23. Бюджетный дефицит и пути его сокращения. Государственные внебюджетные фонды.
Бюджетный дефицит - это финансовое явление, не являющееся обязательно чрезвычайным. В современном мире нет государства, которое в те или иные периоды своей истории не сталкивалось бы с бюджетным дефицитом.
Дефицит бюджета означает превышение расходов над доходами, характеризует его несбалансированность и возникает на основе действия различных факторов - как объективных, так и субъективных. Общеизвестный фактор дефицита бюджета является ни чем иным, как невозможностью государства обеспечивать наполнение бюджета необходимыми доходами. Причиной этого могут быть спад производства, высокий уровень себестоимости производства товаров, потребности в новейшем оборудовании и реконструкции производства за счет внедрения новых технологий, несбалансированность экономики, и в целом снижение эффективности хозяйствования.
Вторым фактором бюджетного дефицита является непомерный рост расходов без учета финансовых возможностей. Причем расходы осуществляются несмотря на их целесообразность и эффективность..
Третьим фактором дефицита бюджета, который к тому же и наиболее весом, являются инфляционные процессы, разбалансирование денежного обращения и системы расчетов, непродуманная налоговая, инвестиционная и кредитная политика.
Бюджетный дефицит возник как результат негативных явлений в экономической и политической жизни государства и усиливает их в том случае, когда он превышает установленные мировым опытом показатели, в рамках которых бюджетный дефицит, как правило, управляется в цивилизованном обществе. То есть, в таком обществе он допускается и при четком управлении может дать толчок развития экономики за счет управляемости процессов. Уровень дефицита определяется по отношению к ВВП, ВНП или к утвержденным затратам бюджета, но он не может быть постоянным и зависит от разных факторов, которые влияют на развитие экономики (рост или уменьшение капитала, развитие инфляционных процессов). Исходя из этого, можно выделить активные и пассивные формы дефицита бюджета.
Активный дефицит бюджета дает возможность подтолкнуть дальнейшее развитие экономики и рост капитала. Пассивный-подчиняется законам инфляции.
Задание состоит в том, чтобы найти возможность при помощи бюджетного дефицита стимулировать экономическое развитие государства.
Бюджетный дефицит возникает в результате несбалансированности экономики, снижения доходов и резкого роста расходов, вызванных бесхозяйственностью. Рыночная экономика не может ликвидировать дефицит бюджета, если мероприятия, касающиеся стабилизации экономики и выравнивания расходов с доходами, не будут осуществлены; под этим подразумевается жесткий режим экономии средств со стороны всех властных и управленческих структура.
Формы участия органов власти и управления в процессах сокращения дефицита бюджета у каждого государства разные, но общими для них являются управление налоговой политикой, бюджетным финансированием и регулированием бюджетов всех уровней в соответствии с экономическим развитием регионов и численностью населения.
Следовательно, дефицит государственного бюджета - финансовая ситуация, возникающая в случае, когда государству необходимо осуществить расходы на сумму большую, чем возможный размер всех его доходов.
Как же государство может справиться с дефицитом своего бюджета? Мировая практика знает четыре главных способа решения этой проблемы:
1. Сокращение бюджетных расходов
2. Нахождение источников дополнительных доходов.
3. Выпуск необеспеченных денег, использующихся для финансирования государственных затрат.
4. Заимствование денег у граждан, банков, хозяйственных организаций, других организаций, других государств и иностранных финансовых организаций.
Дефицит бюджета приводит к увеличению государственного долга. Принято считать, что если дефицит государственного бюджета не превышает 5 % ВНП страны, то он допустимый. Ежегодные бюджетные дефициты в сумме образуют государственный долг.
Госуда́рственный внебюдже́тный фонд — фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном Бюджетным кодексом России, а также иными законодательными актами, включая законы о бюджете Российской Федерации на соответствующий год. Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений. Суммы отчислений во внебюджетные фонды, как правило, включаются в состав себестоимости и устанавливаются в процентах к фонду оплаты труда. В России насчитывается более 30 внебюджетных фондов социального и экономического назначения. В этих фондах концентрируется свыше 60% доходов государства.
Основными по размерам и значению являются социальные внебюджетные фонды:
Пенсионный фонд Российской Федерации;
Фонд социального страхования Российской Федерации;
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
Ранее также функционировал Государственный фонд занятости населения Российской Федерации; сейчас часть его функций исполняет Федеральная служба по труду и занятости Российской Федерации (Роструд).
К экономическим относятся:
Российский фонд технологического развития и отраслевые внебюджетные фонды НИОКР;
финансовые фонды поддержки отраслей;
инвестиционные фонды и др.
- 1. Сущность государственного регулирования и управления экономики. Понятия «смешанная экономика», «государственное регулирование». Объекты и субъекты грэ.
- 2. Необходимость и цели грэ. Основные функции государства в смешанной экономике.
- 3. Недостатки и провалы рыночной экономической системы. Провалы государства.
- 4. Современные теории государственного регулирования экономики.
- 5. Основные цели и направления гос. Макроэкономической политики.
- 6. Задачи государственного регулирования экономики.
- 7. Сущность государственной экономической политики.
- 8. Цели долгосрочной и краткосрочной экономической политики государства.
- 9. Формы вмешательства государства в экономику. Директивное планирование, государственные заказы.
- 10. Понятие, основные функции прогнозирования. Предвидение циклов и кризисов.
- 11. Система, основные виды прогнозов.
- 12. Организация прогнозирования. Государственное социально-экономическое прогнозирование в россии.
- 13. Сущность стратегического планирования. История стратегического планирования в россии.
- 14. Методология создания стратегических планов. Система показателей стратегического плана на федеральном уровне. Специфика индикативного планирования.
- 18. Специфика управления различными видами государственной собственности. Механизм управления государственной собственностью.
- 20. Бюджетная деятельность государства. Понятие бюджета. Бюджетная система государства.
- 21. Принципы построения и функционирования бюджетной системы.
- 22. Доходы и расходы государственного бюджета.
- Доходы территориальных бюджетов
- 23. Бюджетный дефицит и пути его сокращения. Государственные внебюджетные фонды.
- 24. Функции налогов. Основные понятия налоговой системы.
- 25. Классификация видов налогов.
- 26. Принципы налогообложения и налогового регулирования. Понятие налоговой нагрузки.
- 27. Финансовые ресурсы страны. Финансовая система государства.
- 28. Виды управления финансами.
- 29. Социально ориентированное рыночное хозяйство. Социальная политика государства.
- В целом для социально-ориентированной экономики характерно:
- 30. Социальная поддержка и защита населения со стороны государства.
- 31. Формы, методы, инструменты государственного социального управления.
- 32. Гос. Регулирование рынка труда: сущность, принципы, методы, направления. Особенности регулирование рынка труда в России.
- 33. Сущность, виды инвестиций, их источники. Инвестиции как объект гос. Регулир-я.
- По срокам вложений
- 34. Инвестиционная политика государства. Бюджет развития.
- 35. Понятие инноваций. Характеристика инновационного процесса.
- 1) Фундаментальные исследования
- 2) Прикладные исследования
- 3) Опытно- конструкторские разработки
- 4) Освоение производства нового изделия.
- 36. Инфраструктура инновационной деятельности
- 37. Основные методы государственного регулирования инновационного процесса.
- 38. Понятие и необходимость государственного регулирования предпринимательской деятельности. Основные формы государственного регулирования предпринимательской деятельности
- 39. Методы государственного воздействия на предпринимательство
- 40. Промышленная политика
- 41. Государственное регулирование в области ценообразования
- 42. Государственная антимонопольная политика (тут про Россию, дальше есть в общем)
- 42. Государственная антимонопольная политика (тут в общем, выберите сами что учить)
- 43. Регулирование естественных монополий
- 44. Государственная поддержка конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей