logo
Экономика_(экз

Предложение факторов производства: основные закономерности

Факторы производства, будучи источником дохода своих собственников, лишь на время передаются в пользование покупателя - фирмы, которая платит за пользование услугами этих факторов, но не приобретает их в полную собственность. Большинство фирм в рыночной экономике нанимают работников и пользуются чужим (позаимствованным) капиталом. Когда же предприниматель вкладывает и свой труд, и капитал в дело, экономическая логика диктует ему такие же критерии эффективности использования факторов, которые складываются на рынке факторов. Существует бесконечно много различных видов ресурсов, которые можно объединить в группы, которые называются факторами производства. Предложение фактора на отраслевом рынке зависит от решений собственников: если его цена Pfactor выше альтернативных доходов, то фактор продается на данном рынке. Превышение получаемых доходов над альтернативными издержками (доходами от альтернативного наиболее выгодного применения) образуют экономическую ренту владельцев ресурсов. Альтернативные издержки продавцов фактора определяют минимальную цену, по которой ресурс может быть предложен на данном отраслевом рынке. Если цена падает ниже минимальной цены предложения, то собственники фактора предпочтут либо предлагать его на других рынках, либо вообще воздержатся от продажи - поэтому такая цена называется "ценой отказа". Чем меньше эластичность предложения фактора (чем "круче" кривая предложения), тем большую часть в доходах собственника ресурсов составляет рента. Особенность ренты заключается в том, что ее величина непосредственно не определяет решения о предложении фактора на рынке. На первый взгляд может показаться, что предложение факторов производства в обществе фиксировано и определяется в каждый данный момент времени численностью населения, территорией, производственными фондами. Однако существует разница между совокупными запасами фактора производства и его предложением на рынке. Основа подхода здесь заключается в том, чтобы рассматривать решения о предложении труда и сбережений аналогично тому, как рассматриваются решения при анализе поведения потребителя на рынке потребительских товаров.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4