logo
Экономика отрасли

§2. Рентабельность производства и пути ее повышения

Как отмечено выше, прибыль является итоговым показателем деятельности предприятий отрасли. Это также важнейший эконо­мический показатель. Однако прибыль не показывает, не характе­ризует, какой ценой она достигнута, какими размерами средств. В прибыли не виден размер производственного потенциала, с помо­щью которого она получена.

Для соизмерения размера прибыли и величины использован­ных средств для ее достижения в отраслевой экономике использу­ется показатель рентабельности производства.

Рентабельность производства является наиболее обобщающим, качественным показателем экономической эффективности произ­водства, эффективности функционирования предприятий отрасли. Рентабельность производства как раз соизмеряет величину полу­ченной прибыли с размерами тех средств - основных фондов и оборотных средств, с помощью которых она получена. Эти исполь­зованные в производстве средства для получения известной при­были являются как бы ее ценой. И чем ниже эта цена, т.е. чем мень­ше затребованных средств при той же величине полученной при­были, тем, разумеется, эффективнее производство, а предприятие функционирует с большим эффектом.

Рентабельность производства в самом общем виде в отрасле­вой экономике определяют как:

где: Р - рентабельность производства, %

П - сумма прибыли, млн. руб.

ОФ - стоимость основных фондов, млн. руб.

ОС - стоимость оборотных средств, млн. руб. Период функционирования предприятия может быть разным -месяц,

квартал, год, а посему стоимость основных фондов и обо­ротных средств исчисляют в среднем значении. Рентабельность

про­изводства можно вообще определить в любом диапазоне времени, в любой период целевого функционирования, чтобы

знать эффек­тивность проведенных производственных операций. Как правило, при стабильном функционировании она

исчисляется за квартал, а чаще за год.

В отраслевой экономике различают рентабельность производства общую и расчетную. Общая рентабельность практически со­впадает с ранее определенной рентабельностью:

Прибыль принимается в виде общей, балансовой суммы, а сто­имость оборотных средств до нормируемой ее части, что неверно. Надо принимать в расчет всю использованную стоимость оборот­ных средств - собственных и заемных.

Расчетная рентабельность исчисляется как отношение расчет­ной (чистой) суммы прибыли к стоимости основных фондов и нор­мируемых оборотных средств за минусом льготных фондов (осво­божденных от платы за имущество):

Расчетная рентабельность как показатель эффективности поте­ряла смысл, и по существу не имеет какого-либо практического зна­чения. Она может только характеризовать, какой ценой, размерами каких средств получена прибыль, остающаяся в распоряжении пред­приятия.

Гораздо больший интерес представляет показатель рентабель­ности продукции, исчисленный как отношение прибыли к полной себестоимости продукции:

где: Ри - рентабельность конкретного изделия, % П - прибыль от изделия, руб. Сп - полная себестоимость продукции, руб. Если изделие одно, то формула принимает вид:

где: Ц - цена единицы изделия

- полная себестоимость единицы данного изделия.

А рентабельность всей реализованной продукции исчис­ляется как отношение всей полученной прибыли от реали­зации продукции к полной себестоимости всей реализован­ной продукции.

Этот показатель очень важен для принятия текущих и стратеги­ческих решений. Указанный показатель в ходе анализа показывает рентабельность или убыточность производимой продукции, степень их рентабельности и убыточности. В рынке, где цель предпринима­тельской деятельности - получение максимума прибыли, предпри­ятие после такого анализа должно принять соответствующее реше­ние - избавиться от убыточных и малорентабельных изделий и, наоборот, с помощью маркетинга увеличить высокорентабельные виды продукции. Если же отрасль дотационная или отдельные из­делия дотируются, то следует сделать определенные корректиров­ки.

Анализ рентабельности отдельных видов продукции, а также всей совокупности ее, поможет выявить внутренние резервы сни­жения себестоимости продукции, пути повышения качества про­дукции для возможного соответствующего увеличения цен, что в любом случае повысит рентабельность продукции, а значит улуч­шит финансовое, социально-экономическое положение предприя­тий промышленности.

Как видно из общей формулы рентабельности производства

факторами роста будут:

1. Величина прибыли.

2. Стоимость и эффективность использования основных фондов.

3. Стоимость и эффективность использования оборотных средств.

Чем выше прибыль, чем с меньшей стоимостью основных фон­дов и оборотных средств она достигнута и более эффективно они используются, тем выше рентабельность производства, а значит выше экономическая эффективность функционирования отрасли.

Таким образом, из факторов рентабельности производства сле­дуют и основные пути ее повышения.

В отраслевой экономике к наиболее обобщающим путям по­вышения рентабельности производства с учетом всего вышеиз­ложенного будут следующие.

1. Все пути и мероприятия, повышающие сумму прибыли.

2. Все пути, улучшающие эффективность использования ос­новных фондов.

3. Все пути, улучшающие эффективность использования обо­ротных средств, ускоряющие их оборачиваемость.

В экономической литературе, в том числе по финансам, эко­номике предприятий, анализе хозяйственной деятельности и дру­гих используется множество специфических показателей рента­бельности. Все они играют в экономике определенную роль. Од­нако для отраслевой экономики, для общего взгляда на экономи­ческие процессы, изложенные здесь показатели вполне доста­точны и верны.

При нормально функционирующей экономике уровень рентабель­ности в промышленности находится в пределах 20-25%, а в сельс­ком хозяйстве - 40-50%. При регулировании цен государством ис­пользуется фиксируемая рентабельность.