logo
+Социология рынков_К формированию нового направ

Неформальная экономика — совокупность форм хозяйственной деятельности, не фиксируемой в формальных контрактах и официальной отчетности.

Оппортунистическое поведение — следование собственному интересу вопреки установленным правилам.

Организация — относительно замкнутая, иерархически выстроенная совокупность рабочих мест и занятых на них работников, деятельность которых управляется из единого центра.

Организационное поле — локальный порядок взаимодействия организаций, в котором создаются и воспроизводятся институты.

Открытые рынки — места концентрации внемагазинных форм розничной торговли.

Отношенческая контрактация — форма контрактных отношений, принимающих во внимание характер контрагента.

Параллельный ввоз — импорт товаров, защищенных торговой маркой, без разрешения правообладателя.

Поддержание контрактов — обеспечение выполнения контрактов, включая надзор за соблюдением обязательств и применение санкций в случае оппортунистического поведения.

Политический капитал — способность к мобилизации коллективных действий и репрезентации интересов группы.

Правило — регулятивный принцип, подкрепленный легитимными правовыми или социальными нормами, разрешающий, предписывающий или запрещающий определенные способы действия.

Правила контроля — правила, регулирующие способы поддержания других правил.

Правила обмена — порядок взаимодействия между независимы­ми участниками рынка.

Права собственности — обоснованные (легитимные) притязания на распоряжение ограниченными ресурсами и извлекаемыми доходами.

Предприятие — организационная структура, образованная как единое юридическое лицо с целью ведения хозяйственной деятельности.

Принуждение — безальтернативное подчинение внешним условиям.

Принципы действия — конкретные практические императивы, на основе которых принимаются текущие хозяйственные решения.

Проблема «безбилетника» — перекладывание одними агентами на других издержек производства общественных благ.

Рациональность — последовательный отбор наилучших вариан­тов на пути к достижению фиксированной цели.

Розничная сеть — совокупность торговых предприятий, работа­ющих под единой торговой маркой.

Рынок — совокупность структурно связанных продавцов и поку­пателей определенного товара (товарной группы), деятельность которых регулируется сходными правилами и разделяемыми большин­ством участников концепциями контроля.

«Серая» схема — деловая схема, связанная с организацией легальной хозяйственной деятельности с частичными нарушениями закона.

«Серый» импорт — ввоз товаров с нарушениями порядка таможенного оформления, связанными с занижением стоимости и/или количества ввозимых товаров.

Символический капитал — способность к производству мнений и манипулированию оценками.

Социальная норма — идеальная форма поведения, предписанная при выполнении определенных способов действия и подкрепля­емая санкциями.

Социальная укорененность действия — встроенность действия в социальные структуры, институциональные формы, культурные и властные отношения.

Социальный капитал — совокупность социальных связей и накопленных взаимных обязательств.

Социальный навык — способность следовать установленным правилам и побуждать других к их исполнению.

Специфические активы — активы, которые наиболее эффектив­но могут использоваться именно в данном сегменте рынка или в дан­ной фирме.

Стратегия — устойчивый рефлексивный выбор способов дейст­вия на пути к достижению фиксированной цели в условиях ограниченного набора ресурсов.

Стратегический альянс — соглашение между независимыми участниками рынка о совместной деятельности в течение определен­ного периода времени или для реализации определенного проекта.

Стратегический выбор — выбор принципов действия.

Структурная автономия — ситуация, при которой максимизировано число структурных пустот на стороне контрагентов и минимизировано число структурных пустот на своей стороне.

Структурная пустота — ситуация, при которой непосредственные контакты данного участника рынка не связаны между собой.

Структурная эквивалентность — ситуация, при которой участники рынка связаны с одними и теми же контрагентами.

Структурное подобие — ситуация, при которой участники рынка связаны с одними и теми же типами контрагентов, т.е. имеют сход­ную структуру связей.