logo search
Mikroekonomika

Рынок и механизмы его функционирования.

Механизмы функционирования рынка: спрос, предложение, цена, конкуренция.

Спрос – количество товаров и услуг, которые потребитель может приобрести при данной цене в данное время.

Закон спроса: при увеличении цены спрос сокращается, при уменьшении – увеличивается.

P при увеличении дохода кривая сдвинется вправо.

Q

Неценовые факторы – количество продавцов и покупателей на рынке, уровень дохода, мода, предпочтение потребителей, наличие на рынке товаров – субститутов (заменителей), наличие на рынке товаров комплиментов (взаимодополняющие).

Исключения из закона спроса:

  1. Эффект Гиффена –увеличение цен на низкокачественные (дешевые) товары приводит к увеличению спроса. (Пр: возрастание цен на картошку)

  2. Эффект Веблена: увеличение цен на товары роскоши - увеличивает спрос (престижный спрос)

  3. Эффект сноба: люди, которые хотят выделиться. Увеличение или уменьшение цены не меняет спрос определенных людей.

Предложение – это количество товаров и услуг, которые производитель может предложить по определенной цене в данный момент.

Кривая предложения:

P При увеличении цены – увеличивается предложение.

Q

Неценовые факторы: количество производителей на рынке, уровень налогообложение, дотации и субсидии, уровень техники и технологии.

При наложении кривой спроса на кривую предложения – получаем рыночное равновесие. Но в реальной экономике получаем неравновесие: переизбыток (цена устанавливается выше точки предложения) и дефицит (ниже).