Введение предмет, объект, содержание и задачи курса экономики промышленного производства и ее место в цикле экономических дисциплин
Экономика переводится с греческого языка как искусство ведения домашнего хозяйства. Очевидно, в современных условиях крупномасштабного производства, функционирования сложного народнохозяйственного комплекса, состоящего из многочисленных предприятий различных отраслей и многоотраслевых формирований, экономику можно определить как науку о рациональном ведении народного хозяйства.
Общеизвестно, что экономика—реальный базис, основа жизни общества. Все остальное—лишь надстройка с точки зрения условий жизни. Экономика определяет уровень и динамику всех основных показателей жизни общества в любом ракурсе.
Этим, также очевидно, определяется сегодня и на перспективу тяга к экономической науке, различным экономическим специальностям, а также переориентация всего дееспособного и активного слоя общества в сферу экономической
жизни — будь то финансово-банковская система, коммерция, внешнеэкономическая деятельность, будьте, сфера
производства или управления. Причем, чем выше иерархия управления, тем больше в ней экономической деятельности.
Таким образом, экономику надо знать всем, кто так или иначе связан с этими сферами человеческой деятельности. А будущим специалистам в области экономики — знать глубоко профессионально, полностью аккумулируя достижения экономической теории и практики. Для достижения этого есть лишь один реальный способ—основательное изучение предмета экономики с рациональным приложением приобретенных знаний в последующем к объекту практики. Тут вполне уместно изречение Платона о том, что самое большое зло не невежество, а плохо усвоенные знания.
Плохо усвоенные знания порождают иллюзию всевозможности, что матрос может управлять Государственным банком, учитель - агропромышленным комплексом, а полевой командир или политик средней руки — всей экономикой страны. Упрощенческий подход, порождаемый плохо усвоенными знаниями, лежит в основе всех бед последнего столетия российского общества и российской экономики в частности.
Курс экономики промышленного производства является одним из основополагающих, формирующих будущих экономистов.
Курс в основном теоретический, дающий фундаментальные знания по конкретной экономике — экономике промышленности. Вместе с тем, курс обеспечивает необходимые практические навыки по решению основных, узловых проблем отраслевой экономики — умение вскрыть резервы развития отрасли в целом, использовать в этих целях отраслевые и межотраслевые факторы, провести расчеты экономической эффективности в различных аспектах и др. Отраслевая экономика вооружает понятийным и категорийным аппаратом по этой отрасли знаний, соответствующей терминологией, учит корреспонденции основных технико-экономических показателей, их формализации с помощью экономико-математического аппарата.
Экономика отрасли также дает необходимый запас информационного материала в целом по промышленности, группам отраслей и конкретной отрасли на уровне современных параметров по основным экономическим показателям в статике и динамике. Причем изучение экономики акцентируется на промышленность в целом и особенно на те разделы, которые в последующем выпадают из цикла конкретно экономических дисциплин (характеристика отрасли, выявление ее специфики, тенденции развития, ресурсы и эффективность их использования, факторы развития отрасли и повышения ее эффективности — концентрация, специализация, кооперирование, комбинирование производства, межотраслевая интеграция, размещение, экономические проблемы научно-технического прогресса).
Экономика отрасли как бы дает экономическую анатомию в отраслевом ракурсе.
Курс построен с учетом перевода отраслей народного хозяйства на интенсивные рельсы развития в условиях рыночного хозяйственного механизма с насыщением отраслевым материалом.
Все это делает необходимым глубокое и осмысленное изучение курса экономики отрасли с привлечением фундаментальных, ставших классическими, трудов отечественных экономистов по отдельным разделам, новых и новейших публикаций по разным аспектам содержания курса, материалов периодической печати и, разумеется, — правительственных и нормативных отраслевых документов.
Экономика функционирует по своим законам. Экономические законы так же объективны, неумолимы и точны, как и законы математики, физики, химии, биохимии и др. Эти экономические законы определяют характер функционирования национальной экономики, народнохозяйственного комплекса и его отдельных звеньев-отраслей или групп взаимосвязанных отраслей.
Таким образом, законы функционирования национальной экономики, народного хозяйства в целом, крупных его отраслей — промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, связи, а также их более специализированных отраслей и подотраслей—машиностроения, пищевой, легкой промышленности, растениеводства, животноводства — одни и те же. Однако специфика каждой отрасли, проявляющаяся в особенностях перерабатываемого (добываемого) сырья, полученного готового продукта и используемой материально-технической базы, техники, технологии, персонала делает проявление общих экономических законов своеобразным. Именно это своеобразие, через которое преломляются общие законы функционирования народнохозяйственного комплекса, и формирует экономику отрасли как самостоятельную научную дисциплину.
Более того, отрасль как важнейшее звено народного хозяйства, как правило, замыкает производство определенной конечной однородной продукции и функционирует самостоятельно по своим закономерностям, присущим только данной конкретной отрасли.
Наличие этих закономерностей делает экономику отрасли самостоятельной экономической наукой, изучающей и вскрывающей эти закономерности, характер их проявления в специфических условиях функционирования и развития отрасли.
Экономика отрасли, таким образом, самостоятельная экономическая наука, изучающая конкретную отрасль и в то же время являющаяся частью общеэкономической науки. Из этого следуют два важных вывода.
1. Экономика отрасли, как часть общеэкономической науки, использует в полной мере все экономические категории. Понятия производительности труда, фондоотдачи, прибыли, себестоимости продукции и т.д. едины по своей сути в экономике, в том числе в экономике любой отрасли — промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, а также в более специализированных отраслях—пищевой, легкой, машиностроительной и т.д.
2. С другой стороны, в силу специфики конкретной отрасли факторы, резервы, пути повышения производительности труда, прибыли, рентабельности производства и т.д. будут различными. Значения показателей этих экономических категорий как по уровню, так и в динамике также будут разными. Они определяются спецификой конкретной отрасли. Это обстоятельство обусловливает необходимость изучения экономики каждой отрасли или комплекса однородных или взаимосвязанных отраслей.
Отрасль является важнейшим звеном народнохозяйственного комплекса и национальной экономики в рамках данного государства. Попытки ликвидировать, разорвать отрасли по отдельным регионам страны или крупным межотраслевым хозяйственным формированиям типа конгломератов кроме вреда ничего не принесли национальной экономике. Игнорирование отрасли — это прежде всего отрицание единой технической политики на однородных предприятиях, разрыв сложившихся связей между ними и других конкретных факторов, существенно влияющих на развитие однотипных предприятий, совокупность которых при известной общности представляет отрасль.
Условия функционирования каждой отрасли своеобразны и конкретны. Как нигде философское кредо «истина конкретна» верно по отношению к отрасли. Поэтому отрасль нужно изучать самостоятельно в конкретных условиях его функционирования.
Предметом изучения экономики отрасли являются экономические аспекты функционирования отрасли. Это прежде всего закономерности развития производительных сил и производственных отношений в специфических условиях данной отрасли.
Объектом изучения экономики отрасли является сама отрасль в совокупности как единый организм, как важнейшее звено народнохозяйственного комплекса, национальной экономики.
Цель изучения экономики отрасли — повышение эффективности функционирования отрасли на основе вскрытия резервов и факторов ресурсного и организационного характера и разработка мер и путей их реализации.
Цель, предмет и объект курса определяют задачи и содержание экономики отрасли как научной дисциплины.
Задачи курса экономики отрасли сжато можно свести к следующим.
1. Прочное овладение категорийным и понятийным аппаратом цикла конкретно-экономических наук и дисциплин.
2. Овладение экономической логикой взаимосвязи этих сложных экономических категорий и понятий и конкретно корреспонденции экономических показателей с учетом технико-технологических параметров отрасли.
3. Получение известного объема информации об экономике данной отрасли по совокупности значений технико-экономических показателей, таких, например, как объем производства, продаж, величина прибыли, уровень производительности труда, себестоимости производства, фондоотдачи, оборачиваемости оборотных средств и т.д. и активное использование его при дальнейшем обучении и профессиональной деятельности.
4. Изучение специфики отрасли, существенно определяющей характер и условия функционирования отрасли, уровень и динамику показателей ее экономической эффективности.
Всем этим должен овладеть студент при изучении курса экономики отрасли - экономики промышленного производства.
Цель и задачи курса соответственно формируют содержание экономики отрасли, в данном случае экономики промышленного производства
Курс построен в следующей логической последовательности:
формирование и характеристика отрасли (понятие отрасли и отраслевой структуры, структурная политика, характеристика отрасли и ее место в народнохозяйственном комплексе, основные этапы и экономические предпосылки дальнейшего развития отрасли, ее роль, значение и место в народнохозяйственном комплексе и национальной экономике); ресурсы отрасли (основные фонды, оборотные фонды, персонал и др.); результат использования ресурсов (себестоимость продукции, издержки производства, объем производства и продаж); эффективность производства в отрасли (прибыль, рентабельность производства); факторы повышения эффективности и функционирования отрасли (формы организации общественного производства—концентрация, специализация, кооперирование и комбинирование производства, размещение предприятий отрасли, научно-технический прогресс). Все это определяет и содержание курса.
Конкретный объект курса — промышленное производство.
Методология изучения курса— системный, диалектический подход, суть которого неидеологизированно состоит в восприятии и рассмотрении сложных экономических процессов во взаимосвязи, взаимообусловленности, в динамике, ориентации во времени, пространстве и учете специфики конкретной отрасли.
Промышленность, как известно, изучается и многими техническими дисциплинами. Экономика отрасли опирается на эти технические дисциплины, дает их техническим решениям экономическую оценку и сама использует технико-технологические параметры.
Экономика промышленного производства тесно связана со всеми общеэкономическими и конкретно-экономическими дисциплинами. Общеэкономическую теорию она использует как теоретический фундамент по многим составляющим курса, а сама по отношению к другим конкретно-экономическим дисциплинам выступает как теоретическая база и в то же время самостоятельно выполняет функции изучения экономических аспектов этой отрасли — важнейшего самостоятельного звена народнохозяйственного комплекса, национальной экономики.
Экономика отрасли, в частности, является в полной мере теоретической и методологической основой для курса экономики предприятий.
Предприятия в новых условиях как самостоятельные субъекты рынка, как хозяйствующие субъекты объективно нуждаются в определенном регулировании постоянно возникающих взаимосвязей вне зависимости от наличия или отсутствия органов государственного и регионального управления ими. И отрасль как совокупность однородных предприятий объективно играет эту роль. Вместе с тем наличие курса экономики предприятия вполне правомерно, имея в виду, что основным хозяйствующим субъектом и первичным звеном производства, где формируется товар и его стоимость, является именно предприятие.
Однако экономика предприятия имеет свой предмет, объект, цель и задачи, а соответственно и содержание, очерченное характером функционирования предприятия на микроуровне.
При изучении курса широко используются материалы развития народного хозяйства, крупных его отраслей, комплексов взаимосвязанных отраслей, но акцентирует внимание на свой объект—промышленное производство.
- Введение предмет, объект, содержание и задачи курса экономики промышленного производства и ее место в цикле экономических дисциплин
- Раздел I. Отрасль в системе народного хозяйства
- § 2. Характеристика отрасли.
- § 3. Отраслевая структура и основные направления ее совершенствования. Структурная политика на современном этапе и в перспективе
- § 2. Основные этапы и итоги развития промышленности
- § 3. Основные этапы и итоги развития агропромышленного комплекса и сельского хозяйства—сырьевой базы отдельных отраслей промышленности
- § 4. Экономические предпосылки дальнейшего развития промышленности
- § 2. Состав, структура и классификация основных фондов
- § 3. Экономическая оценка основных фондов
- § 4. Износ и амортизация основных фондов
- §5. Воспроизводство основных фондов.
- § 6. Показатели, резервы, факторы и пути
- 1. Коэффициент интенсивного использования:
- 2. Коэффициент экстенсивного использования (экстенсивности):
- 3. Коэффициент интегрального использования (интегральности):
- §2. Состав, структура и классификация оборотных фондов и оборотных средств
- §3. Основные принципы нормирования оборотных фондов и оборотных средств. Формирование и оптимизация размеров оборотных средств в отраслях промышленности
- §4. Показатели и пути повышения эффективности использования оборотных фондов и оборотных средств в отраслях промышленности
- 1. Коэффициент оборачиваемости:
- 2. Время оборота (обращения):
- 3. Коэффициент закрепленных средств (загрузки):
- §2. Сырьевые зоны отраслей промышленности
- §3. Основные направления расширения сырьевой базы отраслей промышленности. Пути экономии сырья и материалов
- §2. Сущность, показатели, резервы и пути
- 1. Выработка продукции в единицу времени одним работником:
- 2. Трудоемкость продукции:
- §3. Экономическая оценка повышения производительности труда по факторам
- §2. Состав и структура себестоимости продукции
- §3. Классификация затрат на себестоимость продукции
- §4. Факторы, источники и пути снижения себестоимости продукции в промышленности
- §5. Экономическая оценка снижения
- 4. Затраты на один рубль товарной продукции:
- 5. Снижение затрат на один рубль товарной продукции:
- §2. Рентабельность производства и пути ее повышения
- §3. Цена и ценообразование как фактор
- §2. Экономическая сущность, показатели и формы концентрации производства. Особенности концентрации производства в промышленности
- §3. Экономические преимущества крупных предприятий. Оптимальные размеры промышленных предприятий
- §2. Кооперирование производства и его экономическая эффективность
- §2. Предпосылки комбинирования производства в отраслях промышленности
- §3. Экономическая эффективность комбинирования производства
- §2. Основные направлениянаучно-технического прогресса
- §3. Источники финансирования внедрения достижений научно-технического прогресса
- §2. Рационализация размещения промышленности. Экономическое обоснование размещения отраслей промышленности
- Содержание