Определение цены и объема производства в условиях рынка чистой монополии
Чистая монополия - ситуация на рынке, когда существует только один продавец данного товара, который не имеет близких заменителей. Монополистический рынок является полной противоположностью совершенно конкурентному рынку. Для покупателей существует только один источник предложения - монополист. Понятно, что, как и совершенная конкуренция, чистая монополия является некой абстракцией. Во- первых, практически не существует продуктов не имеющих заменителей. Во- вторых, редко когда на национальном (или мировом) рынке есть только один продавец. Хотя на более замкнутых рынках, к примеру, в маленьком городке, мы можем наблюдать явление чистой монополии. Например, в таком городе может быть только один врач - стоматолог. Необходимо отметить, что, как правило, деятельность таких монополий регламентируется муниципальными властями и правительственными организациями. Фирма обладает монопольной властью тогда, когда она имеет возможность воздействовать на цену своего товара, изменяя количество, которое она готова продать. Степень, до которой монополист может использовать свою монопольную власть зависит от наличия близких заменителей на его товар и его доли на данном рынке. Естественно, чтобы обладать монопольной властью фирме не требуется быть чистой монополией. Причем необходимо, чтобы кривая спроса на продукцию фирмы была наклонена вниз, а не была горизонтальной, как для конкурентной фирмы, так как иначе у монополиста не будет возможности изменять цену путем изменения количества предлагаемого товара. В крайнем, предельном случае кривая спроса на продукт, реализуемый чистой монополией, является направленной вниз кривой рыночного спроса на данный продукт. Существенное различие между монополистическим рынком и рынком конкурентным заключается в том, что монополист способен влиять на цену, выручаемую за товар, а конкурентный продавец такой возможности не имеет. Фирма с монопольной власть является фирмой, которая по своему усмотрению устанавливает цену на свой товар, а не принимает ее как данное, т. е. в отличие опять - таки от конкурентного продавца она не является ценополучателем. Рыночная структура (market structure) указывает на число покупателей и продавцов на рынке, на их доли в общем количестве покупаемого и продаваемого товара, степень стандартизации товара, а также легкость входа на рынок и выхода из рынка. Чистая монополия и совершенная конкуренция являются крайними формами организации рынка ( рыночной структуры ). Реальные рыночные структуры находятся между этими двумя крайними случаями.
-
Содержание
- Экономическая теория как наука
- Производственные возможности общества: кривая производственных возможностей
- Экономическая система: понятие, типы и модели экономических систем
- Спрос и предложение: понятие, законы, неценовые факторы спроса и предложения
- Рыночное равновесие
- Ценовая эластичность спроса и предложения: понятие, методы определения, факторы. Эластичность спроса по доходу
- Понятие полезности товара. Закон убывающей предельной полезности. Правило максимизации полезности
- Производство. Издержки производителя. Бухгалтерская и экономическая прибыль.
- Характеристика типов рыночных структур
- Понятие рыночной структуры. Совершенная и несовершенная конкуренция.
- Определение цены и объема производства в условиях рынка чистой конкуренции
- Определение цены и объема производства в условиях рынка чистой монополии
- Экономические последствия монополии. Цена и объем производства в условиях чистой конкуренции и в условиях чистой монополии
- Определение цены и объема производства в условиях олигополии. Модели поведения фирм в условиях олигополии (долгосрочный период)
- Определение цены и объема производства в условиях монополистической конкуренции
- Спрос на факторы производства: факторы, ценовая эластичность
- Предложение факторов производства: основные закономерности
- Модели рынка труда: общая характеристика
- Рынок капитала: спрос, предложение, процентная ставка как цена на ранке капитала. Настоящая и убывающая стоимость денежного капитала
- Рынок земли: спрос, предложение, рента как цена на рынке земли. Определение цены земельного участка
- Функции государства в рыночной экономике
- Общая характеристика показателей системы национальных счетов
- Цели, направления и методы антимонопольного регулирования
- Общественные блага и побочные эффекты
- Общественный выбор и государственные решения
- Экономический кругооборот: равновесие и нестабильность
- Измерение объема национального производства, национального дохода
- Модель «совокупный спрос – совокупное предложение»
- Денежно – кредитная политика: сущность, цели, инструменты
- Деньги: сущность, функции, особенности современного типа денежных систем
- Характеристика современной банковской системы и ее функций
- Фискальная политика и состояние государственного бюджета
- Инфляция: понятие, виды, способы измерения
- Содержание, инструменты и механизм фискальной политики. Автоматическая и дискреционная фискальная политика
- Экономические циклы: понятие, фазы, механизм развития
- Экономический рост: типы, факторы, циклический характер
- Безработица: причины, виды, социальные издержки
- Взаимосвязь инфляции и безработицы. Стагфляция
- Этапы становления и развития мировой валютной системы
- Международная торговля
- Теория собственности. Собственность и рынок
- Приватизация и субъект хозяйствования. Причины приватизационного процесса