logo
Лекции по Макро для студентов

7.3 Роль государства в переходной экономике

Страны с рыночной экономикой, формирующейся уже не одно столетие, постоянно ищут оптимальное сочетание рыночного механизма, действующего автоматически, с сознательным государственным регулированием. Та же задача стоит и перед странами, переходящими к рыночным отношениям от командно-административной системы. Но если в первом случае в уже существующий отлаженный рыночный механизм постепенно государство встраивается, выбирая в соответствии с возникающими задачами систему регулирующих инструментов, то во втором случае, наоборот, необходимо сократить функции государства и создать возможности для действия рыночного механизма. Этот процесс представляет собой разгосударствление экономики.

Разгосударствление экономики - процесс перехода регулирующих и управляющих функций в экономической сфере от государства к рыночному механизму. Разгосударствление не может быть осуществлено каким-то одноразовым актом, а представляет собой сложный процесс поэтапного преобразования одной экономической системы в другую. Экономика в период времени от начала и до завершения трансформации одной экономической системы в другую называется переходной.

Процесс преобразования экономики предполагает активную деятельность со стороны государства, которое определяет цели, задачи и инструменты этого преобразования.

Цели разгосударствления экономики состоят в следующем:

• Ликвидировать товарные дефициты и излишки;

• Рационализировать распределение ресурсов в производстве с ориентацией на конечное потребление;

• Повысить гибкость и маневренность экономики, то есть сделать ее более отзывчивой к меняющимся потребностям;

• Усилить конкуренцию;

• Повысить эффективность производства.

Непременным условием решения этих задач является приватизация.

Приватизация процесс перехода собственности из рук государства в частные руки и формирование многообразных организационных форм собственности: индивидуальной, кооперативной, акционерной и т.п.

Право частной собственности создает все необходимые условия для включения рыночного механизма. Частный интерес, основанный на частной собственности, создает стимулы для более эффективной работы, а право частной собственности обеспечивает свободу выбора для их реализации. Однако выбор путей и способов приватизации является очень непростым делом, так как любой из возможных вариантов имеет свои существенные недостатки.

Возможны следующие способы приватизации.

1. Продажа государственной собственности. Его недостаток в том, что значительной частью населения он может быть воспринят как крайне несправедливый.

На самом деле это не так, поскольку вырученные от продажи деньги могли бы быть направлены государством на структурную перестройку экономики и финансирование тех ее секторов, которые являются непривлекательными для частного предпринимательства. Гораздо более серьезным препятствием для реализации этого способа приватизации является отсутствие у населения достаточных денежных средств. Продажа же по заниженным ценам действительно была бы социальной несправедливостью.

Но и это препятствие могло бы быть преодолено, если не слишком торопиться и проводить приватизацию постепенно. Вырученные от продажи мелких и средних предприятий деньги государство могло бы направлять на долгосрочное кредитование последующих покупок. Таким образом новые собственники «отработали» бы свою собственность.

Но этот путь для своей реализации требует честной и кропотливой работы со стороны государственных органов.

2. Бесплатная передача государственной собственности трудовым коллективам. Основной недостаток этого способа заключается в том, что в результате его реализации пострадали бы интересы нетрудящейся части населения, которая ни прямо, ни косвенно не получила бы свою долю от стоимости приватизируемой государственной собственности.

3. Распределение приватизируемой государственной собственности поровну между всеми членами общества, что и было реализовано в России. Внешне этот способ выглядит самым справедливым, но какие таит в себе «подводные камни» показала российская практика.

Лекция 8. Бюджетно-налоговая (фискальная) политика государства.

Вопросы

1. Бюджетно-налоговая политика: сущность и цели.

2. Налоговая система, как инструмент бюджетной политики. Налоги, их виды.

3. Бюджетный дефицит. Государственный долг.