18. Специфика управления различными видами государственной собственности. Механизм управления государственной собственностью.
Гос.управление собственностью делится на 2 ветви:
управление посредством преобразования форм собственности:
- возмездная передача из федеральной собственности в региональную, из региональной в муниципальную, либо обратная
- продажа объектов гос.собственности на рынках с использованием аукционов, торгов
- приватизация либо наоборот национализация, наследование, дарение, безвозмездная передача
- межгосударственный и внутригосударственный обмен одного объекта на другой
- изъятие объекта собственности и передача его другому собственнику по решению суда в счет погашения долгов, в силу незаконного присвоения, банкротства и т.д.
- раздел вновь созданной собственности с участием государства.
2. управление функционированием, использованием имеющихся объектов гос.собственности без изменения их формы:
- управление целевым использованием
- управление функционированием объекта
- сдача объектов в аренду, концессию, лизинг
- залог, передача имущества в доверительное управление, использование гос.собственности на началах хозяйственного ведения и оперативного управления, передача гос.ценностей в кредит, передача гос.объектов в безвозмездное пользование.
Механизм управления объектами гос. собственности:
1.Перспективным путем разрешения отмеченного противоречия является последовательная коммерциализация акционерных обществ с государственным капиталом. Здесь многие функции использования государственной собственности могли бы передаваться от государства-собственника руководящему персоналу на контрактной основе. Соответственно, и контрольный пакет акций государства может передаваться по контракту в доверительное управление непосредственно руководству АО.
2. Аренда гос.имущества – предоставление земли, средств производства, имущества их владельцем во временное пользование другим лицам на договорных условиях за плату.
19. ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ ГОС. СОБСТВЕННОСТЬЮ. КОНЦЕПЦИЯ «-«-
Эффективность управления собственностью заключается в достижении цели управления (определенного качественного результата деятельности или состояния объекта управления) ценой максимальной экономии ресурсов. Этот критерий является обязательным при оценке деятельности государственных органов.
Проблема экономической эффективности использования государственной собственности существует во всех государствах независимо от типа экономики.
В оценке эффективности государственной собственности существуют два подхода:
с учетом критерия рентабельности (как для любого предприятия) и с учетом полезности для всего народного хозяйства.
В первом случае предприятие руководствуется рыночными критериями прибыли, рентабельности, срока окупаемости капитальных затрат. Во втором случае критерием является удовлетворение ряда общественных потребностей, создание и использование необходимых общественных благ. Такую эффективность принято называть социальной. Она не зависит непосредственно от окупаемости затрат и в большей степени связана с возможностями государства удовлетворять общественные потребности (вклад государственного сектора в обеспечение национальной безопасности, развитие инфраструктуры, НИОКР, экологию и т. п.). Критерием эффективности деятельности государственного сектора служит также его вклад в снижение издержек частного предпринимательства и повышение его конкурентоспособности.
С целью повышения эффективности управления собственностью Правительством РФ была утверждена «Концепция управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации». В ней определяются основные цели, задачи и принципы государственной политики в сфере управления государственной собственностью на современном этапе.
Управление государственной собственностью преследует следующие цели:
- упорядочение осуществления государством полномочий собственника гос. имущества;
увеличение доходов федерального бюджета на основе эффективного управления гос. собственностью и оптимизация расходов государства в гос. секторе экономики;
оптимизация структуры собственности в интересах обеспечения устойчивых предпосылок для экономического роста;
использование гос. активов в качестве инструмента для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики;
вовлечение максимального количества объектов гос. собственности в процесс совершенствования управления.
Концепция служит предпосылкой качественного улучшения инвестиционного климата в стране. Для реализации указанных целей федеральным органам исполнительной власти необходимо решить ряд задач, а именно:
полная инвентаризация объектов гос. собственности, разработка и реализация системы учета этих объектов, оформление прав на них;
повышение эффективности управления гос. имуществом с использованием всех современных методов и финансовых инструментов, детальная правовая регламентация процессов управления;
классификация объектов гос. собственности по признакам, определяющим специфику управления;
оптимизация количества объектов управления и переход к пообъектному управлению;
определение цели гос. управления по каждому объекту управления (группе объектов);
обеспечение прав гос-ва как участника (акционера) коммерческих и некоммерческих орг-ций;
обеспечение контроля за использованием и сохранностью государственного имущества, а также контроля за деятельностью лиц, привлекаемых в качестве управляющих;
обеспечение поступления доп. доходов в федеральный бюджет путем создания новых возобновляемых источников платежей и более эффективного использования имеющегося имущества.
Важнейший принцип, положенный в основу Концепции - это принцип эффективности управления. Он заключается в достижении цели ценой максимальной экономии ресурсов. Указанный критерий является обязательным при оценке деятельности госу. органов по управлению гос. имуществом.
В Концепции, кроме новых задач и принципов государственной политики в сфере управления государственной собственностью, определены принципы и новые подходы к проведению приватизации, усилению роли государства в регулировании процесса банкротства. Важным условием повышения эффективности управления госсектором является проведение административной реформы. Кроме того, предстоит модернизировать систему исполнительной власти. Главная идея реформы состоит в следующем: деньги должны тратиться не на содержание государственных органов, а на выполнение государственных функций.
- 1. Сущность государственного регулирования и управления экономики. Понятия «смешанная экономика», «государственное регулирование». Объекты и субъекты грэ.
- 2. Необходимость и цели грэ. Основные функции государства в смешанной экономике.
- 3. Недостатки и провалы рыночной экономической системы. Провалы государства.
- 4. Современные теории государственного регулирования экономики.
- 5. Основные цели и направления гос. Макроэкономической политики.
- 6. Задачи государственного регулирования экономики.
- 7. Сущность государственной экономической политики.
- 8. Цели долгосрочной и краткосрочной экономической политики государства.
- 9. Формы вмешательства государства в экономику. Директивное планирование, государственные заказы.
- 10. Понятие, основные функции прогнозирования. Предвидение циклов и кризисов.
- 11. Система, основные виды прогнозов.
- 12. Организация прогнозирования. Государственное социально-экономическое прогнозирование в россии.
- 13. Сущность стратегического планирования. История стратегического планирования в россии.
- 14. Методология создания стратегических планов. Система показателей стратегического плана на федеральном уровне. Специфика индикативного планирования.
- 18. Специфика управления различными видами государственной собственности. Механизм управления государственной собственностью.
- 20. Бюджетная деятельность государства. Понятие бюджета. Бюджетная система государства.
- 21. Принципы построения и функционирования бюджетной системы.
- 22. Доходы и расходы государственного бюджета.
- Доходы территориальных бюджетов
- 23. Бюджетный дефицит и пути его сокращения. Государственные внебюджетные фонды.
- 24. Функции налогов. Основные понятия налоговой системы.
- 25. Классификация видов налогов.
- 26. Принципы налогообложения и налогового регулирования. Понятие налоговой нагрузки.
- 27. Финансовые ресурсы страны. Финансовая система государства.
- 28. Виды управления финансами.
- 29. Социально ориентированное рыночное хозяйство. Социальная политика государства.
- В целом для социально-ориентированной экономики характерно:
- 30. Социальная поддержка и защита населения со стороны государства.
- 31. Формы, методы, инструменты государственного социального управления.
- 32. Гос. Регулирование рынка труда: сущность, принципы, методы, направления. Особенности регулирование рынка труда в России.
- 33. Сущность, виды инвестиций, их источники. Инвестиции как объект гос. Регулир-я.
- По срокам вложений
- 34. Инвестиционная политика государства. Бюджет развития.
- 35. Понятие инноваций. Характеристика инновационного процесса.
- 1) Фундаментальные исследования
- 2) Прикладные исследования
- 3) Опытно- конструкторские разработки
- 4) Освоение производства нового изделия.
- 36. Инфраструктура инновационной деятельности
- 37. Основные методы государственного регулирования инновационного процесса.
- 38. Понятие и необходимость государственного регулирования предпринимательской деятельности. Основные формы государственного регулирования предпринимательской деятельности
- 39. Методы государственного воздействия на предпринимательство
- 40. Промышленная политика
- 41. Государственное регулирование в области ценообразования
- 42. Государственная антимонопольная политика (тут про Россию, дальше есть в общем)
- 42. Государственная антимонопольная политика (тут в общем, выберите сами что учить)
- 43. Регулирование естественных монополий
- 44. Государственная поддержка конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей