В целом для социально-ориентированной экономики характерно:
а) достаточно большой объем перераспределения ВВП через бюджет (около 50%);
б) формирование значительных страховых фондов за счет работодателей;
в) стремление к развитию социального партнерства;
г) направленность на поддержание высокого уровня занятости трудоспособного населения.
К общим чертам социального рыночного хозяйства и, соответственно, направлениям деятельности государства по его формированию следует отнести следующие:
а) социальное государство обязано создавать условия для развития личности и одновременно препятствовать социальному иждивенчеству;
б) и государство, и гражданин на основе гарантированной ему свободы, развития отношений собственности, в равной мере ответственны за материальное благополучие;
в) государство обеспечивает социализацию отношений посредством свойственных ему форм и методов государственного регулирования экономики и социальной сферы: рационального налогообложения, кредитов, инвестиций, антимонопольных мер, финансирования социальных программ;
г) концепция социального государства, социального рыночного хозяйства предполагает, что с помощью государственного устройства можно достичь справедливого и экономически рационального сочетания интересов отдельных лиц и общества в целом. При этом не должна ослабляться частная инициатива и индивидуальная свобода. Люди сами должны определять свои социальные потребности;
д) создание социального рыночного хозяйства является одной из главных задач социального государства. Государство должно находить на каждом этапе развития баланс между саморегулированием рынка и государственным деспотизмом, дозировать объем экономической свободы и государственных социальных гарантий, используя правовые методы стимулирования производства социально значимых товаров и услуг, обеспечивающих разумные потребности граждан и их занятость;
е) социальный мир и экономический рост зависят от реального участия граждан в выработке и реализации политических и правовых норм, касающихся их жизненных интересов. Социальное государство формируется в процессе переговоров и соглашений между социальными партнерами правительством, предпринимателями и профсоюзами, представляющими интересы трудящихся.
К основным принципам, на основе которых формируется социальное рыночное хозяйство и современное социальное государство относятся:
а) экономическая свобода человека и признание права предпринимателей, лиц наемного труда и их профсоюзов тарифную автономию на основе социального партнерства;
б) доверие к регулирующей роли рыночных отношений на основе спроса и предложения, свободного ценообразования и конкуренции;
в) ответственность государства за выработку и обеспечение правил игры на свободном рынке, создание условий для честной конкуренции;
г) обеспечение полной загрузки (не только занятости) трудоспособного населения;
д) государственная и общественная помощь менее трудоспособным;
е) участие рабочих в управлении производством, общественной и государственной жизнью;
ж) осуществление тарифной политики в интересах работодателя и работника с их собственным участием и участием государства;
з) социальная защита и поддержка нуждающихся работников, а также уже (или еще) не могущих работать граждан;
и) проведение государственной политики справедливого распределения доходов;
к) утверждение активной социальной политики и социального партнерства, обеспечение социальной солидарности граждан.
Социальное рыночное хозяйство, с одной стороны, гарантирует хозяйственную свободу, рыночные методы хозяйствования, конкуренцию, а с другой - предоставляет социальную защищенность и социальную справедливость.
Выделяют ряд моделей социально-ориентированной рыночной экономики: Германия, Австрия, Бельгия, Нидерланды, Швейцария, отчасти Франция.
Социальная политика – органическая часть внутренней политики государства, направленная на обеспечение благополучия и всестороннего развития его граждан и общества в целом.
Традиционными сферами социальной политики считаются следующие: образование, здравоохранение, жильё и социальное страхование (включая пенсионное обеспечение и индивидуальные социальные услуги).
Свою социальную политику государство обычно проводит через местные и региональные органы власти. Финансируется государственная социальная политика из государственного бюджета. Объектами социальной политики государства обычно являются крупные социальные группы, соответствующие либо идеологическим установкам государства на данный момент, либо ценностным ориентациям общества на долговременную перспективу.
Цель социальной политики государства состоит в улучшении здоровья нации, в обеспечении достаточного дохода и социальной поддержки в определённых неблагоприятных жизненных ситуациях и, в целом, в создании для населения благоприятной социальной атмосферы в обществе.
Социальная политика является составной частью общей стратегии государства, относящейся к социальной сфере: целенаправленная деятельность по выработке и реализации решений, непосредственно касающихся человека, его положения в обществе; по предоставлению ему социальных гарантий с учетом особенностей различных групп населения страны проводимая правительством, всеми ветвями и органами власти, опирающаяся на широкую общественную поддержку социальная политика предназначена аккумулировать, фокусировать, отражать обстановку в стране и ситуацию в обществе, потребности и цели социального развития.
В качестве главных приоритетов социальной политики можно выделить:
обеспечение человеку от рождения до старости нормальных условий жизни и развития;
создание условий для функционирования семьи как первичной ячейки общества, особое внимание оказывать матерям;
обеспечение экономической безопасности, надежная защита конституционных прав и свобод граждан;
обеспечение эффективной защищенности населения: повышение качества социальной защиты населения, охрана здоровья, культуры, обеспечения жильем, улучшение демографической ситуации.
К субъектам социальной политики относятся органы законодательной и исполнительной власти различных уровней, работодатели в государственном и негосударственном секторах экономики, а также профсоюзные и иные общественные организации, которые влияют на разработку государственной социальной политики.
Выделяют следующие принципы социальной политики:
социальной справедливости,
социальной ответственности,
социального партнерства,
социальных гарантий,
преемственности.
К задачам социальной политики относятся:
стимулирование экономического роста и подчинение производства интересам потребления,
усиление трудовой мотивации и деловой предприимчивости,
обеспечение должного уровня жизни и социальной защиты населения,
сохранение культурного и природного наследия, национального своеобразия и самобытности.
Для эффективного осуществления своих регулирующих функций государство располагает такими мощными рычагами воздействия, как законодательство страны, национальный бюджет, система налогов и пошлин.
- 1. Сущность государственного регулирования и управления экономики. Понятия «смешанная экономика», «государственное регулирование». Объекты и субъекты грэ.
- 2. Необходимость и цели грэ. Основные функции государства в смешанной экономике.
- 3. Недостатки и провалы рыночной экономической системы. Провалы государства.
- 4. Современные теории государственного регулирования экономики.
- 5. Основные цели и направления гос. Макроэкономической политики.
- 6. Задачи государственного регулирования экономики.
- 7. Сущность государственной экономической политики.
- 8. Цели долгосрочной и краткосрочной экономической политики государства.
- 9. Формы вмешательства государства в экономику. Директивное планирование, государственные заказы.
- 10. Понятие, основные функции прогнозирования. Предвидение циклов и кризисов.
- 11. Система, основные виды прогнозов.
- 12. Организация прогнозирования. Государственное социально-экономическое прогнозирование в россии.
- 13. Сущность стратегического планирования. История стратегического планирования в россии.
- 14. Методология создания стратегических планов. Система показателей стратегического плана на федеральном уровне. Специфика индикативного планирования.
- 18. Специфика управления различными видами государственной собственности. Механизм управления государственной собственностью.
- 20. Бюджетная деятельность государства. Понятие бюджета. Бюджетная система государства.
- 21. Принципы построения и функционирования бюджетной системы.
- 22. Доходы и расходы государственного бюджета.
- Доходы территориальных бюджетов
- 23. Бюджетный дефицит и пути его сокращения. Государственные внебюджетные фонды.
- 24. Функции налогов. Основные понятия налоговой системы.
- 25. Классификация видов налогов.
- 26. Принципы налогообложения и налогового регулирования. Понятие налоговой нагрузки.
- 27. Финансовые ресурсы страны. Финансовая система государства.
- 28. Виды управления финансами.
- 29. Социально ориентированное рыночное хозяйство. Социальная политика государства.
- В целом для социально-ориентированной экономики характерно:
- 30. Социальная поддержка и защита населения со стороны государства.
- 31. Формы, методы, инструменты государственного социального управления.
- 32. Гос. Регулирование рынка труда: сущность, принципы, методы, направления. Особенности регулирование рынка труда в России.
- 33. Сущность, виды инвестиций, их источники. Инвестиции как объект гос. Регулир-я.
- По срокам вложений
- 34. Инвестиционная политика государства. Бюджет развития.
- 35. Понятие инноваций. Характеристика инновационного процесса.
- 1) Фундаментальные исследования
- 2) Прикладные исследования
- 3) Опытно- конструкторские разработки
- 4) Освоение производства нового изделия.
- 36. Инфраструктура инновационной деятельности
- 37. Основные методы государственного регулирования инновационного процесса.
- 38. Понятие и необходимость государственного регулирования предпринимательской деятельности. Основные формы государственного регулирования предпринимательской деятельности
- 39. Методы государственного воздействия на предпринимательство
- 40. Промышленная политика
- 41. Государственное регулирование в области ценообразования
- 42. Государственная антимонопольная политика (тут про Россию, дальше есть в общем)
- 42. Государственная антимонопольная политика (тут в общем, выберите сами что учить)
- 43. Регулирование естественных монополий
- 44. Государственная поддержка конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей