4. Современные теории государственного регулирования экономики.
Государственное регулирование экономики имеет долгую историю и восходит к концу средневековья. Отношение к государственному вмешательству в экономику на разных этапах её становления было различным.
Заслуга первых представителей экономических школ не в том, что они нашли исчерпывающий ответ на поставленный вопрос, а в том, что обозначили его. Поставить проблему - значит наметить направление, в котором следует вести поиск, нащупывая, пусть несколько в общей, расплывчатой форме, сферу общественных отношений, которыми должна заниматься экономическая теория.
Первые камни в фундамент новой отрасли общественного знания заложили меркантилисты. Меркантилисты - от итальянского mercante - купец, торговец - сторонники сильной власти, выступали за государственную поддержку торговли (особенно экспорта). Условием роста богатства нации считали не только выгоду внешнеторговых связей с другими странами, но и развитие собственной промышленности, ремесленного и мануфактурного производства, судоходства, обработка свободных земель, вовлечение населения в производительный труд. Меркантилисты утверждали, что главный показатель богатства страны - количество золота. В связи с этим они призывали поощрять экспорт и сдерживать импорт, поддерживать активный торговый баланс (то есть тратить меньше, чем зарабатывать). Меркантилисты подчёркивали исключительную роль государства в экономике, как основной институт, способный управлять всеми экономическими процессами.
Следующей ступенью развития экономической мысли стала классическая школа. Начало её формирования положил Уильям Пети. Он считал, что государство играет главную роль в регулировании экономических процессов. Все его действия должны быть направлены на увеличение благосостояния граждан страны, так как чем они богаче, тем болеешь налогов с них можно собрать.
Как известно, родоначальником классической школы называют Адама Смита. Дело в том, что именно он разработал и представил экономическую картину общества как систему, а не как отдельные тезисы. В своей знаменитой работе “Исследование о природе и причинах богатства народов” Смит утверждал, что экономика не управляется из единого центра, не подчиняется общему замыслу, тем не менее, она функционирует по определённым правилам. В соответствии с классическим подходом государство должно:
1. Обеспечивать военную безопасность страны, людей и их имущества;
2. Обеспечивать правосудие;
3. Создавать и содержать общественные учреждения.
В своем описании системы рыночной экономики Адам Смит доказывал, что именно стремление предпринимателя к достижению своих частных интересов является главной движущей силой экономического развития, увеличивая в конечном итоге благосостояние, как его самого, так и общества в целом. Это достигается, как писал Смит, посредством «невидимой руки» рыночных законов. Стремление к личной выгоде ведёт к общей выгоде, развитию производства и прогрессу. Каждый в отдельности заботится о себе, а выигрывает общество. Смит показал силу и значимость личного интереса как внутренней пружины конкуренции и хозяйственного механизма. Таким образом, представители классической школы не видели большого значения государства в регулировании экономических процессов, так как считали, что рынок сам способен себя регулировать с помощью конкуренции.
В 30-е года прошлого века, после глубочайшего спада экономики США, Джон Кейнс в своей книге “Общая теория занятости, процента и денег” выдвинул свою теорию, в которой он опроверг, взгляды классиков на роль государства. Концепция, выдвинутая и отстаиваемая Кейнсом, предусматривает активное вмешательство государства в экономическую жизнь. Он не верил в саморегулирующийся рыночный механизм и считал, что для обеспечения нормального роста и достижения равновесия необходимо вмешательство в процесс экономического развития извне. Но кейнсианское государственное регулирование имело целью сохранение рыночной экономики (конкуренции и свободного ценообразования), то есть не порывала с классической традицией.
В середине 70-х гг. и эта теория оказалась несостоятельной, причиной стало чрезмерное государственное вмешательство в экономику. Теперь потребовалась новая концепция, которая, сохраняя регулируемы характер рыночной экономики, помогла бы найти государству «экономический» механизм своего вмешательства, а не «административный». Именно эту задачу выполнила широко известная сегодня монетаристская концепция, которую разработал Милтон Фридмен. Его теория, не отрицая необходимости государственного вмешательства в экономику, сводила это вмешательство к «косвенному» - через регулирование денежной сферы. Фридмен, продолжая мысли меркантилистов, считал, что самым мощным фактором, влияющим на экономическую активность, является изменение денежного запаса. Существует прямая связь между количеством денег и уровнем цен, цены определяются количеством денег, находящихся в обращении, а покупательная способность денег обуславливается уровнем цен. Увеличивается денежная масса - растут цены, и наоборот, сокращается денежная масса - снижаются цены, т.е. при прочих равных условиях товарные цены изменяются пропорционально количеству денег [2, с. 193].
Наиболее глубоко необходимость государственного регулирования рыночной экономики изложил Маркс в своих работах о капиталистическом способе производства. Марксизм обоснованно и последовательно приводит к выводу об ограниченности капиталистического способа производства в чистом виде и необходимости замены его другим более прогрессивным строем с приоритетом социального аспекта. Главным недостатком марксистской теории с позиции современной отечественной политэкономии считается именно вывод о необходимости революционного пути изменения способа воспроизводства и социально-экономической системы.
В настоящее время в мировой практике сложились три подхода к вопросу о роли государства в руководстве экономикой переходного периода.
Один из них представлен концепцией невмешательства государства в экономические процессы. Своими корнями он уходит в теорию классиков политической экономии.
Второй подход можно назвать "ограниченной интервенцией государства в экономику". Он предполагает проведение макроэкономической политики, основанной на монетаристских теориях.
Третий подход предполагает активную роль государства в проведении экономической политики различными средствами, начиная от управления ограниченными производственными ресурсами, проведения структурно-отраслевой и структурно-территориальной политики различными методами. Он связан с планированием национальной экономики в соответствии с идеями К. Маркса, В.И. Ленина и их последователей.
Отношение к государственному регулированию экономики на разных этапах её становления было различным: некоторые учёные считали, что только государство в состоянии обеспечить стабильность и процветание экономики, некоторые занимали противоположную точку зрения, полагая, что рынок сам в состоянии регулировать себя. В общей массе современных экономических учений преобладает убеждение о необходимости государственного вмешательства в действие рыночного механизма. По большей части экономические школы расходятся только во мнении о методах и размерах такого вмешательства.
Общество устроено таким образом, что принуждение в известной мере является условием свободы. Рынок, свободный от какого бы ни было вмешательства государства, может быть только теоретической абстракцией. Экономическая же реальность состоит в том, что государство выступает активным участником рыночных отношений. Уже в период свободной конкуренции значительная часть производительных сил перерастает рамки классической частной собственности, и государство вынуждено было брать на себя содержание больших экономических структур: железных дорог, почты, телеграфа и т.д. В условиях монополистической конкуренции, когда производство стало характеризоваться большой сложностью, капитало- и энергоемкостью, сами монополии оказались заинтересованными в усилении регулирующей роли государства, в постоянной поддержке с его стороны на внутреннем и внешнем рынках. Сегодняшнее усилие межгосударственной интеграции ведет к тому, что общие экономические процессы перешагивают национальные границы, формируют новые социально-экономические задачи, связанные с обороной, наукой, экологией, воспроизводством рабочей силы.
- 1. Сущность государственного регулирования и управления экономики. Понятия «смешанная экономика», «государственное регулирование». Объекты и субъекты грэ.
- 2. Необходимость и цели грэ. Основные функции государства в смешанной экономике.
- 3. Недостатки и провалы рыночной экономической системы. Провалы государства.
- 4. Современные теории государственного регулирования экономики.
- 5. Основные цели и направления гос. Макроэкономической политики.
- 6. Задачи государственного регулирования экономики.
- 7. Сущность государственной экономической политики.
- 8. Цели долгосрочной и краткосрочной экономической политики государства.
- 9. Формы вмешательства государства в экономику. Директивное планирование, государственные заказы.
- 10. Понятие, основные функции прогнозирования. Предвидение циклов и кризисов.
- 11. Система, основные виды прогнозов.
- 12. Организация прогнозирования. Государственное социально-экономическое прогнозирование в россии.
- 13. Сущность стратегического планирования. История стратегического планирования в россии.
- 14. Методология создания стратегических планов. Система показателей стратегического плана на федеральном уровне. Специфика индикативного планирования.
- 18. Специфика управления различными видами государственной собственности. Механизм управления государственной собственностью.
- 20. Бюджетная деятельность государства. Понятие бюджета. Бюджетная система государства.
- 21. Принципы построения и функционирования бюджетной системы.
- 22. Доходы и расходы государственного бюджета.
- Доходы территориальных бюджетов
- 23. Бюджетный дефицит и пути его сокращения. Государственные внебюджетные фонды.
- 24. Функции налогов. Основные понятия налоговой системы.
- 25. Классификация видов налогов.
- 26. Принципы налогообложения и налогового регулирования. Понятие налоговой нагрузки.
- 27. Финансовые ресурсы страны. Финансовая система государства.
- 28. Виды управления финансами.
- 29. Социально ориентированное рыночное хозяйство. Социальная политика государства.
- В целом для социально-ориентированной экономики характерно:
- 30. Социальная поддержка и защита населения со стороны государства.
- 31. Формы, методы, инструменты государственного социального управления.
- 32. Гос. Регулирование рынка труда: сущность, принципы, методы, направления. Особенности регулирование рынка труда в России.
- 33. Сущность, виды инвестиций, их источники. Инвестиции как объект гос. Регулир-я.
- По срокам вложений
- 34. Инвестиционная политика государства. Бюджет развития.
- 35. Понятие инноваций. Характеристика инновационного процесса.
- 1) Фундаментальные исследования
- 2) Прикладные исследования
- 3) Опытно- конструкторские разработки
- 4) Освоение производства нового изделия.
- 36. Инфраструктура инновационной деятельности
- 37. Основные методы государственного регулирования инновационного процесса.
- 38. Понятие и необходимость государственного регулирования предпринимательской деятельности. Основные формы государственного регулирования предпринимательской деятельности
- 39. Методы государственного воздействия на предпринимательство
- 40. Промышленная политика
- 41. Государственное регулирование в области ценообразования
- 42. Государственная антимонопольная политика (тут про Россию, дальше есть в общем)
- 42. Государственная антимонопольная политика (тут в общем, выберите сами что учить)
- 43. Регулирование естественных монополий
- 44. Государственная поддержка конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей