Тема 2. Основы теории микроэкономики.
Спрос. Закон спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Неценовые факторы спроса.
Предложение. Закон предложения. Неценовые факторы предложения.
Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие. Равновесная цена.
Эластичность спроса и предложения.
Понятие производства. Факторы производства.
6. Понятие и классификация издержек.
Экономические и бухгалтерские издержки.
7. Издержки производства в краткосрочном периоде, их динамика.
8. Доход и прибыль фирмы. Экономическая и бухгалтерская прибыль.
Правило максимизации прибыли.
1. Спрос. Закон спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Неценовые факторы спроса.
Независимо от конкретного вида рынка основными его элементами являются: спрос, предложение, цена. Изучив эти простейшие экономические рычаги, мы сможем получить глубокое представление не только об отдельных экономических проблемах, но и функционировании всей экономической системы в целом.
Спрос является определяющим параметром рынка, ибо в его основе лежат потребности людей. Отсутствие потребностей определяет отсутствие не только спроса, но и предложения, т.е. отсутствие рыночных отношений вообще. Однако, потребности людей это ещё не спрос. Чтобы потребность превратилась в спрос, необходимо, чтобы производитель мог её реально удовлетворить, т.е. произвести определённое количество материальных благ, а у покупателя должны быть деньги, чтобы купить данный товар.
Спрос – это желание и возможность потребителей приобрести определённые товары в данных экономических условиях.
Для объяснения функционирования рыночного механизма используется более точное определение – объём (величина) спроса.
Объём спроса – это количество товара, которое покупатели в данный момент могут приобрести на рынке. Отсюда следует, что каждой цене товара соответствует определённая величина спроса.
Как известно из повседневной жизни, чем выше цена товара, тем меньше возможности и желания потребителя купить данный товар. Эта функциональная зависимость составляет содержание закона спроса: существует обратная зависимость между ценой товара и величиной спроса на данный товар при прочих равных условиях.
Эту зависимость можно изобразить в виде графика. Каждой комбинации цены и объёма спроса соответствует определённая точка на кривой спроса.
Q
Линия спроса может иметь разную форму (прямая, ломаная, вогнутая линия и т.п.), и потому обычно говорят о кривой спроса.
Для большинства товаров кривая спроса имеет отрицательный наклон, так как имеется обратная зависимость.
Действие закона спроса можно объяснить следующими обстоятельствами:
- действие принципа убывающей предельной полезности, согласно которому последующие единицы данного продукта приносят всё меньше и меньше пользы. Следовательно, покупатели купят дополнительные единицы продукта только при снижении его цены.
- эффектом дохода, т.е. при снижении цены человек может купить большее количество товара, не отказываясь от покупок других товаров в прежних количествах.
- эффектом замещения, т.е. при более низкой цене появляется стимул приобрести дешёвый товар вместо аналогичных товаров, которые стали относительно дороже.
Многие экономисты считают, что есть исключения из закона спроса.
Товары для бедных. При повышении цен спрос на них продолжает расти (парадокс Гиффена).
Товары для богатых. При повышении цен спрос на них увеличивается за счёт так называемого престижного спроса (эффект Веблена).
Эффект инфляционных ожиданий. В условиях высоких инфляционных ожиданий, вслед за ростом цен, объём продаж может увеличиваться, так как люди опасаются, что завтра цены возрастут ещё больше.
Так как рынок предполагает наличие множества покупателей, следует различать индивидуальный и рыночный спрос.
Индивидуальный спрос – это спрос со стороны отдельного покупателя.
Рыночный спрос – это сумма индивидуальных объёмов спроса при каждом значении цены.
Основным фактором влияющим на спрос является цена. Однако, кроме цены, есть и неценовые факторы. К важнейшим из этих факторов можно отнести:
Цены на товары заменители (субституты) и дополняющие товары. Когда два товара взаимозаменяемы, между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь.
Когда два продукта взаимодополняемы, между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь.
В
кусы потребителей. Размер спроса потребителей зависит от веяний моды, сезона, рекламы и т.п. Доход потребителей. В отношении большинства товаров повышение доходов приводит к увеличению спроса. Товары, спрос на которые изменяется пропорционально изменению дохода, называются товарами высшей категории или нормальными товарами. Товары, спрос на которые возрастает при снижении доходов, называются товарами низшей категории. Не следует путать товары низшей категории с товарами Гиффена. Разница в том, что кривая спроса для товара низшей категории имеет отрицательный наклон, а для товара Гиффена – положительный.
Число потребителей.
Изменение потребительских ожиданий относительно возможного изменения цен или доходов в будущем.
Различают изменение величины (объёма) спроса и изменения спроса. Причиной изменения величины спроса является изменение цены. При изменении цены изменяется возможность приобретать блага, но не желание приобретать блага. На графике это отражается в перемещении из одной точки в другую по кривой спроса.
Причиной изменения спроса являются неценовые факторы. Изменение спроса приводит к изменению желания покупать товар. При этом смещается сама кривая спроса. Если спрос увеличивается, кривая спроса смещается вправо, если уменьшается – влево.
- 1. Цели и задачи учебной дисциплины.
- 2. Зарождение и эволюция экономической мысли. Современные направления развития экономической теории.
- 3. Предмет экономической теории, её функции. Структура курса экономической теории.
- 4. Методы экономической науки.
- Тема 1. Экономическая система общества и рынок.
- 1. Понятие экономической системы общества.
- 2. Проблема выбора в экономике. Альтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей. Закон возрастающих альтернативных издержек.
- 3. Типология современных экономических систем. Традиционная экономика.
- 4. Собственность в экономической системе. Типы и формы собственности.
- 5. Реформирование отношений собственности: национализация, разгосударствление, приватизация.
- 6. Понятие рынка. Условия возникновения и причины существования рынка. Функции рынка.
- 7. Рынок и конкуренция.
- 8. Преимущество и несовершенство (фиаско) рынка. Необходимость государственного вмешательства в функционирование рыночного механизма.
- 9. Модели рыночной экономики. Либеральная модель. Социально-ориентированная модель. Основные черты белорусской экономической модели.
- Тема 2. Основы теории микроэкономики.
- 2. Предложение. Закон предложения. Неценовые факторы предложения.
- 3. Взаимодействие элементов рыночного механизма: рыночное равновесие. Равновесная цена. Товарный дефицит и товарные излишки.
- Эластичность спроса и предложения.
- 5. Понятие производства. Факторы производства.
- 6. Понятие и классификация издержек.
- 7. Издержки производства в краткосрочном периоде, их динамика.
- Доход и прибыль фирмы. Экономическая и бухгалтерская прибыль.
- Задание 3. Определите факторы, которые определяют спрос на компьютеры.
- Задание 6. Определите факторы, которые определяют спрос на пиво.
- Задание 9. Определите факторы, которые определяют спрос на картофель.
- Задание 12. Определите факторы, которые влияют на предложение картофеля.
- Тема 3. Национальная экономика и общее макроэкономическое равновесие.
- 2. Кругооборот доходов и расходов в национальной экономике.
- 3. Основные макроэкономические показатели.
- 5. Понятие совокупного спроса и его факторы.
- 6. Понятие совокупного предложения и его факторы.
- 7. Макроэкономическое равновесие.
- Тема 4. Бюджетно-налоговая политика.
- Роль государства в рыночной экономике.
- 2. Защита конкуренции.
- 5. Регулирование случаев ассиметричной информации.
- 8. Обеспечение денежного обращения.
- 2. Сущность и принципы налогообложения. Виды налогов в Республике Беларусь.
- 4. Бюджетный дефицит и государственный долг. Социально-экономические последствия бюджетного дефицита и государственного долга.
- 5. Сущность и задачи фискальной политики, её виды.
- Тема 5. Денежно-кредитная политика. Макроэкономическая нестабильность.
- 2. Банки и их виды, основные операции банков.
- 3. Создание коммерческими банками дополнительных денег. Денежный мультипликатор.
- Функции и роль кредита в рыночной экономике.
- 5. Монетарная политика государства.
- 6. Инфляция. Сущность, причины, виды инфляции. Измерение инфляции. Индекс цен.
- 7. Типы инфляции. Инфляция спроса и инфляция предложения (издержек). Социально- экономические последствия инфляции. Антиинфляционная политика.
- 8. Занятость и безработица. Типы безработицы.
- 9. Взаимосвязь инфляции и безработицы.
- 3. Проблема неравенства в распределении доходов.
- 4.Система и механизмы социальной защиты населения. Обеспечение социальной справедливости.
- Тема 1. Экономическая система общества и рынок.
- Задача 2.
- Задача 3.
- Задача 7.
- Задача 11.
- Задача 12.
- Тема 3. Национальная экономика и общее макроэкономическое равновесие.
- Тема 5. Денежно-кредитная политика. Макроэкономическая нестабильность.