9. Формы вмешательства государства в экономику. Директивное планирование, государственные заказы.
Выделяют 2 основные формы вмешательства государства в экономику:
Прямое регулирование предполагает непосредственное вмешательство государства в национальное производство в следующих формах:1) создание новых промышленных объектов; 2) национализация убыточных частных предприятий; 3) покупка акций частных предприятий.
Прямое регулирование приводит к созданию государственного сектора производства товаров и услуг. Исторически обусловлено, что прямое вмешательство государства в экономику происходит, прежде всего, в отраслях, которые создают общественные блага, т. е. блага, нужные всем без исключения для нормальной повседневной жизни.
Косвенное, или административное, государственное регулирование происходит через распределение законодательной и исполнительной власти, создание законов (декретов) по регулированию экономической деятельности. Такое регулирование осуществляется без инвестиций, без денег. Косвенное регулирование охватывает бюджетно-налоговую, денежно-кредитную и валютную сферы.
Директивное планирование - представляет собой процесс разработки планов, имеющих силу юридического закона, и комплекс мер по обеспечению их выполнения. Директивные планы носят адресный характер, обязательны для всех исполнителей, а должностные лица несут ответственность за невыполнение плановых заданий. Сущность директивного планирования заключается в том, что до хозяйствующих субъектов из единого планового центра доводятся планы работы, утверждаются цены, прикрепляются поставщики и регламентируется сбыт. Выполнение планов жестко контролируется. Объективной основой директивного общегосударственного планирования является функционирование в народном хозяйстве только одного собственника – государства. Важным условием применения директивного планирования является использование методов принуждения и поощрения выполнения планов. В наиболее завершенном виде директивное планирование применялось в бывшем СССР для прямого воздействия центральной власти на все звенья народного хозяйства, для достижения целей, заданных общих направлений развития. Можно выделить три «порока» последствий такого планирования в государственном масштабе: 1)Малая эффективность государственного сектора в экономике и поощрение так называемых планово-убыточных предприятий не способствовало экономическому росту. 2) Государственная опека порождала иждивенчество и инертность населения. 3)Чрезмерное государственное вмешательство вело к подрыву самого рынка, его естественных (присущих человеческой природе) законов. Несмотря на отмеченные недостатки, элементы директивного планирования могут и должны использоваться в определенных условиях не только на государственном уровне, но и в сфере бизнеса. Однако в каждом конкретном случае масштабы, объекты и сферы применения директивного планирования должны иметь научное обоснование.
Государственный заказ — заказ на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных (муниципальных) бюджетов и внебюджетных источников финансирования.
Государственный заказ обеспечивает: 1)потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация; 2)потребности субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ; 3)потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков.
Участником размещения государственного заказа может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.
- 1. Сущность государственного регулирования и управления экономики. Понятия «смешанная экономика», «государственное регулирование». Объекты и субъекты грэ.
- 2. Необходимость и цели грэ. Основные функции государства в смешанной экономике.
- 3. Недостатки и провалы рыночной экономической системы. Провалы государства.
- 4. Современные теории государственного регулирования экономики.
- 5. Основные цели и направления гос. Макроэкономической политики.
- 6. Задачи государственного регулирования экономики.
- 7. Сущность государственной экономической политики.
- 8. Цели долгосрочной и краткосрочной экономической политики государства.
- 9. Формы вмешательства государства в экономику. Директивное планирование, государственные заказы.
- 10. Понятие, основные функции прогнозирования. Предвидение циклов и кризисов.
- 11. Система, основные виды прогнозов.
- 12. Организация прогнозирования. Государственное социально-экономическое прогнозирование в россии.
- 13. Сущность стратегического планирования. История стратегического планирования в россии.
- 14. Методология создания стратегических планов. Система показателей стратегического плана на федеральном уровне. Специфика индикативного планирования.
- 18. Специфика управления различными видами государственной собственности. Механизм управления государственной собственностью.
- 20. Бюджетная деятельность государства. Понятие бюджета. Бюджетная система государства.
- 21. Принципы построения и функционирования бюджетной системы.
- 22. Доходы и расходы государственного бюджета.
- Доходы территориальных бюджетов
- 23. Бюджетный дефицит и пути его сокращения. Государственные внебюджетные фонды.
- 24. Функции налогов. Основные понятия налоговой системы.
- 25. Классификация видов налогов.
- 26. Принципы налогообложения и налогового регулирования. Понятие налоговой нагрузки.
- 27. Финансовые ресурсы страны. Финансовая система государства.
- 28. Виды управления финансами.
- 29. Социально ориентированное рыночное хозяйство. Социальная политика государства.
- В целом для социально-ориентированной экономики характерно:
- 30. Социальная поддержка и защита населения со стороны государства.
- 31. Формы, методы, инструменты государственного социального управления.
- 32. Гос. Регулирование рынка труда: сущность, принципы, методы, направления. Особенности регулирование рынка труда в России.
- 33. Сущность, виды инвестиций, их источники. Инвестиции как объект гос. Регулир-я.
- По срокам вложений
- 34. Инвестиционная политика государства. Бюджет развития.
- 35. Понятие инноваций. Характеристика инновационного процесса.
- 1) Фундаментальные исследования
- 2) Прикладные исследования
- 3) Опытно- конструкторские разработки
- 4) Освоение производства нового изделия.
- 36. Инфраструктура инновационной деятельности
- 37. Основные методы государственного регулирования инновационного процесса.
- 38. Понятие и необходимость государственного регулирования предпринимательской деятельности. Основные формы государственного регулирования предпринимательской деятельности
- 39. Методы государственного воздействия на предпринимательство
- 40. Промышленная политика
- 41. Государственное регулирование в области ценообразования
- 42. Государственная антимонопольная политика (тут про Россию, дальше есть в общем)
- 42. Государственная антимонопольная политика (тут в общем, выберите сами что учить)
- 43. Регулирование естественных монополий
- 44. Государственная поддержка конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей