7.2. Бюджетные ограничения и покупательная способность
При выборе товаров для покупки потребитель ограничен количеством денег, которое он может заплатить. Потребители не могут купить все, что хотят, потому что их возможности ограничены личным бюджетом.
Ограниченность денежных доходов, в пределах которых могут быть осуществлены расходы на потребление, называют «бюджетными ограничениями».
Линия бюджетных ограничений, представленная на графике, имеет вид кривой, подобной линии производственных возможностей.
Рис. 13. Линия бюджетных ограничений
Любая точка на кривой (линии) бюджетных ограничений – это выбор из вариантов товарных наборов, между которыми потребитель распределил свой личный бюджет. Всякое изменение денежных доходов покупателей вызывает соответствующее изменение их бюджетных ограничений, а, следовательно, платежеспособности и спроса на товары. Платежеспособность изменяется и в случае изменения потребительских цен. На графике эта ситуация может быть показана смещением вправо и вверх всей бюджетной линии и наоборот.
Благосостояние людей определяется «номинальным» и «реальным» уровнем дохода. Номинальный доход – это сумма денег, имеющихся у потребителя безотносительно к текущем ценам товаров и услуг. Реальный доход – это сумма денег, с учетом текущих цен и количества товаров, которые на них можно приобрести. Реальный доход и благосостояние будут возрастать в двух случаях: либо при растущих номинальных доходах и неизменных ценах товаров; либо при неизменном номинальном доходе и снижающихся ценах. На графике такие ситуации могут быть показаны смещением линии бюджетных ограничений вдоль той оси, где представлены товары с изменяющимися ценами.
Рис.14. Смещение линии бюджетных ограничений
Теория потребительского поведения исходит из того, что имеющие выбор покупатели ведут себя рационально. Покупатели делают выбор, максимально удовлетворяющий их предпочтения при данных ограничениях на доходы и цены. Еще одна предпосылка потребительского поведения предполагает, что покупатели имеют необходимую информацию о ценах всех товаров, количестве и качестве покупаемых товаров, уровне своих доходов.
Таким образом, предпосылками потребительского поведения являются:
1) потребители обладают четким представлением о своих предпочтениях и всегда большее предпочитают меньшему;
2) потребители действуют рационально;
3) потребители знают об уровнях своих доходов и ценах всех товаров;
4) выбор потребителей ограничен их бюджетами (доходами).
- Экономика Конспект лекций
- Аннотация
- Раздел I. Общая экономическая теория………………………………………...13
- Раздел II. Микроэкономика……………………………………………………..38
- Раздел III. Макроэкономика…………………………………………………….74
- Раздел IV. Переходная экономика…………………………………………….126
- Раздел V. Мировая экономика…………………………………………….......132
- Введение
- Раздел I. Общая экономическая теория
- 1. Основы экономики
- 1.1. Потребности и товары
- 1.2. Необходимость хозяйствования
- 1.3. Принципы и результаты хозяйственной деятельности
- 1.4. Разделение труда
- 2. Производство и его факторы
- 2.1. Ресурсы, факторы и процесс производства
- 2.2. Фактор производства «труд»
- 2.3. Факторы производства «земля»
- 2.4. Фактор производства «капитал»
- 2.5. Фактор «предпринимательские способности»
- 2.6. Комбинация факторов производства и товаров
- 3. Собственность в системе экономических отношений
- 3.1. Сущность и формы собственности
- 3.2.Пправовые аспекты собственности
- 3.3. Классификация отношений собственности
- 4. Основы теории рынка
- 4.1. Сущность, функции и система рынков
- 4.3. Ценообразование при разных типах рынка
- 5.Экономические системы
- 5.1. Понятие, типы и модели экономических систем
- 5.2. Традиционная система
- 5.3. «Чистая» рыночная экономика
- 5.4. Административно-командная экономика («чистая» плановая экономика)
- 5.5. Смешанная экономика
- Раздел II. Микроэкономика
- 6. Основы теории спроса и предложения
- 6.1. Спрос и факторы его изменения
- 6.2. Предложение товара и факторы его изменения
- 6.3. Рыночное равновесие спроса и предложения
- 6.4. Эластичность спроса и предложения
- 7. Основы теории потребительского поведения
- 7.1. Потребительское поведение
- 7.2. Бюджетные ограничения и покупательная способность
- 7.3. Предельная полезность и потребительский выбор
- 7.4. Закон убывающей предельной полезности товаров
- 7.5. Правило потребительского поведения и условие равновесия
- 7.6. Предельная норма замещения
- 7.7. Потребительское поведение в категориях «кривых безразличия»
- 7.8. Кривые безразличия и бюджетные ограничения
- 7.9. Потребительское равновесие и кривая спроса
- 7.10. Эффект замещения и эффект дохода
- 8. Издержки производства
- 8.1. Сущность издержек производства и их виды
- 8.2. Изменение издержек производства в краткосрочном и долгосрочном периоде
- 8.3. Эффект масштаба
- 8.4. Минимизация издержек
- 8.5. Трансакционные издержки
- 9. Рынки факторов производства, формирование и распределение факторных доходов
- 9.1. Использование ресурсов предприятием
- 9.2. Рыночный спрос на ресурсы и факторы его изменения
- 9.3. Рынок труда
- 9.4. Рынок земли
- 9.5. Рынок капитала
- 10. Предпринимательство и предприятие в системе рыночных отношений
- 10.1 Сущность, цели, типы и формы предпринимательской деятельности
- 10.2 Предприятие как субъект предпринимательской деятельности
- 10.3 Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности
- 10.4 Внешняя и внутренняя среда предпринимательской деятельности
- Раздел III «Макроэкономика»
- 11. Национальная экономика
- 11.1 Сущность, цели и структура национальной экономики
- 11.2. Цели, задачи и инструменты макроэкономического исследования
- 11.3 Понятие о системе национальных счетов и ее структура
- 11.4 Основные показатели системы национальных счетов и взаимосвязи между ними
- 11.5. Методы расчета валового внутреннего продукта (ввп)
- 12. Макроэкономическое равновесие
- 12.1. Сущность макроэкономического равновесия и его обеспечение
- 12.2. Частичное и общее экономическое равновесие
- 12.3. Совокупный спрос и совокупное предложение, основные факторы их определяющие
- 12.4. Потребление и сбережения
- 12.5. Сбережения и инвестиции
- 12.6. Мультипликатор
- 12.7. Модель общего экономического равновесия
- 13. Экономический рост
- 13.1. Сущность, показатели и факторы экономического роста
- 13.2. Типы экономического роста
- 13.3. Теории экономического роста
- 13.4. Структурные изменения в экономическом развитии
- 13.5. Противоречия экономического роста
- 14. Циклические колебания макроэкономики
- 14.1. Цикличность экономического развития и ее причины
- 14.2. Фазы экономического цикла и типы кризисов
- 14.3. Современные циклы
- 15. Денежно-кредитная политика
- 15.1. Деньги, их сущность и функции
- 15.2. Денежный рынок
- 15.3. Сущность и формы кредита
- 15.4. Банки и их функции
- 15.5. Рынок ценных бумаг
- 15.6. Денежно-кредитная политика государства
- 16. Финансовая политика
- 16.1. Сущность и функции финансов
- 16.2.Финансовая система и ее структура
- 16.3. Сущность и функции налогов, их виды и принципы налогообложения
- 16.4. Государственный бюджет
- 16.5. Финансовая политика государства
- 17. Инфляция и антиинфляционная политика
- 17.1. Сущность, причины, виды и последствия инфляции
- 17.2. Измерение инфляции
- 17.3. Антиинфляционная политика государства
- 18. Экономическая и социальная политика
- 18.1. Понятие государственного регулирования экономики
- 18.2. Субъекты, объекты и цели макроэкономического регулирования
- 18.3. Инструменты государственного регулирования экономики
- 18.4. Социальная политика государства
- Раздел IV. Переходная экономика
- 19. Основы переходной экономики
- 19.1. Понятие переходной экономике
- 19.2. Концепции переходной экономики
- 19.3. Особенности переходной экономики в России
- 19.4. Перестройка отношений собственности
- 19.5. Структурная перестройка экономики
- 19.6. Предприятие в переходной экономике
- Раздел V. Мировая экономика
- 20. Образование и развитие мирового хозяйства
- 20.1.Сущность мирового хозяйства и этапы его развития
- 20.2. Основные черты, закономерности и тенденции развития мирового хозяйства
- 20.3. Субъекты мирового хозяйства и их место в мировой экономике
- 21. Международная экономическая интеграция
- 21.1. Сущность интернационализации хозяйственной жизни и ее формы
- 21.2. Сущность, формы и факторы международной экономической интеграции
- 21.3. Международные корпорации, их виды и воздействие на мировую экономику
- 21.4. Сущность глобализации мировой экономии
- 21.5. Международные экономические организации (мэо)