7.2 Методы и инструменты государственного воздействия на экономику
По характеру используемых средств разграничивают прямое и косвенное воздействие государства на экономику.
Метод прямого воздействия иногда называют административным. В качестве инструментов такого воздействия являются законодательные и нормативные акты. В рыночной экономике, как и в любой иной экономической системе, государство выступает как экономический субъект, обладающий правом и возможностью осуществлять принуждение по отношению к остальным субъектам экономики – домохозяйствам и фирмам. Кроме прямого принуждения государство с целью воздействия на экономических субъектов может использовать запреты, разрешения, регламенты.
Метод косвенного воздействия государства иначе называют экономическим. Его суть состоит в том, что государство для достижения желаемых целей воздействует на интересы субъектов рыночной экономики, стимулируя у них те или иные действия. В этом случае не нарушается действие рыночного механизма, так как полностью сохраняется за участниками рынка свобода выбора в принятии экономических решений. Например, если государство пойдет на снижение налогов, это послужит хорошим стимулом для расширения инвестиций в экономику без какого-либо принуждения со стороны государства.
Разделение используемых государством методов вмешательства в экономику на прямые и косвенные весьма условно. В реальной действительности второй метод практически невозможен без использования в той или иной мере первого. В частности, любые меры косвенного воздействия должны иметь под собой правовую базу. В только что приведенном примере с налогами следует отметить, что новые налоговые ставки будут государством узаконены и станут принудительными нормативами. Обычно для реализации той или иной задачи государство использует комплекс инструментов, сочетая прямой и косвенный метод воздействия.
По совокупности используемых экономических инструментов и сфере их применения в государственной деятельности выделяют следующие направления:
1. бюджетно-налоговая (фискальная) политика;
2. денежно-кредитная (монетарная) политика;
3. социальная политика;
4. внешнеэкономическая политика.
- Лекция 3. Модели сбережения, потребления, инвестиций и макроэкономическое равновесие
- Использование чд семьями рф в течение года
- Лекция 4. Макроэкономическое равновесие и определение равновесного уровня национального дохода
- 4.1 Совокупный спрос и совокупное предложение
- Равновесие на товарном рынке
- Неоклассические и кейнсианские представления о совокупном спросе и совокупном предложении
- 4.2 Равновесие товарного рынка в модели "доходы - расходы"
- Ni (нац.Доход)
- Лекция 5. Денежное обращение (м. Фридман), сеньораж. Количественная теория денег. Классическая дихотомия
- 1. Деньги, их роль и функции в экономике
- 3. Спрос и предложение денег. Равновесие на денежном рынке.
- Лекция 6. Кредитно-денежная система и политика: цели и инструменты. Политика дорогих и дешевых денег
- Кредитная система государства
- Кредитно–денежная политика
- Лекция 6. Макроэкономическое равновесие и реальная процентная ставка (модель is-lm). Сравнительный анализ эффективности инструментов макроэкономической политики государства
- 1. Взаимосвязь товарного и денежного рынка. Модель is-lm
- Лекция 7. Государство в рыночной экономике
- 7.1 Задачи и функции государства в рыночной экономике
- 7.2 Методы и инструменты государственного воздействия на экономику
- 7.3 Роль государства в переходной экономике
- 1. Бюджетно-налоговая политика: сущность и цели.
- 8.3 Бюджетный дефицит. Государственный долг.
- Лекция 9. Макроэкономическая нестабильность и экономический рост
- 1 Экономический цикл
- 2. Инфляция
- Причины возникновения инфляции
- Экономические и социальные последствия инфляции
- 3. Безработица
- Уровень безработицы и темпы инфляции. Кривая Филлипса.
- 4. Экономический рост
- Лекция 10. Мировое хозяйство и международные экономические отношения
- 1. Мировое хозяйство и национальная экономика
- 2. Международная торговля и торговая политика
- 3. Платежный баланс и равновесие в открытой экономике
- 4. Валютные курсы и валютное регулирование
- 2. Фискальная политика - более эффективна, если:
- 1. Кредитно-денежная политика эффективна, если:
- 2. Фискальная политика неэффективна, если:
- Лекция 11. Структурные сдвиги в экономике России. Формирование открытой экономики
- Лекция 12. История экономических учений
- 1). Экономическая мысль Древнего Рима, Древней Греции, Средневековья
- 2). Классическая политическая экономия
- 3). Марксизм
- 4). Маржиналистская революция. Австрийская школа
- 5). Австрийская школа
- 6). Неоклассическое направление экономической науки
- 7). Теория регулируемого капитализма д.М. Кейнса
- 9). Экономические теории институционализма
- 10). Экономическая мысль России. М.И. Туган-Барановский, а.В. Чаянов, н.Д. Кондратьев
- 11). Экономико-математическая школа России и ссср (в.К. Дмитриев, е.Е. Слуцкий, г.А. Фельдман в.В. Новожилов, л.В. Кантарович)