logo search
Экономика конспект лекций 2011

19.4. Перестройка отношений собственности

Основное содержание преобразований отношений собственности заключается в разгосударствлении. В процессе смены форм собственности предусматривалось превращение государственной собственности в другие, негосударственные, формы собственности. Приватизация рассматривалась как одна из форм разгосударствления и означает переход государственной собственности в руки отдельных граждан, трудовых коллективов, юридических лиц или возникновение на базе государственных предприятий различных смешанных форм собственности.

К особенностям приватизации в российской переходной экономике следует отнести: 1) историческая беспрецедентность данного процесса; 2) приватизация во многом предшествует созданию развитой рыночной инфраструктуры; 3) масштабность, массовый характер приватизации; 4) высокие темпы процесса приватизации; 5) высокий удельный вес неэквивалентных форм приватизации; 6) существование особого (ваучерного) этапа приватизации.

Российская приватизация проводилась во многом без должного представления о перспективах приватизируемых предприятий, не оговаривались предварительные условия о характере будущей деятельности, осуществлении определенных инвестиций и т.п.

Процесс перераспределения собственности в России еще не завершен, но уже сложилась новая реальность в виде социально-экономической среды функционирования экономики. В итоге, распределение предприятий по форме собственности характеризуется постоянным увеличением доли частной собственности при снижении числа и доли государственных и муниципальных предприятий.

Преобразование отношений собственности в России происходило по следующим этапам:

1) Выпуск арендованного имущества (в сфере социальной инфраструктуры – с октября 1992 г.);

2) Ваучерная приватизация (выкуп имущества приватизационными чеками – до 01.06.1994г.)

3) Денежная приватизация (продажа предприятий за деньги – с 01.06.1994г.);

4) Залоговые аукционы (государство отдает в залог под кредиты банков пакеты акций крупнейших предприятий, акционированных в порядке приватизации. При этом государство не планирует возвращение пакета акций и не резервирует средства на возвращение кредитов – с сентября 1995 г.).

5) Конкурсные продажи принадлежащих государству пакетов акций крупных компаний, акционированных в порядке приватизации.