Поддержка отечественных сетей и защита отечественного производителя
Генеральная линия в экономической политике в отношении западных сетей видится российским предпринимателям не в том, чтобы запрещать или даже серьезно ограничивать их вход на рынок (что уже невозможно), а в том, чтобы поддерживать отечественные компании, помогать им объединиться, реализовывать свои инвестиционные проекты. Или как выразил эту мысль руководитель одной из компаний: «Нужно не ограничивать их (западные компании), а дать преференции нашим» (2002. Интервью 6. Сеть супермаркетов).
Большинство предпринимателей соглашались с тем, что просто не выделять западным компаниям земельные участки под строительные площадки нельзя. Важно, однако, где и на каких условиях отводится земля для возведения торговых центров. Российские компании начинали претендовать на эти участки. Правда, в ряде случаев инвестиционные требования для российских компаний были непосильны, и западные сети не встречали конкуренции206. Но в любом случае при определении места под строительство следовало бы учитывать интересы российских компаний, уже находящихся на близлежащей территории.
Необходимо также, чтобы условия доступа к земельным участкам, равно как и к уже имеющимся дефицитным торговым площадям, были бы более прозрачными. На непрозрачность процедур выделения земли и помещений жаловались многие российские руководители207. Государство могло бы также оказывать содействие отечественным компаниям, обеспечивая (на коммерческой основе) инженерные коммуникации под будущие объекты, наконец, вкладывая средства на долевой основе в строительство торговых центров208.
Поскольку некоторые российские сетевые компании начали активно вкладывать средства в производство, уместно осветить их позицию и на этот счет. Традиционно предложения по поддержке отечественного предпринимательства были нацелены на повышение заградительных таможенных барьеров. Опрошенные нами руководители (включая самих производителей потребительских товаров) в данном случае, как правило, придерживались иной позиции: плохи не столько пошлины, сколько порядок их фактического сбора209. Для производителей были важны различия между ставками платежей за ввоз импортных комплектующих и готовой продукции. И с формальной точки зрения здесь все вроде бы обстояло относительно нормально: пошлины на комплектующие для отечественной сборки заметно меньше пошлин на готовые товары (5 и 15—20% соответственно), что, в принципе, позволяло развивать в стране «отверточные» производства. Но возникало другое важное обстоятельство — эти ставки таможенных пошлин реально не работали ввиду существования «дыр» на таможне. Благодаря им, появлялась возможность, используя «серые» и «черные» схемы, ввозить дешевую технику с заниженными платежами и готовые товары под видом комплектующих, ослабляя тем самым позиции отечественных производителей210.
Предлагаемый принцип экономической политики, таким образом, состоял в том, чтобы сдерживать наплыв дешевых товаров (в основном азиатского направления), которые по качеству не превосходили отечественные аналоги и завозились полуконтрабандными путями. В то же время более дорогая и высококачественная электробытовая техника и другие потребительские товары известных брэндов по сути не конкурировали с отечественными аналогами, ибо находились в иной нише по цене и качеству. Таким образом, речь шла не о том, чтобы повышать пошлины на импортный товар, а чтобы заставить платить пошлины тех, кто вез низкокачественную продукцию, и останавливать тех, кто вез контрафактный товар. В этой связи высказывались претензии к российским таможенникам, которые, по мнению предпринимателей, будучи в состоянии сдержать указанный поток, демонстрировали безразличие в отношении интересов отечественных производителей, фактически беспошлинно пропуская широкие товарные потоки.
Дополнительная конкуренция отечественным производителям в области той же электробытовой техники возникала из-за существования офшорных зон в Республике Беларусь и Калининградской области, через которые в страну поступал фактически беспошлинный импортный товар. Этот вопрос осложнялся еще и тем, что речь шла о соглашениях на правительственном и межправительственном уровнях. И усилия предприятий по защите рынка на этих направлениях к моменту исследования никаких видимых результатов не дали.
По-прежнему ожидали решения многие технологические и финансовые проблемы. Производители справедливо сетовали на разрушение производственно-технологической базы, созданной в советское время, в результате чего приходилось импортировать даже те комплектующие, которые могли бы производиться в стране211. Кроме того, по-прежнему отсутствовали дешевые и долгосрочные кредиты, позволяющие реализовать инвестиционные производственные программы. Развиваться отечественному производителю приходилось в основном за счет собственной прибыли212. Но как мы указывали ранее, эта возможность становилась все более ограниченной.
- Социология рынков: к формированию нового направления
- Оглавление
- Введение
- Раздел I
- Глава 1 рынок как идеальная модель и форма хозяйства
- Общие определения
- Рынок как историческая форма интеграции хозяйства
- Рынок как продукт регулирования
- Раздел IV
- Глава 9 три ассоциации — три исследовательских проекта
- Кратко охарактеризуем реализованные проекты. Проект об издержках легализации
- Проект о новой конкурентной ситуации
- Проект о параллельном ввозе и контрафактной продукции
- Глава 2 рынок как совокупность сетей, институтов и культур
- Рынок как сети
- Рынок как институты
- Рынок как культуры
- Глава 3 конкуренция как социальный процесс
- Общее понятие и экономические модели конкуренции
- Конкуренция как социально укорененный процесс
- Раздел II
- Глава 4 структуры рынка
- Соотношение структур и институтов рынка
- Основные структурные элементы
- Характеристика деловых сетей
- Глава 5 институты рынка
- Основные институциональные элементы
- Формальные и неформальные институты
- Раздел III
- Глава 6 деловые стратегии и концепции контроля
- Групповой уровень
- Индивидуальный уровень
- Структура хозяйственной мотивации
- Деловые стратегии
- Концепции контроля
- Глава 7 институциональная динамика: возникновение новых правил
- Источники возникновения новых правил
- Механизм возникновения новых правил
- Разрыв между новыми и существующими правилами
- Отбор институтов и их эффективность
- Глава 8 институциональная динамика: подстройка новых правил
- Как происходит деформализация правил
- Как происходит формализация правил
- Глава 17 принципы экономической политики новых ассоциаций
- Вытеснение открытых рынков
- Регулирование входа на рынок западных сетей
- Поддержка отечественных сетей и защита отечественного производителя
- Таможенное регулирование
- Налоговая политика
- Преодоление административных барьеров
- Глава 11 деловые стратегии участников рынка в новой конкурентной ситуации
- Альтернативные концепции контроля
- Альтернативные деловые стратегии
- Стратегии повышения конкурентоспособности
- Раздел VI
- Глава 12 издержки деловых схем и причины легализации бизнеса
- Издержки и причины легализации
- Глава 13 параллельные институциональные режимы и институциональные компромиссы
- Параллельные институциональные режимы таможенного оформления
- Что происходит с реальными таможенными схемами
- Глава 14 построение новых деловых конвенций
- Могут ли участники рынка договориться между собой
- Могут ли участники рынка договориться с властями
- Глава 15 борьба с параллельным импортом и контрафактной продукцией
- Проблема параллельного ввоза
- Проблема контрафактной продукции
- Продаваемые на территории России;
- Не связанные со сложной технологией изготовления и упаковки;
- Не требующие уникальных или дефицитных обязательных ингредиентов.
- Раздел VII
- Стратегии деловых ассоциаций
- Участие в деятельности ассоциации и ее стратегический выбор
- Раздел V
- Глава 10 структурная динамика рынка в новой конкурентной ситуации
- Анализ новой конкурентной ситуации
- Вместо заключения: новая торговая революция
- Глоссарий
- Институциональный изоморфизм — заимствование способов действия более успешных участников рынка.
- Неформальная экономика — совокупность форм хозяйственной деятельности, не фиксируемой в формальных контрактах и официальной отчетности.
- Структуры — устойчивые формы связи между участниками рынка.