Определение цены и объема производства в условиях монополистической конкуренции
Объем производства и цена в условиях монополистической конкуренции испытывают влияние, с одной стороны, конкурентных начал на рынке, а с другой – монопольной власти, которой обладает каждая фирма. Элемент монопольной власти означает, что для каждой фирмы кривая спроса имеет отрицательный наклон, несмотря на то что фирма может бывть столь же малой, как и в условиях совершенной конкуренции. Понижающаяся кривая спроса фирмы в условиях монополистической конкуренции заключает в себе фундаментальную разницу между моделью совершенной конкуренции и моделью монополистической конкуренции заключает в себе фундаментальную разницу между моделью совершенной конкуренции и моделью монополистической конкуренции, и разница эта обясняется той рыночной властью, которую дает дифференциация продукции. Поскольку каждый товар воспринимается покупателями как специфический, отличный от товаров других фирм, все производители на рынке монополистической конкуренции имеют некоторую свободу установления цены на свою продукцию. Назначая цену ниже цены конкурирующих фирм, тот или иной продавец может рассчитывать на некоторое увеличение объема продаж. С другой стороны, если он повысит цену на свой товар, кака-то часть покупателей предпочтет более дешевую продукцию его конкурентов. Таким образом, кривая спроса монополистически конкурирующей фирмы имеет понижательный характер, так как она может продать больше по низким ценам и меньше по высоким. Фирма не сможет продавать прежний объем, приняв решение величить цену, а желая продать прежний объем, приняв решение увеличить цену, а желая продать больше, не сможет оставить цену неизменной. Кроме того, угол наклона кривой монополистически конкурирующей фирмы будет меньше, чем у абсолютно конкурентной фирмы. Степень пологости, или эластичности, кривой спроса монополистически конкурирующих фирм зависит от глубины дифференциации продукции. Чем меньше конкурентов и чем более дифференцирован продукт, тем менее эластичной будет кривая спроса, и наоборот. Если кривая спроса монополистически конкурирующей фирмы наклонена вниз, то что происходит с приростом выручки от продаж дополнительных единиц товара, т.е. как будет выглядеть крива MR? Предельная выручка MR - это прирост общей выручки, связанный с продажей дополнительной единицы продукта. Она рассчитывается следующим образом: общая выручка TR, полученная от продажи Q + 1 единиц продукта за вычетом выручки от продажи Q единиц продукта. Эта разность и есть прирост выручки, или MR.. Доказано, что если кривая спроса фирмы D линейна и понижается, то кривая HR также линейна и понижается, причем ее наклон в два раза круче наклона кривой спроса. Для доказательства используем следующие вычисления. Функция спроса может быть представлена в виде: P = a – bQ. В данном выражении a – цена, при которой кривая спроса пересекает ось цен. Экономически это такая цена, по которой никто не будет покупать товар фирмы. Величина b выражает наклон кривой спроса. Знак «минус» означает, что кривая спроса имеет отрицательный наклон и что цена P и количество Q находятся в обратной зависимости. Поскольку совокупная выручка от реализации, получаемая фирмой, равна произведению цены единицы товара на количество проданных единиц товара, то математически TR может быть представлена в виде: MR=TR’=(TR/(Q=a - 2(Q
- Экономическая теория как наука
- Производственные возможности общества: кривая производственных возможностей
- Экономическая система: понятие, типы и модели экономических систем
- Спрос и предложение: понятие, законы, неценовые факторы спроса и предложения
- Рыночное равновесие
- Ценовая эластичность спроса и предложения: понятие, методы определения, факторы. Эластичность спроса по доходу
- Понятие полезности товара. Закон убывающей предельной полезности. Правило максимизации полезности
- Производство. Издержки производителя. Бухгалтерская и экономическая прибыль.
- Характеристика типов рыночных структур
- Понятие рыночной структуры. Совершенная и несовершенная конкуренция.
- Определение цены и объема производства в условиях рынка чистой конкуренции
- Определение цены и объема производства в условиях рынка чистой монополии
- Экономические последствия монополии. Цена и объем производства в условиях чистой конкуренции и в условиях чистой монополии
- Определение цены и объема производства в условиях олигополии. Модели поведения фирм в условиях олигополии (долгосрочный период)
- Определение цены и объема производства в условиях монополистической конкуренции
- Спрос на факторы производства: факторы, ценовая эластичность
- Предложение факторов производства: основные закономерности
- Модели рынка труда: общая характеристика
- Рынок капитала: спрос, предложение, процентная ставка как цена на ранке капитала. Настоящая и убывающая стоимость денежного капитала
- Рынок земли: спрос, предложение, рента как цена на рынке земли. Определение цены земельного участка
- Функции государства в рыночной экономике
- Общая характеристика показателей системы национальных счетов
- Цели, направления и методы антимонопольного регулирования
- Общественные блага и побочные эффекты
- Общественный выбор и государственные решения
- Экономический кругооборот: равновесие и нестабильность
- Измерение объема национального производства, национального дохода
- Модель «совокупный спрос – совокупное предложение»
- Денежно – кредитная политика: сущность, цели, инструменты
- Деньги: сущность, функции, особенности современного типа денежных систем
- Характеристика современной банковской системы и ее функций
- Фискальная политика и состояние государственного бюджета
- Инфляция: понятие, виды, способы измерения
- Содержание, инструменты и механизм фискальной политики. Автоматическая и дискреционная фискальная политика
- Экономические циклы: понятие, фазы, механизм развития
- Экономический рост: типы, факторы, циклический характер
- Безработица: причины, виды, социальные издержки
- Взаимосвязь инфляции и безработицы. Стагфляция
- Этапы становления и развития мировой валютной системы
- Международная торговля
- Теория собственности. Собственность и рынок
- Приватизация и субъект хозяйствования. Причины приватизационного процесса