Издержки и причины легализации
Теперь сравним трансакционные издержки разных деловых схем и попытаемся ответить на вопрос, зачем нужна легализация представителям бизнеса и государственной власти.
Издержки легализации. Руководителей компаний трудно обвинить в идеализме. Потому, когда заводились разговоры о необходимости легализации деятельности, сразу вставал вопрос о сравнительных издержках разных деловых схем. И тут же выяснялось, что издержки легализации слишком высоки. Это было обусловлено прежде всего высокими ставками официальных платежей. Скажем, за ввоз компьютера требовалось заплатить 38% его стоимости, включая 15% таможенной пошлины и 20% НДС на сумму, включающую таможенную пошлину. На последующих этапах нужно было заплатить единый социальный налог с фонда заработной платы (35,6%), налог с прибыли (24%), налог с продаж (5%) и множество других более мелких налогов. И хотя в ходе налоговой реформы начала 2000-х гг. ставки некоторых из них были уменьшены, совокупное снижение налогового бремени оказалось не столь существенным — налоговая реформа притормозила на старте.
Кроме прямых, легко просчитываемых издержек, возникали и другие проблемы. Если компания хотела ввезти товар «по белому» и оформить все официальным и достоверным образом, это не означало, что она сделает это быстро. Подобные «лобовые» схемы не только были более дороги, но часто приводили и к более длительному оформлению. У чиновников всегда есть возможности всякого рода затяжек по формальным поводам — в результате подозрительности («наверняка что-то скрывают») или обиды («не хотят делиться», «портят статистику») бумаги могли перекладываться с места на место, а любой простой машин на таможне — это дополнительные издержки274. В связи с этим попробуем встать на место предпринимателя, который на таможне оказывался перед выбором: заплатить 38% стоимости и ждать 2—3 дня или заплатить 6—7% стоимости и пропустить машины за 2—3 часа. В такой ситуации решение в пользу легальных схем далеко не очевидно.
Впрочем, трансакционные издержки нелегальной или полулегальной деятельности, разумеется, тоже никогда не были нулевыми. Причем нам показалось, что они часто недооцениваются участниками рынка. Дело в том, что подсчитать и даже оценить эти издержки не так просто. Они далеко не всегда выделяются в бухгалтерской отчетности (официальной и неофициальной), смешиваются с другими затратами. Часто подобные издержки трудно исчисляемы, ибо становятся элементом реципрокного (взаимного) обмена услугами. Многими подобными операциями руководители высшего звена сами не занимались, перекладывая их на своих сотрудников. Вдобавок работа по «серым» схемам стала настолько привычной, что многие издержки уже казались неизбежными, «естественными».
Из чего складывалась структура затрат на обслуживание «серых» схем? Она включала:
плату за разработку «серой» схемы;
плату за услуги по ее реализации (например за таможенную очистку, за обналичивание);
расходы на содержание дополнительного персонала;
расходы на обеспечение безопасности бизнеса (выплаты контролирующим и правоохранительным органам).
Начнем с разработки схемы. Плата квалифицированному специалисту-контрактнику, придумывающему способы, как обойти очередной закон, имеет разовый характер и, по отдельным свидетельствам, могла исчисляться в пределах 5—10 тыс. долл. за заказ (это дорогая услуга). При этом вопрос о способе деформализации — разработке новой схемы — решался в пределах одной недели.
Цена за услуги по реализации «серой» схемы бывала фиксированной и устанавливалась, например в случае с электробытовой техникой, на уровне 3—4 тыс. долл.275 Она могла меняться в зависимости от масштабов операций и уровня риска той или иной схемы. Но в любом случае предприниматель экономил на этом существенные средства276.
Теневая часть платежа, в свою очередь, имела непростой состав: что-то оседало в карманах таможенников, что-то оставлялось брокерской конторе в оплату за услуги, что-то шло в руки хозяев терминала. Права собственности реализовывались здесь достаточно замысловатым образом. Впрочем, предпринимателя не особенно заботила доля средств, уходящая на сторону (в «боковики»), его интересовала лишь общая сумма, которую требовали к оплате.
Создание управленческих схем, позволяющих ввести импортный товар и уйти от налогов, часто предполагало использование фирм-однодневок. Впрочем, затраты на их создание были невелики, даже при особой срочности они исчислялись несколькими сотнями долларов. А с официальным закрытием фирм, как правило, никто не связывался. Эти фирмы «топили», оставляя с нулевым балансом, или отдавали посредникам «на реализацию». Если же требовалось обналичить средства, то к услугам участников рынка была созданная российскими банками развитая сеть специальных контор. Плата из операции по обналичиванию, как правило, составляла около одного процента от оборота и даже при малых суммах редко превышала три процента.
Добавим, что построение «серых» схем было сопряжено с содержанием дополнительного персонала, занятого бухгалтерией, логистикой, и эти издержки также следует учитывать, хотя на них не всегда обращали внимание.
Еще сложнее учесть издержки, связанные с обеспечением охраны и безопасности бизнеса. Эти проблемы приходилось решать в любом бизнесе, однако чем «темнее» деловые схемы, тем потребность в ус-лугах охранных структур оказывалась выше. Приходилось содержать в штате собственных охранников или привлекать на контрактной основе частные охранные предприятия, другие силовые структуры277. Помимо этого, обеспечение безопасности предполагало поддержание сетевых связей с контролирующими и правоохранительными органами, предусматривая взятки за отказ от проверок и наложения санкций, доплаты за ускоренное решение вопросов, а также «добровольные пожертвования» для «поддержания отношений» (их обычно называли «помощью»). Понятно, что даже при работе «по-белому» взяток избежать было трудно — представитель налоговой службы или правоохранительных органов всегда нашел бы, к чему придраться, или сумел бы притормозить дело (например опечатав склад на пару недель). Однако настойчивость контролирующих органов и цена вопроса часто напрямую зависели от степени легальности используемых схем.
Как правило, издержки обслуживания «серых» схем оценивались руководителями как незначительные в масштабах бизнеса. Предположим, они учитывали не все затраты. Но даже если учесть все, что возможно, общий уровень всех издержек, связанных с работой по «серым» схемам, в нормальной ситуации вряд ли превышал 10% стоимости продаж, в то время как полная уплата всех налогов обошлась бы, как минимум, в одну треть оборота. Конечно, издержки на обслуживание схем составляли немалые суммы, однако даже в максимальном варианте они были не сопоставимы с издержками легального функционирования.
Это означает, что если подходить к делу узко экономически (т.е. с точки зрения калькуляции и взвешивания издержек), то у легализации деятельности не было никаких шансов. С точки зрения текущей экономической выгоды она выглядела совершенно не рациональной. И убедить здравомыслящего руководителя легализоваться на подобных основаниях было бы практически невозможно. В такой ситуации правомерно спросить, не почему официальные схемы обходились, а почему они в принципе использовались какими-то операторами. И с новой силой встает вопрос о причинах легализации бизнеса.
Зачем нужна легализация ведущим компаниям. Вопрос о том, как оправдывалась невозможность полностью легальной деятельности, относительно ясен. Говорили о завышенных ставках таможенных и налоговых платежей, о том, что платить все налоги невозможно: в условиях, когда платят не все, быстро вылетишь с рынка. Все эти и многие другие обоснования стратегий деформализации являлись неотъемлемым элементом концепций контроля, которые доминировали в течение реформенного десятилетия и воспитывали общую толерантность к теневым операциям и неплательщикам налогов278. В то же время куда менее ясен ответ на другой вопрос: зачем ведущим игрокам нужно было заботиться о легализации своей деятельности. Ведь собственников и высших менеджеров трудно заподозрить в романтических склонностях. И не совсем понятно, зачем они должны были «открываться» и нести дополнительное бремя расходов и рисков, если в течение долгих лет благополучно отстроили все необходимые связи и преспокойно обходили неудобные и финансово обременительные формальные правила. Эта тема заслуживает специального рассмотрения.
Мы уже говорили о том, что легализация бизнеса представляет собой своего рода «социальное движение», не имеющее конкретного автора (см. восьмую главу). Нет у нее и одной решающей причины. Существует множество причин, побуждающих участников рынка двигаться в сторону формализации своей деятельности. Попробуем сгруппировать эти причины следующим образом:
переоценка рисков и упущенных выгод;
вход на рынок транснациональных операторов;
усиление давления государства;
формирование благоприятного экономического и политического фона;
стремление повысить свой социальный статус.
Дело в том, что взвешивались не только трансакционные издержки, но также возникающие риски. Среди них выделялся риск, связанный с вероятностью проверки того или иного предприятия государственными органами и применения жестких санкций по ее результатам. А санкции могли быть нешуточными — штрафы до 300% стоимости плюс конфискация товара или его длительное содержание на дорогих складах временного хранения.
Руководители компаний считали, что представители контролирующих и правоохранительных органов были неплохо информированы о реальном положении дел. Особенно это касалось таможенного оформления, где пропускной коридор достаточно узок, и любая проходящая через него машина, в принципе, могла быть отслежена. И здесь уже не важно, по какой причине была организована выборочная проверка — случайно, по политическим мотивам или в результате происков конкурентов279. Наличие постоянного (пусть не слишком высокого, но неустранимого) риска держало руководителей в постоянном психологическом напряжении280. Тем более, что по закону проверка могла осуществляться спустя долгое время после прохождения товара через таможню.
По-прежнему руководители решали возникающие проблемы с помощью налаженных связей и без особого труда откупались от проверяющих281. Однако в начале 2000-х гг. произошла определенная переоценка подобного риска ведущими участниками рынка — риск начал восприниматься все более болезненно. Причина состояла не только в возможных потерях вследствие наложения штрафов и конфискации товара и не только в личном спокойствии предпринимателя («заплати налоги и спи спокойно»). Дело в том, что снижение такого рода рисков необходимо для повышения общей стабильности деятельности и успешного продвижения брэнда компании. Возможные сбои в случае выборочных проверок ставят под угрозу и деловую стратегию, и репутацию бизнеса. А для ведущих игроков подобные риски становились крайне нежелательными: имя стоит дороже282.
В связи с усложняющейся конкурентной ситуацией на рынках ведущие игроки задумывались не только о фактических издержках, но и об альтернативных издержках и упущенных выгодах. Они были связаны, как минимум, с двумя обстоятельствами:
трудностями привлечения внешних ресурсов,
возможностями передела рынка в свою пользу.
Известно, что непрозрачность бизнеса затрудняла привлечение внешних ресурсов — инвестиций и долгосрочных кредитов — и, следовательно, ограничивала возможности расширения бизнеса. Это было связано с многократным занижением оборотов и низким уровнем капитализации бизнеса, его явной недооцененностью. А в новой конкурентной ситуации расширяться ведущим участникам рынка было необходимо, как мы видели в предыдущем разделе книги.
Но руководители подумывали также и о способах передела рынков в результате легализации, о возможностях потеснить (или даже вытеснить) менее крупных операторов. В сфере розничной торговли речь шла об умирающих мелких и средних традиционных магазинах (наследии советской торговли) и более устойчивых открытых рынках. В сфере дистрибуции и оптовой торговли — о множестве мелких и средних компаний, завозящих по несколько машин товара, а также более крупных дилерах, конкурентоспособных лишь благодаря использованию «серых» и «черных» схем. Повышение общего уровня легальности бизнеса при одновременном расширении масштабов деятельности позволило бы ведущим участникам рынков захватить дополнительные рыночные ниши. Ожидалось, что в этом случае дополнительные издержки легализации в краткосрочном периоде принесут серьезные выгоды уже в среднесрочной перспективе.
Возникло также дополнительное серьезное обстоятельство, о котором мы говорили в предыдущих главах: в Россию пришли первые западные транснациональные операторы. Российским сетевым компаниям приходилось мобилизовать свои усилия, становиться более прозрачными, в том числе и для того, чтобы повыгоднее продаться западным гигантам, если поступит такое предложение.
Не стоит забывать о возросшем давлении со стороны государственных органов (в нашем случае ГТК России) в направлении ступенчатой легализации деятельности, порою даже казалось, что этот фактор являлся главным (к нему мы еще вернемся чуть ниже). Правда, специалисты по информационным технологиям утверждали, что имевшаяся на тот момент технологическая база ГТК была крайне несовершенна и поощряла воровство. Но технические возможности контроля тоже совершенствовались, и продвижение в этом направлении повышало риски использования «черных» и «серых» схем.
В дополнение к административному давлению, важность которого не следует недооценивать, сложился и относительно благоприятный политический фон. Среди предпринимателей распространилось мнение, что на высшие государственные посты пришло немало людей, более открытых к диалогу с бизнесом и заинтересованных в реформах. Так, например, ГТК в целом считалось предпринимателями «прогрессивной структурой»283, а в адрес его Председателя М.В. Ванина было сказано немало лестных слов. Возникли какие-то элементы доверия к власти (раньше этого не было заметно вовсе), что также благоприятствовало движению к более открытым схемам ведения бизнеса.
Следует отметить, что выбор деловой стратегии в начале 2000-х гг. происходил на фоне благоприятной конъюнктуры рынка. Так, например, рост продаж электробытовой техники в 2001—2002 гг. устойчиво составлял, как минимум, 20—30% в год, а в крупных сетевых компаниях он был даже выше. Этот рост был подкреплен растущими реальными доходами населения в период после кризиса 1998 г.284 Некоторые предприниматели указывали также на начало нового цикла обновления предметов длительного пользования, которые массово закупались населением 8—10 лет назад в начальный период реформ285. Однако наши данные, полученные на основе опроса российского населения в ходе другого проекта, эту красивую гипотезу не подтверждали286.
Рост объема продаж ведущих участников рынка, помимо прочего, повысил их запас прочности — несмотря на тенденцию к снижению рентабельности, они оказались в состоянии платить государству больше, чем раньше. Впрочем, мы понимаем, что эта причина не могла быть решающей. Сама по себе благоприятная рыночная конъюнктура, как известно, не подталкивает к институциональным изменениям (зачем отягощать себя лишними хлопотами, если и так «все хорошо»). Кроме того, зачем платить, если можно не платить.
Наконец, помимо экономических и политических расчетов — взвешивания издержек и выгод использования разных деловых схем — важное значение имело также стремление владельцев и высших менеджеров бизнеса к повышению своего социального статуса. В интервью руководители нередко говорили о том, что они инвестировали и продолжают инвестировать в свой бизнес в России, здесь находятся их семьи, и намерений уезжать у них нет. Посему, наряду с эгоистическим, появился и более общий интерес — в стабильности и устойчивом развитии не только своих фирм, но и российского рынка в целом. Кроме того, тем, кто в далеко не самые легкие годы сумел создать и развить свое дело, хотелось бы получить сколь-либо адекватное признание со стороны общества. А для этого нужно было переутвердить имидж предпринимателя — из удачливого дельца, всеми правдами и неправдами накопившего первоначальный капитал, он должен был превратиться в респектабельного бизнесмена, пекущегося не только о частном, но и об общественном благе, имеющего право сказать: «Я исправно плачу налоги, которые идут на выплаты бюджетных зарплат и пенсий». Подобные мотивы, конечно, тоже не являются чистым альтруизмом. Но сводить их только к эгоистическому расчету было бы по меньшей мере не справедливо287.
Итак, причин легализоваться у ведущих участников рынка оказывалось не меньше, чем причин оставаться в тени. И эти причины были весьма разнородны. Они возникали на пересечении собственного интереса к рыночной экспансии и внешнего экономического и административного принуждения, т.е. были связаны одновременно с наступательным и оборонительным элементами деловой стратегии. Теперь нужно ответить на вопрос: зачем легализация бизнеса понадобилась государственным контролирующим органам? Это вопрос тоже далеко не праздный, ибо их представители долгое время чудесно без этого обходились.
Зачем легализация бизнеса нужна государственным органам. Мы уже указывали на то, что в начале 2001 г. начался новый (четвертый) этап в развитии таможенных отношений, который был связан с резким изменением таможенной политики, нацеленной на фактическое сближение «серых» и официальных схем. Это сближение было инициировано ГТК и производилось следующим образом: была установлена минимальная плата за оформление машины с определенным видом товаров, а затем эту цену начали поднимать, автоматически повышая стоимость «серых» и «черных» схем. В результате подобной «бульдозерной атаки» по ценовому выдавливанию таких схем их стоимость выросла в несколько раз.
Одновременно были сделаны попытки серьезного ужесточения контроля над деятельностью таможенных терминалов. В чем был смысл этой активизации деятельности ГТК, чего добивались его руководители? Мы утверждаем, что главная цель таможенных органов состояла не в легализации ВЭД как таковой, а в повышении сборов в государственный бюджет, выполнении и перевыполнении плана по этим показателям, которые до 2000-х гг. особенно не блистали. А резервы здесь таились немалые. Известно, что по таким группам товаров, как аудио- и видеотехника или мобильные средства связи, доля «серого» и «черного» импорта во второй половине 1990-х гг. могла достигать 90%. Даже по официальным данным самих таможенных органов признавалось, что по отдельным видам ввозимых товаров (телевизоры, телефоны и т.п.) доля ввозимого «по-белому» составляла 10—20%288. При этом в обществе широко распространилось мнение, что таможенники чрезмерно коррумпированы и живут слишком хорошо.
В начале 2000-х гг. ситуация резко изменилась. Очевидно, ГТК был избран в качестве полигона для показательных успехов на фискальном поприще, тем более, что как ни велико количество терминалов, число «коридоров» все равно строго ограничено, и технологически таможенные каналы перекрываются относительно легко. В результате таможня, действительно, начала демонстрировать быстрые успехи. За первое полугодие 2001 г. ГТК отчитался за увеличение сборов сразу на 39% по сравнению с первым полугодием 2000 г., а по отдельным позициям сборы выросли в 3 раза.
Но чтобы от разовых успехов перейти к устойчивому наращиванию сборов, нужно было достичь второй цели — консолидации управления. Дело в том, что в предшествующие годы в таможенной сфере произошла заметная дисперсия власти, появилось множество разных каналов, контролируемых блатными командами. В результате значительные средства утекали в неизвестных направлениях. Поэтому ГТК и были предприняты усилия по переопределению правил игры и наведению порядка в собственных управлениях. И с этой точки зрения ужесточение таможенного режима в начале 2001 г. было вызвано не столько желанием выловить всех нарушителей путем полузабытых практик фактического досмотра машин, сколько потребностью мобилизовать собственные кадры289. В этих целях были прижаты «серые» брокеры и связанные с ними таможенники на большинстве терминалов, организовывались выезды «похоронных команд» с повторными проверками, закрыли некоторые терминалы, прошла волна увольнений, в том числе сняли нескольких высоких таможенных начальников.
Таким образом, основной задачей таможенных органов по-прежнему оставалась не прокламируемая защита отечественного производителя (по многим товарным позициям такие производители в России попросту отсутствовали) и не восстановление законности и правопорядка как таковых. Исходная задача была сугубо фискальная — наполнение бюджета290. А для ее решения нужна была централизация контроля над собственным ведомством, повышение его управляемости и эффективности.
Однако ирония политического процесса заключалась в том, что выполняя и перевыполняя план по сборам таможенных платежей и НДС, ГТК подталкивал бизнес к легализации, которая становилась побочным продуктом реализации фискальных интересов. Прикрывая подлинный интерес знаменем легализации, пришлось серьезным образом продвинуться по провозглашенному пути. Более того, фактически удалось сформировать представление о неизбежности и необратимости процесса легализации российского бизнеса.
Резюме
За десятилетие хозяйственно-политических реформ в посткоммунистическом обществе был выработан весьма активный механизм деформализации, постоянно замещающий формальные предписания неформальными правилами и встраивающий первые в неформальные отношения (об этом см. восьмую главу). И большинство участников рынка за годы реформ стали искусными мастерами подобной деформализации, они быстро и гибко реагировали на введение любого нового формального правила, приспосабливая его к своему пониманию допустимого поведения. В ответ на появление формальных правил оперативно вырабатывались деловые схемы разной степени легальности. Их различие становилось основой для дифференциации участников рынка и установления своеобразной статусной иерархии, с помощью которой ведущие игроки вырабатывали свою идентичность и отделяли себя от основной массы других игроков.
Каждая из деловых схем сопрягалась с разного рода трансакционными издержками. Есть основания считать, что совокупные издержки «серых» схем часто недооценивались участниками рынка. Да и абсолютно корректный их подсчет был фактически невозможен. Но даже при достоверном подсчете они оказывались бы не сопоставимыми с издержками легального функционирования, что серьезно затрудняло институциональные изменения.
Тем не менее процесс легализации бизнеса сдвинулся с места. Он не имел одной решающей причины, выступая результатом сложной констелляции экономических и неэкономических факторов, свидетельствующих о появлении на рынках новых концепций контроля. К их числу относилась переоценка ведущими участниками рынка приемлемых уровней рисков и перспективных упущенных выгод. Немалую роль сыграли и внешние условия — приход транснациональных операторов, а также относительно благоприятная экономическая конъюнктура. Некоторые стимулы (например статусные устремления) лежали за пределами экономики в узком смысле. И, конечно, одной из решающих побуждающих причин являлось усиление контроля со стороны государства.
- Социология рынков: к формированию нового направления
- Оглавление
- Введение
- Раздел I
- Глава 1 рынок как идеальная модель и форма хозяйства
- Общие определения
- Рынок как историческая форма интеграции хозяйства
- Рынок как продукт регулирования
- Раздел IV
- Глава 9 три ассоциации — три исследовательских проекта
- Кратко охарактеризуем реализованные проекты. Проект об издержках легализации
- Проект о новой конкурентной ситуации
- Проект о параллельном ввозе и контрафактной продукции
- Глава 2 рынок как совокупность сетей, институтов и культур
- Рынок как сети
- Рынок как институты
- Рынок как культуры
- Глава 3 конкуренция как социальный процесс
- Общее понятие и экономические модели конкуренции
- Конкуренция как социально укорененный процесс
- Раздел II
- Глава 4 структуры рынка
- Соотношение структур и институтов рынка
- Основные структурные элементы
- Характеристика деловых сетей
- Глава 5 институты рынка
- Основные институциональные элементы
- Формальные и неформальные институты
- Раздел III
- Глава 6 деловые стратегии и концепции контроля
- Групповой уровень
- Индивидуальный уровень
- Структура хозяйственной мотивации
- Деловые стратегии
- Концепции контроля
- Глава 7 институциональная динамика: возникновение новых правил
- Источники возникновения новых правил
- Механизм возникновения новых правил
- Разрыв между новыми и существующими правилами
- Отбор институтов и их эффективность
- Глава 8 институциональная динамика: подстройка новых правил
- Как происходит деформализация правил
- Как происходит формализация правил
- Глава 17 принципы экономической политики новых ассоциаций
- Вытеснение открытых рынков
- Регулирование входа на рынок западных сетей
- Поддержка отечественных сетей и защита отечественного производителя
- Таможенное регулирование
- Налоговая политика
- Преодоление административных барьеров
- Глава 11 деловые стратегии участников рынка в новой конкурентной ситуации
- Альтернативные концепции контроля
- Альтернативные деловые стратегии
- Стратегии повышения конкурентоспособности
- Раздел VI
- Глава 12 издержки деловых схем и причины легализации бизнеса
- Издержки и причины легализации
- Глава 13 параллельные институциональные режимы и институциональные компромиссы
- Параллельные институциональные режимы таможенного оформления
- Что происходит с реальными таможенными схемами
- Глава 14 построение новых деловых конвенций
- Могут ли участники рынка договориться между собой
- Могут ли участники рынка договориться с властями
- Глава 15 борьба с параллельным импортом и контрафактной продукцией
- Проблема параллельного ввоза
- Проблема контрафактной продукции
- Продаваемые на территории России;
- Не связанные со сложной технологией изготовления и упаковки;
- Не требующие уникальных или дефицитных обязательных ингредиентов.
- Раздел VII
- Стратегии деловых ассоциаций
- Участие в деятельности ассоциации и ее стратегический выбор
- Раздел V
- Глава 10 структурная динамика рынка в новой конкурентной ситуации
- Анализ новой конкурентной ситуации
- Вместо заключения: новая торговая революция
- Глоссарий
- Институциональный изоморфизм — заимствование способов действия более успешных участников рынка.
- Неформальная экономика — совокупность форм хозяйственной деятельности, не фиксируемой в формальных контрактах и официальной отчетности.
- Структуры — устойчивые формы связи между участниками рынка.