Теория конкуренции и монополии
Конкуренция – соперничество или борьба за лучшие условия производства. За наиболее выгодные сферы вложения капитала.
Конкуренция способствует:
Снижению издержек производства
Улучшению качества товара
Введению инноваций
Рассеиванию рыночной власти (монополию – возможность влиять на цены)
Решает проблему дефицита.
Условия развития конкуренции:
Наличие частной собственности
Свобода предпринимательства
Различают формы конкуренции:
Внутриотраслевая – борьба между производителями одной отрасли за покупателей.
Межотраслевая – борьба за наиболее выгодные сферы вложения капитала (доходы с акций).
Внутрифирменная – за должность, зарплату, карьеру.
Международная – совокупность показателей, обеспечивающих преимущество национальной экономики на мировом рынке.
Различают следующие виды конкуренций:
Совершенная – ситуация на рынке, при которой не производитель не потребитель не оказывают влияние на цены. Условия совершенной конкуренции: огромное количество производителей с небольшим объемом продаж; свободный доступ к информации (издержки конкурентов, рынок сбыта); свободный вход и выход с рынка; свободный доступ к факторам производства.
Несовершенная – ситуация на рынке, при которой либо производитель, либо потребитель могут оказывать влияние на цену.
Несовершенная: чистая монополия, олигополия, монополистическая конкуренция.
Чистая монополия – ситуация единственного продавца (прим: ситуация единственного покупателя – монопсония), продающего уникальный товар, вход в рынок заблокирован (лицензии, патенты, авторские права, эффект масштаба).
Различают следующие виды монополий:
Естественные – ситуация на рынке, когда производство данной продукции несколькими фирмами менее эффективно, чем когда весь объем производства контролирует один производитель (РЖД, почта и т.д.).
Искусственные - предприятия, объединяющиеся искусственно, для удержания рыночной власти они создают альянсы.
Виды альянсов:
Картель –соглашение между продавцами о делении рынков сбыта.
Трест – объединение, в котором одна компания выступает головной, а остальные её филиалами.
Концерн – договор крупных предприятий, об осуществлении совместного производства и реализации продукции.
Синдикат – соглашение нескольких участников, о совместной реализации продукции.
Государственные – представлена в виде:
Организации, регулирующей денежное обращение.
Производство общественных товаров (здравоохранение, образование, правопорядок)
Производство социально значимых товаров.
Выпуск неэластичных товаров (виноводочная продукция, табак)
Олигополия – ситуация на рынке, когда несколько продавцов (от 3 до 24 производителей) контролируют рынок. При олигополии товар может быть идентичный и дифференцированный, ограничен контроль над ценой, существенные препятствия вступления в отрасль, согласованность действий (тайный или явный сговор). Прим: автомобилестроение.
Монополистическая конкуренция – ситуация на рынке большего количество производителей, выпускающих дифференцированную продукцию. Вход в рынок относительно свободный и незначительное влияние на цены.
Ценовые и неценовые методы конкурентной борьбы.
Применение монопольно высоких или монопольно низких цен.
Использование ценовой дискриминации (продажа одного и того же товара различным потребителям по разным ценам, исходя из платежеспособности населения)
Демпинг – сознательное снижение цен с целью разорения конкурентов.
Неценовые методы:
Использование многочисленных средств, для привлечения покупателей к товарам.
Монополии могут применять силовые методы – экономические методы, как лишение конкурента сырья, рынков сбыта, кредитов, скупка патентов.
Последствия монополии
Положительные:
Эффективность использования капитала
Создание новейшей продукции высокого качества.
Могут заключать соглашения с потребителями на поставку конкретного товара.
Сдерживают сокращение производства и возникновение массовой безработицы.
Отрицательные:
Уничтожает конкуренцию.
Устанавливает жесткие барьеры.
Устанавливает монопольно высокие цены.
Усиливает неравенство в доходах населения.
Не заинтересованы в применении достижений НТП.
Могут создавать искусственный дефицит.
В связи с отрицательными последствиями монополизации рынка – возникает объективная необходимость демонополизации, среди которой основная роль принадлежит антимонопольной политике.
Лекция 2
- Рынок и механизмы его функционирования.
- Теория конкуренции и монополии
- Эластичность спроса и предложения. Виды эластичности
- Издержки производства
- Виды издержек.
- Поведение фирмы в условиях совершенной и несовершенной конкуренции
- Рынок труда. Труд как фактор производства.
- Рынок труда. Спрос и предложение на рынке труда
- Зарплата. Доход труда
- Теория капитала
- Капитал как экономическая теория. Основной и оборотный капитал.
- Фиктивный капитал. Фондовая биржа и её функции.
- Рынок, его структура и механизм функционирования
- Организационно-правовые формы пр-ва
- Общество с ограниченной общ-стью.