logo
Mikroekonomika

Теория конкуренции и монополии

Конкуренция – соперничество или борьба за лучшие условия производства. За наиболее выгодные сферы вложения капитала.

Конкуренция способствует:

  1. Снижению издержек производства

  2. Улучшению качества товара

  3. Введению инноваций

  4. Рассеиванию рыночной власти (монополию – возможность влиять на цены)

  5. Решает проблему дефицита.

Условия развития конкуренции:

Различают формы конкуренции:

Различают следующие виды конкуренций:

Совершенная – ситуация на рынке, при которой не производитель не потребитель не оказывают влияние на цены. Условия совершенной конкуренции: огромное количество производителей с небольшим объемом продаж; свободный доступ к информации (издержки конкурентов, рынок сбыта); свободный вход и выход с рынка; свободный доступ к факторам производства.

Несовершенная – ситуация на рынке, при которой либо производитель, либо потребитель могут оказывать влияние на цену.

Несовершенная: чистая монополия, олигополия, монополистическая конкуренция.

Чистая монополия – ситуация единственного продавца (прим: ситуация единственного покупателя – монопсония), продающего уникальный товар, вход в рынок заблокирован (лицензии, патенты, авторские права, эффект масштаба).

Различают следующие виды монополий:

  1. Естественные – ситуация на рынке, когда производство данной продукции несколькими фирмами менее эффективно, чем когда весь объем производства контролирует один производитель (РЖД, почта и т.д.).

  2. Искусственные - предприятия, объединяющиеся искусственно, для удержания рыночной власти они создают альянсы.

Виды альянсов:

  1. Государственные – представлена в виде:

Организации, регулирующей денежное обращение.

Производство общественных товаров (здравоохранение, образование, правопорядок)

Производство социально значимых товаров.

Выпуск неэластичных товаров (виноводочная продукция, табак)

Олигополия – ситуация на рынке, когда несколько продавцов (от 3 до 24 производителей) контролируют рынок. При олигополии товар может быть идентичный и дифференцированный, ограничен контроль над ценой, существенные препятствия вступления в отрасль, согласованность действий (тайный или явный сговор). Прим: автомобилестроение.

Монополистическая конкуренция – ситуация на рынке большего количество производителей, выпускающих дифференцированную продукцию. Вход в рынок относительно свободный и незначительное влияние на цены.

Ценовые и неценовые методы конкурентной борьбы.

  1. Применение монопольно высоких или монопольно низких цен.

  2. Использование ценовой дискриминации (продажа одного и того же товара различным потребителям по разным ценам, исходя из платежеспособности населения)

  3. Демпинг – сознательное снижение цен с целью разорения конкурентов.

Неценовые методы:

Использование многочисленных средств, для привлечения покупателей к товарам.

Монополии могут применять силовые методы – экономические методы, как лишение конкурента сырья, рынков сбыта, кредитов, скупка патентов.

Последствия монополии

Положительные:

  1. Эффективность использования капитала

  2. Создание новейшей продукции высокого качества.

  3. Могут заключать соглашения с потребителями на поставку конкретного товара.

  4. Сдерживают сокращение производства и возникновение массовой безработицы.

Отрицательные:

  1. Уничтожает конкуренцию.

  2. Устанавливает жесткие барьеры.

  3. Устанавливает монопольно высокие цены.

  4. Усиливает неравенство в доходах населения.

  5. Не заинтересованы в применении достижений НТП.

  6. Могут создавать искусственный дефицит.

В связи с отрицательными последствиями монополизации рынка – возникает объективная необходимость демонополизации, среди которой основная роль принадлежит антимонопольной политике.

Лекция 2