logo
Mikroekonomika

Эластичность спроса и предложения. Виды эластичности

Важную роль в изучении спроса играет категория эластичность. Эластичность – степень реакции величины спроса на изменение цены.

Степень изменения величины спроса (D в %) к изменению цены (P в %).

Кэл=

Виды эластичности:

  1. Кэл=0. Абсолютно неэластичный спрос – спрос абсолютно нечувствителен к изменению цены.

  2. Кэл=1. Единичная эластичность – при увеличении или понижении цены на 1% спрос понижается или увеличивается ровно на 1%.

  3. Кэл>1. Эластичный спрос. При увеличении или понижении цены товара на 1%, объем спроса понижается или увеличивается более чем на 1%.

  4. Кэл<1. Неэластичный спрос. Увеличение или понижение цены товара на 1%, приводит к изменению объема спроса менее чем на 1%.

  5. Кэл Абсолютно эластичный спрос. Увеличение цены приводит к подению спроса до 0, а снижение цены приводит к увеличению спроса до .

Факторы, влияющие на эластичность спроса:

  1. Наличие товаров субститутов.

  2. Удельный вес товаров в бюджете потребителя

  3. Размер дохода

  4. Качество товара т.е является ли данный товар предметом первой необходимости (неэластичные товары), или является предметом роскоши.

  5. Размеры запаса (чем больше запас, тем больше эластичность)

Кроме эластичности спроса по цене, существует понятие эластичности спроса по доходу. Измеряется также с помощью коэффициента эластичности, только находится отношение изменение величины спроса в % к изменению дохода в %.

Кэл=

Если эластичность спроса по доходу отрицательна (т.е. Кэл<0) то увеличение дохода приведет к падению спроса на низкокачественные товары.

Если Кэл>0, то благо является нормальным.

Эластичность предложения по цене – относительное изменение предложения, в зависимости от изменения цены. Изменение объема предложения в % к изменению цены (Р) в %.

Для понимания эластичности предложения, важное значение имеет фактор времени.

В условиях кратчайшего рыночного периода, предложение совершенно неэластично, поэтому повышение или понижение спроса приводит к увеличению или снижению цен, но не отражается на величине предложения.

В условиях короткого периода (1 год) – предложение более эластично, т.е. увеличение спроса обуславливает не только рост цен, но и увеличение объема производства, т.к. фирмы успевают изменить некоторые факторы производства, в соответствии со спросом.

В условиях длительного периода (более 1 года) – предложение почти совершенно эластично, поэтому увеличение спроса приводит к значительному росту предложения при постоянных ценах или незначительном увеличении цен.

Кэл=

Кэл=0 Кэл=1