-подделки. Не привязаны прочно к определенной области деятельности, легко просачиваются из одного рынка на другой. Обладают низкой устойчивостью.
Гибкость и приспособляемость составляют основу конкурентной стратегии. Тип, очень характерный для российского рынка. Многие российские коммутанты, проводя рекламную кампанию в средствах массовой информации, даже не называют характер своей деятельности, поскольку готовы использовать любую новую возможность получения прибыли.
Патиенты (хитрые лисы) -узкоспециализированные фирмы, хорошо освоившие одну из ниш (областей особых потребностей) рынка. Как правило, это не очень крупные организации, в течение ряда лет выпускающие продукцию определенного профиля. Конкурентная стратегия - основанные на узкой специализации низкие издержки и высокое качество товара. Российский рынок обогащается патиентным типом за счет приватизированных высокоспециализированных предприятий.
Виоленты (слоны, львы) -гиганты, мощь которых позволяет им осуществлять контроль над рынком, вернее, над его значительной долей. Конкурентная стратегия - низкие издержки за счет экономии на масштабе и удовлетворение массового спроса покупателей. В российских условиях уязвимы от появления иностранных конкурентов. Протекционистская политика правительства, защищая отечественные фирмы, одновременно подавляет стимулы для повышения качества, снижения издержек российских товаропроизводителей.
Эксплеренты (ласточки, мотыльки) - фирмы, чьим конкурентным преимуществом являются инновации, новые технологии и товары. Часто слабо связаны с рынком, не имеют достаточных средств для его освоения, широкой маркетинговой деятельности. Более эффективно действуют как венчурные (рисковые) подразделения крупных фирм или их дочерние организации.
4. Сила воздействия поставщиков. Фирма конкурирует, то есть ведет экономическую борьбу, не только с себе подобными производителями, но и со своими контрагентами-поставщиками, конкурентами.
Сильные поставщики могут:
повышать цену на свои товары;
снижать качество поставляемых продуктов и услуг.
Сила поставщиков определяется:
наличием крупных компаний-поставщиков;
отсутствием заменителей поставляемых товаров;
ситуацией, когда отрасль, куда осуществляются поставки, - один из неглавных заказчиков;
решающим значением поставляемых товаров в ряду необходимых экономических ресурсов;
способностью присоединить фирму-покупателя путем вертикальной интеграции.
5. Сила воздействия покупателя. Конкуренция со стороны покупателей выражается:
в давлении на цены в целях их снижения;
в требованиях более высокого качества;
в требованиях лучшего обслуживания;
в сталкивании внутриотраслевых конкурентов друг с другом.
Сила покупателя зависит от:
сплоченности и концентрированности группы потребителей;
степени важности продукции для покупателей;
диапазона ее применения;
степени однородности продукции;
уровня информированности потребителей;
других факторов.
Разрабатывая конкретную стратегию, фирмы стремятся найти и воплотить способ выгодно и долговременно конкурировать в своей отрасли. Универсальной конкурентной стратегии не существует; только стратегия, согласованная с условиями конкретной отрасли промышленности, навыками и капиталом, которыми обладает конкретная фирма, может принести успех.
- Вопросы для госэкзамена по специальности
- Рыночная система: сущность, механизмы ,законы развития.
- 1.1 Определение рынка.
- 1.2 Условия функционирования рынка
- Глава II. Функции и механизм рыночной экономики
- 2.1 Главные и важнейшие функции рынка
- 2.2 Механизм функционирования рынка
- 2.3 Принципы функционирования рынка
- Закон спроса и предложения.
- Закон убывающей предельной полезности.
- Конкуренция и ее виды.
- II. Концепция пяти сил конкуренции.
- 3. Внутриотраслевая конкуренция и ее интенсивность.
- III Анализ влияния конкуренции на структуру рынка
- Модели поведения фирма в различных конкурентных ситуациях.
- Экономический рост и его движущие силы.
- 1. Экономический рост и его движущие силы
- 2. Современный тип экономического роста и его особенности
- 3. Эффективность производства
- 4. Теория экономического равновесия и эффективности роста
- Формы и методы государственного регулирования деятельности нефтегазовых компаний.
- Топливно-энергетический комплекс рф: содержание, состав, характеристика.
- 10.Состояние и проблемы развития тэк на современном этапе.
- 11.Основные проблемы развития нефтегазового комплекса.
- Предпринимательская деятельность: понятие, виды и организации. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности в рф.
- Основные производственные фонды, их состав и структура.
- Износ и амортизация основных производственных фондов.
- Понятие себестоимости продукции, ее состав и структура.
- Назначение и основные функции налогов.
- Содержание государственных финансов.
- Последовательность процедуры принятия решений:
- Экономическое содержание ценных бумаг
- Основные виды ценных бумаг
- Корпоративные ценные бумаги
- Сберегательная книжка
- Факторы риска
- IV. Методы оптимизации управленческих решений