Рынок как культуры
Рыночные институты тоже формируются не в безвоздушном пространстве. Они погружены в более широкие социальные контексты, получают подкрепление и обоснование в определенной культуре.
Что такое культура применительно к хозяйственной сфере? Хозяйственная культура представляет собой совокупность накопленных профессиональных знаний и навыков, сформированных хозяйственных норм, ценностей и символов, используемых значений и смыслов74. Таким образом, она является интегративным понятием, включающим, как минимум, три аспекта:
когнитивный — приобретаемые знания и навыки;
ценностный — осваиваемые стандарты поведения;
символический — вырабатываемые способы идентификации и интерпретации происходящего.
Для традиционного экономиста культура представляет собой слабо подверженную количественному определению и в силу этого закрытую для анализа совокупность факторов, ограничивающих экономическое поведение. Эти факторы, во-первых, имеют внешний (экзогенный) характер, во-вторых, чаще всего рассматриваются как инварианты поведения вследствие принимаемой предпосылки об устойчивости вкусов и предпочтений человека.
Экономическая социология придерживается иной точки зрения. Во-первых, культура не является чем-то внешним по отношению к хозяйственной сфере. И дело не только в том, что культурные факторы активно влияют на хозяйственное действие. Они являются его встроенным элементом. В этом смысле противопоставление культуры и рынка следует считать искусственным75. В той же мере, в какой рынок производит и реализует продукты и услуги, он становится средством производства и распространения идентичностей, утверждения статусных иерархий, ареной символической борьбы за интерпретацию смыслов. А во-вторых, социокультурные факторы являются переменной величиной, они варьируют от сообщества к сообществу, от одного исторического периода к другому. В итоге то, что определяется (здесь и сейчас) как желаемое или рациональное, имеет конкретно-историческое культурное наполнение и в иных условиях способно выглядеть иначе76.
Такой подход, безусловно, накладывает определенные ограничения в части формализации получаемых результатов. И для исследования рынков как культур широко используются более «мягкие» этнографический и исторический подходы. Примером реализации первого может служить этнографическое исследование М. Аболафии фондовых и фьючерсных рынков77, а прекрасный образец второго подхода дает историческое исследование рынка страхования жизни В. Зелизер78.
Культура предопределяет исходные когнитивные способности участников рынка, позволяя им накапливать знание, используя огромные потоки информации, отбирая, обрабатывая и осваивая ту, которую они считают релевантной и надежной. Выработке деловой стратегии предшествуют специфические представления о доверительных источниках информации, о том, что является успешными практиками на данном рынке, заслуживает внимания, становится основой для бенчмаркинга (benchmarking) — сравнительного анализа собственных параметров относительно эталонных образцов.
С этой точки зрения постановка хозяйственных целей выступает как культурно обусловленный процесс. С одной стороны, производитель и торговец реагируют на спрос, в котором, помимо уровня платежеспособности потребителей, проявляются их специфические предпочтения. С другой стороны, сам спрос для производителя и торговца данным товаром не является чем-то внешним, сугубо «объективным», а их хозяйственные действия не следует считать автоматической реакцией на колебания внешней среды. Определение параметров спроса является продуктом внутренней работы, в процессе которой осваиваются чужие взгляды или вырабатывается свое понимание того, что требует рынок. Это понимание становится основой практических действий, которые, в свою очередь, прямо или косвенно влияют на параметры спроса.
Культурные факторы влияют также и на выбор средств. Ценности как высшие стандарты поведения, преломляясь сложным образом, формируют систему оценок. Эти оценки касаются того, что может быть использовано как ресурс, каковы приемлемые способы его комбинации с другими ресурсами, наконец, что следует считать их эффективным использованием. Мы уже говорили о том, что часть ресурсов (например земля) вообще может изыматься из числа объектов купли-продажи путем формальных запретов. Помимо этого, хозяйственные агенты могут не идентифицировать какие-то возможности или счесть их неэффективными79. Ведь распознавание эффективности зависит от подходов к освоению информации, практического опыта и привычек. В результате некоторые вполне эффективные с экономической точки зрения варианты в одно время «не распознаются» (misrecognized) и исключаются из поля актуального выбора, а в другое время становятся неотъемлемой частью деловых стратегий. Распознавание таких возможностей — одна из основных задач предпринимательской деятельности.
Переплетение экономических и культурных процессов находит свое яркое выражение в позиционировании товара на рынке. Всякий товар несет в себе значения, далеко выходящие за пределы его физических свойств и функциональных потребительских характеристик. Произведенные товары нагружены символами — многозначными образами, с помощью которых человек определяет смысл происходящих хозяйственных процессов и свое место в этих процессах. Все начинается с относительно простых товарных знаков и завершается формированием брэнда, содержащего множество образов и значений, которые предполагают существование известных потребителю достаточно сложных культурных кодов — ключей к их расшифровке. Все это помогает выделить товар среди прочих объектов товарного мира, позиционировать его как особый.
В результате товар начинает распознаваться потребителем именно по своим символическим качествам. Характерно, что идея рекламных роликов, как правило, вообще не опирается на физические свойства продукта. Креатив, напрямую апеллирующий к полезности продукта, считается откровенно примитивным. Вместо этого создаются внешне отвлеченные мифологические образы, которые решают какие-то жизненные проблемы человека (в том числе выдуманные) или просто закрепляют в его сознании какую-то картинку или крепко сбитую фразу (слоган). Одновременно эти образы привязываются к определенному товару или фирме и становятся, тем самым, основой раскручивания товарного брэнда.
В завершение скажем, что культура реализует функции двоякого рода. Во-первых, регулятивные функции, осуществляемые с помощью готовых концептуальных схем и накопленных информационных баз, общепринятых конвенций и норм, наборов устойчивых ритуалов и символов, с которыми должно соотноситься всякое, в том числе экономическое, действие. Во-вторых, конституирующие функции, реализуемые через познавательные практики и способы трансляции информации, разыгрывание ролей и переопределение ситуаций в процессе экономического действия80. Эти правила указывают, как должно вести себя на рынке и как поступать нельзя. Например, конститутивное правило предписывает установление цены на уровне, не превышающем ее уровень у прямых конкурентов, а регулятивное правило указывает на невозможность резкого снижения цены, способного обвалить рынок.
Резюме
В
- Социология рынков: к формированию нового направления
- Оглавление
- Введение
- Раздел I
- Глава 1 рынок как идеальная модель и форма хозяйства
- Общие определения
- Рынок как историческая форма интеграции хозяйства
- Рынок как продукт регулирования
- Раздел IV
- Глава 9 три ассоциации — три исследовательских проекта
- Кратко охарактеризуем реализованные проекты. Проект об издержках легализации
- Проект о новой конкурентной ситуации
- Проект о параллельном ввозе и контрафактной продукции
- Глава 2 рынок как совокупность сетей, институтов и культур
- Рынок как сети
- Рынок как институты
- Рынок как культуры
- Глава 3 конкуренция как социальный процесс
- Общее понятие и экономические модели конкуренции
- Конкуренция как социально укорененный процесс
- Раздел II
- Глава 4 структуры рынка
- Соотношение структур и институтов рынка
- Основные структурные элементы
- Характеристика деловых сетей
- Глава 5 институты рынка
- Основные институциональные элементы
- Формальные и неформальные институты
- Раздел III
- Глава 6 деловые стратегии и концепции контроля
- Групповой уровень
- Индивидуальный уровень
- Структура хозяйственной мотивации
- Деловые стратегии
- Концепции контроля
- Глава 7 институциональная динамика: возникновение новых правил
- Источники возникновения новых правил
- Механизм возникновения новых правил
- Разрыв между новыми и существующими правилами
- Отбор институтов и их эффективность
- Глава 8 институциональная динамика: подстройка новых правил
- Как происходит деформализация правил
- Как происходит формализация правил
- Глава 17 принципы экономической политики новых ассоциаций
- Вытеснение открытых рынков
- Регулирование входа на рынок западных сетей
- Поддержка отечественных сетей и защита отечественного производителя
- Таможенное регулирование
- Налоговая политика
- Преодоление административных барьеров
- Глава 11 деловые стратегии участников рынка в новой конкурентной ситуации
- Альтернативные концепции контроля
- Альтернативные деловые стратегии
- Стратегии повышения конкурентоспособности
- Раздел VI
- Глава 12 издержки деловых схем и причины легализации бизнеса
- Издержки и причины легализации
- Глава 13 параллельные институциональные режимы и институциональные компромиссы
- Параллельные институциональные режимы таможенного оформления
- Что происходит с реальными таможенными схемами
- Глава 14 построение новых деловых конвенций
- Могут ли участники рынка договориться между собой
- Могут ли участники рынка договориться с властями
- Глава 15 борьба с параллельным импортом и контрафактной продукцией
- Проблема параллельного ввоза
- Проблема контрафактной продукции
- Продаваемые на территории России;
- Не связанные со сложной технологией изготовления и упаковки;
- Не требующие уникальных или дефицитных обязательных ингредиентов.
- Раздел VII
- Стратегии деловых ассоциаций
- Участие в деятельности ассоциации и ее стратегический выбор
- Раздел V
- Глава 10 структурная динамика рынка в новой конкурентной ситуации
- Анализ новой конкурентной ситуации
- Вместо заключения: новая торговая революция
- Глоссарий
- Институциональный изоморфизм — заимствование способов действия более успешных участников рынка.
- Неформальная экономика — совокупность форм хозяйственной деятельности, не фиксируемой в формальных контрактах и официальной отчетности.
- Структуры — устойчивые формы связи между участниками рынка.