16.4. Государственный бюджет
Бюджетная система РФ включает в себя:
Федеральный (государственный) бюджет; бюджеты субъектов федерации; местные бюджеты. Бюджеты нижестоящих органов самоуправления не входят своими доходами и расходами в бюджеты вышестоящих уровней. Все эти бюджеты имеют законодательно определенный источник доходов и направления расходования средств.
Государственный (федеральный) бюджет – финансовый план формирования и использования централизованного денежного фонда государства. Он основывается на показателях прогноза социально-экономического развития страны на очередной год.
Доходы федерального бюджета формируются из следующих источников:
- налог на прибыль организаций;
- налог на доходы физических лиц;
- налог на игорный бизнес;
- налог на добавленную стоимость;
- лицензионные и регистрационные сборы;
- акцизы;
- налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов;
- единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности;
- налог на операции с ценными бумагами;
- платежи за пользование недрами;
- платежи за пользование лесным фондом;
- плата за пользование водными объектами;
- земельный налог и арендная плата за земли городов, поселков и земли сельскохозяйственного назначения;
- плата за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ;
- таможенные пошлины и сборы, доходы от внешнеэкономической деятельности;
- государственные пошлины;
- дивиденды по акциям, находящимся в федеральной собственности;
- прибыль ЦБ РФ;
- консульский сбор, взимаемый на территории РФ;
- прочие налоги, сборы и др. платежи.
Налоговые поступления составляют 84% федерального бюджета, неналоговые – 7%, доходы целевых бюджетных фондов – 9%.
Расходы государственного бюджета РФ включают:
- государственное управление;
- национальная оборона;
- правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства;
- международная деятельность;
- федеральная судебная система;
- фундаментальные исследования;
- промышленность, энергетика, строительство;
- сельское хозяйство и рыболовство;
- образование;
- культура и искусство;
- средства массовой информации;
- здравоохранение и физическая культура;
- социальная политика;
- обслуживание государственного долга;
- финансовая помощь субъектам РФ и закрытым административно – территориальными образованиями;
- другие расходы.
Бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты имеют свои источники средств и направления их расходования. Важной проблемой при формировании финансовой системы государства является определение оптимального размера финансовых ресурсов, идущих в федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты.
Доходы и расходы государственного бюджета в принципе могут быть сбалансированы. Однако в реальности бюджет, как правило, несбалансирован, т.е. имеет место неравенство между доходами и расходами. Превышение доходов над расходами называется «бюджетным профицитом», а превышение расходов над доходами – «бюджетным дефицитом».
Государство стремится уменьшить дефицит бюджета и покрывает его следующими способами: 1) сокращение расходов госбюджета; 2) увеличение налогового бремени; 3) превращение дефицита бюджета в государственный долг (выпуск государственных ценных бумаг – облигаций, кредиты национальных банков, превращение кредита во внешний долг при получении его от иностранных государств); 4) выплата государственного долга за счет увеличения предложения денег на основе их эмиссии.
Бюджетный дефицит как и инфляция, кризис, безработица относится к неотъемлемым элементам экономической системы.
Сумма накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов образует государственный долг, который бывает внешний и внутренний. Внешний государственный долг – это долг иностранным государствам и отдельным лицам, внутренний долг – это долг государства своему населению (долговые обязательства правительства РФ, выраженые в национальной валюте, перед юридическими и физическими лицами). Долговые обязательства могут иметь формы кредитов, полученных правительством, государственных займов, осуществленных посредством выпуска ценных бумаг, других долговых обязательств, гарантированных правительством.
Управление государственном долгом включает такие меры как: эффективное использование средств заимствования; поиск средств для выплаты долга; нейтрализация негативных последствий государственного долга.
Государственный долг, если он приобретает значительные размеры, оказывает существенное воздействие на экономику страны. При его увеличении происходит дополнительное предложение денег. Центральный банк проводит политику дорогих денег в период увеличения государственного долга и политику дешевых денег во время его проплаты. В этих же целях используется налоговая политика, т.е. ее ужесточение в период увеличения задолженности и смягчение во время погашения долговых обязательств.
Опыт многих стран свидетельствует о том, что дефицит бюджета и государственный долг в определенных пределах не приводят к негативным последствиям для экономики. Сохранение бездефицитного бюджета на протяжении длительного времени может стать причиной экономического спада. Чрезмерный государственный долг приводит к сокращению капиталовложений и выплатам крупных сумм процентов по долгу.
- Экономика Конспект лекций
- Аннотация
- Раздел I. Общая экономическая теория………………………………………...13
- Раздел II. Микроэкономика……………………………………………………..38
- Раздел III. Макроэкономика…………………………………………………….74
- Раздел IV. Переходная экономика…………………………………………….126
- Раздел V. Мировая экономика…………………………………………….......132
- Введение
- Раздел I. Общая экономическая теория
- 1. Основы экономики
- 1.1. Потребности и товары
- 1.2. Необходимость хозяйствования
- 1.3. Принципы и результаты хозяйственной деятельности
- 1.4. Разделение труда
- 2. Производство и его факторы
- 2.1. Ресурсы, факторы и процесс производства
- 2.2. Фактор производства «труд»
- 2.3. Факторы производства «земля»
- 2.4. Фактор производства «капитал»
- 2.5. Фактор «предпринимательские способности»
- 2.6. Комбинация факторов производства и товаров
- 3. Собственность в системе экономических отношений
- 3.1. Сущность и формы собственности
- 3.2.Пправовые аспекты собственности
- 3.3. Классификация отношений собственности
- 4. Основы теории рынка
- 4.1. Сущность, функции и система рынков
- 4.3. Ценообразование при разных типах рынка
- 5.Экономические системы
- 5.1. Понятие, типы и модели экономических систем
- 5.2. Традиционная система
- 5.3. «Чистая» рыночная экономика
- 5.4. Административно-командная экономика («чистая» плановая экономика)
- 5.5. Смешанная экономика
- Раздел II. Микроэкономика
- 6. Основы теории спроса и предложения
- 6.1. Спрос и факторы его изменения
- 6.2. Предложение товара и факторы его изменения
- 6.3. Рыночное равновесие спроса и предложения
- 6.4. Эластичность спроса и предложения
- 7. Основы теории потребительского поведения
- 7.1. Потребительское поведение
- 7.2. Бюджетные ограничения и покупательная способность
- 7.3. Предельная полезность и потребительский выбор
- 7.4. Закон убывающей предельной полезности товаров
- 7.5. Правило потребительского поведения и условие равновесия
- 7.6. Предельная норма замещения
- 7.7. Потребительское поведение в категориях «кривых безразличия»
- 7.8. Кривые безразличия и бюджетные ограничения
- 7.9. Потребительское равновесие и кривая спроса
- 7.10. Эффект замещения и эффект дохода
- 8. Издержки производства
- 8.1. Сущность издержек производства и их виды
- 8.2. Изменение издержек производства в краткосрочном и долгосрочном периоде
- 8.3. Эффект масштаба
- 8.4. Минимизация издержек
- 8.5. Трансакционные издержки
- 9. Рынки факторов производства, формирование и распределение факторных доходов
- 9.1. Использование ресурсов предприятием
- 9.2. Рыночный спрос на ресурсы и факторы его изменения
- 9.3. Рынок труда
- 9.4. Рынок земли
- 9.5. Рынок капитала
- 10. Предпринимательство и предприятие в системе рыночных отношений
- 10.1 Сущность, цели, типы и формы предпринимательской деятельности
- 10.2 Предприятие как субъект предпринимательской деятельности
- 10.3 Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности
- 10.4 Внешняя и внутренняя среда предпринимательской деятельности
- Раздел III «Макроэкономика»
- 11. Национальная экономика
- 11.1 Сущность, цели и структура национальной экономики
- 11.2. Цели, задачи и инструменты макроэкономического исследования
- 11.3 Понятие о системе национальных счетов и ее структура
- 11.4 Основные показатели системы национальных счетов и взаимосвязи между ними
- 11.5. Методы расчета валового внутреннего продукта (ввп)
- 12. Макроэкономическое равновесие
- 12.1. Сущность макроэкономического равновесия и его обеспечение
- 12.2. Частичное и общее экономическое равновесие
- 12.3. Совокупный спрос и совокупное предложение, основные факторы их определяющие
- 12.4. Потребление и сбережения
- 12.5. Сбережения и инвестиции
- 12.6. Мультипликатор
- 12.7. Модель общего экономического равновесия
- 13. Экономический рост
- 13.1. Сущность, показатели и факторы экономического роста
- 13.2. Типы экономического роста
- 13.3. Теории экономического роста
- 13.4. Структурные изменения в экономическом развитии
- 13.5. Противоречия экономического роста
- 14. Циклические колебания макроэкономики
- 14.1. Цикличность экономического развития и ее причины
- 14.2. Фазы экономического цикла и типы кризисов
- 14.3. Современные циклы
- 15. Денежно-кредитная политика
- 15.1. Деньги, их сущность и функции
- 15.2. Денежный рынок
- 15.3. Сущность и формы кредита
- 15.4. Банки и их функции
- 15.5. Рынок ценных бумаг
- 15.6. Денежно-кредитная политика государства
- 16. Финансовая политика
- 16.1. Сущность и функции финансов
- 16.2.Финансовая система и ее структура
- 16.3. Сущность и функции налогов, их виды и принципы налогообложения
- 16.4. Государственный бюджет
- 16.5. Финансовая политика государства
- 17. Инфляция и антиинфляционная политика
- 17.1. Сущность, причины, виды и последствия инфляции
- 17.2. Измерение инфляции
- 17.3. Антиинфляционная политика государства
- 18. Экономическая и социальная политика
- 18.1. Понятие государственного регулирования экономики
- 18.2. Субъекты, объекты и цели макроэкономического регулирования
- 18.3. Инструменты государственного регулирования экономики
- 18.4. Социальная политика государства
- Раздел IV. Переходная экономика
- 19. Основы переходной экономики
- 19.1. Понятие переходной экономике
- 19.2. Концепции переходной экономики
- 19.3. Особенности переходной экономики в России
- 19.4. Перестройка отношений собственности
- 19.5. Структурная перестройка экономики
- 19.6. Предприятие в переходной экономике
- Раздел V. Мировая экономика
- 20. Образование и развитие мирового хозяйства
- 20.1.Сущность мирового хозяйства и этапы его развития
- 20.2. Основные черты, закономерности и тенденции развития мирового хозяйства
- 20.3. Субъекты мирового хозяйства и их место в мировой экономике
- 21. Международная экономическая интеграция
- 21.1. Сущность интернационализации хозяйственной жизни и ее формы
- 21.2. Сущность, формы и факторы международной экономической интеграции
- 21.3. Международные корпорации, их виды и воздействие на мировую экономику
- 21.4. Сущность глобализации мировой экономии
- 21.5. Международные экономические организации (мэо)