logo
Экономика отрасли

§3. Экономическая оценка повышения производительности труда по факторам

Оценка роста производительности труда в отраслевой эконо­мике производится методами прямого и факторного счета.

Прирост производительности труда методом прямого счета определяется по формуле:

где: - объем производства (реализации) продукции в рас­четном и базовом периодах;

- численность персонала соответственно в расчетном и базовом периодах.

Для экономической оценки повышения производительности труда по методу факторного счета все факторы группируются на организационно-технический, обеспечивающий абсолютное высво­бождение численности персонала, объемный и структурный факто­ры.

При сокращении численности прирост производительности тру­да определяется как:

где: Ч - число высвобожденных работников, человек

- базовая численность работников, человек. Прирост производительности труда по объемному фактору ис­числяется как:

где: - процент роста объема производства продукции, %

- удельный вес условно-постоянной численности работни­ков в общей численности персонала, %.

Прирост производительности труда по структурному фактору, когда снижается трудоемкость какого-либо изделия в общем объе­ме производства, определяется по формуле:

где: Т - процент снижения трудоемкости продукта, %

Д - удельный вес данного продукта в общем объеме произ­водства, %.

Общий прирост производительности труда по всем факторам определяется простым их сложением:

Затем сравнивается полученный результат с программой раз­вития отрасли (предприятия) и принимается необходимое реше­ние.

РАЗДЕЛ 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕСУРСОВ

Глава 7. СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПРОДУКЦИИ И ПУТИ ЕЕ СНИЖЕНИЯ

§1. Сущность себестоимости продукции и значение ее снижения.

§2. Состав и структура себестоимости продукции.

§3. Классификация затрат на себестоимость продукции.

§4. Факторы, источники и пути снижения себестоимости продукции в промышленности.

§5. Экономическая оценка снижения себестоимости про­мышленной продукции и методы ее расчета.

§1. СУЩНОСТЬ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ И ЗНАЧЕНИЕ ЕЕ СНИЖЕНИЯ

Себестоимость продукции - это совокупность затрат предприятия на производство и реализацию продукции.

В себестоимости продукции находят отражение все произве­денные предприятием затраты живого и овеществленного труда в виде расходов сырьевых, материальных, топливно-энергетических ресурсов, амортизации основных фондов, оплаты труда. Себестои­мость включает прямые материальные и трудовые затраты, а также накладные расходы на управление и обслуживание производства. Таким образом, в себестоимости продукции, как в зеркале, отра­жаются рачительность и бесхозяйственность, уровень техники и технологии, организация производства, труда и управления. Чем лучше поставлено дело на предприятии, чем выше техническая ос­нащенность производства, организация, тем ниже себестоимость продукции и наоборот.

Себестоимость продукции является самостоятельной эконо­мической категорией. Она количественно и качественно отличается от стоимости. Стоимость и ее денежное выражение - цена, количе­ственно выше себестоимости. Лишь в планово-убыточных, дотаци­онных отраслях стоимость ниже себестоимости, что не характерно в рынке. Индивидуальная себестоимость на конкретных предприя­тиях может быть выше и ниже стоимости, хотя если она выше, пред­приятие обанкротится, если не защищено дотацией. Среднеотраслевая же себестоимость, как правило, ниже стоимости в нормально функционирующих отраслях за исключением дотационных.

По экономической сути себестоимость продукции близка к бух­галтерским издержкам производства и отличается существенно от экономических издержек производства.

В современный период, как и ранее, снижение себестоимости продукции представляет большую народнохозяйственную значи­мость. Снижение себестоимости продукции - основа снижения цен, а значит - основа конкурентоспособности продукции, предприятия и отрасли. Снижение цен прямо влияет на благосостояние населе­ния страны. В масштабе национальной экономики снижение себес­тоимости увеличивает соразмерно национальный доход, прибыль, что в свою очередь позволяет увеличить темпы расширенного вос­производства, способствует росту отечественных товаров, расши­рению социальных возможностей государства по строительству жи­лья, поддержанию объектов отдыха, здравоохранения, спорта, куль­туры, искусства, науки, повышению пенсий, стипендий, пособий и т.д. Предприятие также при этом укрепляет свое финансовое поло­жение, делает его более устойчивым.

Таким образом, снижение себестоимости одинаково выгодно всем - населению, работникам, предприятию, отрасли, националь­ной экономике и государству в целом. А значит, усилия всех долж­ны быть постоянно нацелены на всемерное снижение себестоимос­ти. В этом основное экономическое условие конкурентоспособности страны как на внешнем, так и на внутреннем рынке.

Актуальность снижения себестоимости продукции усиливается с возрастанием объемов производства. Каждый процент снижения себестоимости обеспечивает при этом все возрастающую сумму экономии. С реструктуризацией промышленности и дальнейшим ее динамичным развитием эта проблема станет первостепенной.

Во всем вышеизложенном заключается важность и значимость сни­жения себестоимости продукции.