logo
Экономика конспект лекций 2011

10.4 Внешняя и внутренняя среда предпринимательской деятельности

Предприятие как самостоятельный хозяйствующий субъект действует в определенных условиях внешней среды. Знание этой среды имеет огромное значение. Отсюда важно, чтобы предприятие знало ее и природу ее изменений, умело реагировало на эти изменения.

Адаптация предприятия к условиям внешней среды может быть пассивной (приспособление к сложившимся в этой среде условиям) и активной (предприятие само воздействует на внешнюю среду, пытаясь изменить существующие в ней условия).

Совокупность воздействующих на предприятие факторов внешней среды подразделяют на факторы макросреды и факторы микросреды. Факторы макросреды (среды общего воздействия) равнозначно влияют на каждое предприятие, а факторы микросреды (среды прямого воздействия) определяют индивидуальные внешние условия функционирования конкретного предприятия.

Факторы макросреды формируют для каждого предприятия условия безопасности осуществления производства и сбыта, эффективности правовой защиты, информационного обеспечения, налогового режима, источники получения финансовой помощи, степень социальной защиты работников, экологические условия организации производства и жизни трудового коллектива, возможность обеспечения квалифицированными трудовыми ресурсами, степень развития инфраструктуры.

Факторами микросреды являются поставщики ресурсов, покупатели, посредники, конкуренты, деловые партнеры.

Как на макроуровне, так и на микроуровне при анализе характера влияния на предприятие внешней среды выделяют следующие группы факторов: демографические, экономические, социальные, природные, научно – технические, политические, культурные.

Внутренняя среда предпринимательской деятельности представлена организационной и производственной структурами предприятия, призванными осуществлять его функции и задачи для достижения поставленных целей. При разработке указанных структур стремятся выявить сильные и слабые стороны предприятия в сравнении с предприятиями – конкурентами. Преимущества над конкурентами должны быть сохранены и усилены, а недостатки устранены при проектировании организационных и производственных структур.