logo search
+Социология рынков_К формированию нового направ

Проект о параллельном ввозе и контрафактной продукции

Наконец, третье обращение поступило из совсем других деловых кругов — от Содружества Русбренд, в которое входили более 30 ком­паний — ведущих мировых производителей потребительских товаров, присутствующих на российском рынке, включая: «Адидас» и «Жилетт», «Шварцкопф» и «Проктор энд Гембл», «Нестле» и «Юнилевер», и др.

Было выбрано две темы, являющиеся предметом особой заботы компаний — параллельный ввоз (импорт товарных марок без разрешения правообладателя) и контрафактная продукция (подделки торго­вых марок). В качестве основных задач исследования определено измерение совокупных потерь компаний и государственного бюджета соответственно от параллельного ввоза и контрафактной продукции.

Основным методом сбора данных стала серия углубленных интервью с представителями компаний (генеральными директорами, юристами, менеджерами по продажам и логистике). Всего в исследо­вании приняли активное участие 15 компаний Содружества Русбренд. В качестве дополнительных источников данных использованы:

В каждой компании выделялась одна или две укрупненные товарные группы, занимающие весомую долю общего объема продаж (как правило, 30—70%) и релевантные для данного исследования.

В число товарных групп вошли:

Здесь нам также пришлось выполнить некоторые количественные расчеты — по данным собственных исследований компаний Русбренда и маркетинговых фирм. В виду условий конфиденциальности эти результаты здесь не приводятся. Тем более, что нас в первую очередь интересовали не цифры, а механизмы структурной и институциональной динамики.

***

Во всех исследованных нами сферах динамика была чрезвычайно интенсивной. Мы оказывались в эпицентре изменений, что вовсе не удивительно, ибо все три исследования инициировались представителями самого бизнеса. Важно и то, что круг респондентов составили весьма информированные люди, которые достаточно откровен­но рассказывали о ситуации, включая весьма деликатные моменты. Это стало возможным в результате установления исходного доверия к исследователям (чему в немалой степени способствовали руководители ассоциаций, а также позитивный имидж Высшей школы экономики как нового прогрессивного университета).

Приведем несколько технических деталей. Продолжительность интервью в указанных трех проектах составляла, как правило, около одного часа, но достигала и трех часов. Все интервью записывались на диктофон с последующей расшифровкой. Мы будем сопровождать изложение краткими выдержками из этих интервью. Они размещаются в подстрочных сносках, чем подчеркивается их иллюстративный, а не доказательный характер. В соответствии с правилами кон­фиденциальности информация используется нами в обобщенном ви­де без указания имен и названий фирм. Мы указываем номер интервью, год его проведения (2001, 2002 или 2003) и профиль компании.

В качестве дополнительных источников нами использовались ма­териалы средств массовой информации47 и соответствующие нормативные документы.

В завершение затронем важный вопрос нетехнического свойства. Мы понимаем, что рассмотренные нами рынки потребительских то­варов не охватывают всего разнообразия существующих рынков. И, скажем, рынки труда или финансовые рынки обладают изрядной спецификой. Эмпирический материал вообще редко бывает достаточным для подкрепления общетеоретических положений. Мы не можем систематически и полноценно изучить все окружающие нас явления. В то же время углубленное исследование одного из этих явлений помогает нам выйти за его границы и сформулировать положения более общего характера. Видимо, в этом состоит один из парадоксов теоретической работы: чтобы создать общую теорию с широкими приложениями, в эмпирических исследованиях нужно идти не вширь, а вглубь.