logo search
ekzamen ГРЭ_vsyo

20. Бюджетная деятельность государства. Понятие бюджета. Бюджетная система государства.

Происхождение термина «бюджет» обычно связывают с английским словом budget — денежный мешок (в других вариантах — кожаный мешок).

В настоящее время термин «бюджет» традиционно употребляется в трех основных смыслах как обозначение:

- основного денежного фонда административно-территориального образования;

- формы образования и расходования денежных средств;

- финансового плана, содержащего сведения о доходах и расходах.

В БК под бюджетом понимается форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Как финансовый план бюджет имеет следующие отличия от других финансовых планов (например, сметы, баланса):

- бюджет формируется только по территориальному принципу;

- бюджету присущ универсальный характер.

Все действующие на территории РФ бюджеты представляют в совокупности определенную систему, а именно – бюджетную систему. Все государства имеют свою организацию бюджетной системы и принципы ее построения, т. е. бюджетное устройство. Правовые нормы, закрепляющие бюджетное устройство, устанавливают виды бюджетов, действующих на территории страны, место и роль каждого из них, принципы их функционирования и взаимосвязи.

Бюджетное устройство страны определяется ее государственным устройством. В унитарном государстве бюджетная система состоит из двух уровней – государственного бюджета и местных бюджетов. Для бюджетной системы федеративного государства, каковым является Россия, характерны три уровня – федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты. Все они являются самостоятельными частями бюджетной системы страны. Среди местных бюджетов следует выделить бюджеты административно-территориальных единиц с особым правовым режимом. Каждый из бюджетов служит финансовой базой для деятельности соответствующих органов государственной власти или местного самоуправления.

Принцип единства. Несмотря на самостоятельность каждого из бюджетов в РФ, законодательство подчеркивает единство бюджетной системы. Оно проявляется во взаимодействии бюджетов всех уровней по линии доходов и расходов. Организационно-правовыми и экономическими гарантиями единства бюджетной системы являются: ее единая правовая база; использование единых бюджетных классификаций и статистической бюджетной информации; согласованные принципы бюджетного процесса; единая денежная система; единство форм бюджетной документации; санкции за нарушение бюджетного законодательства; единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней. Единство бюджетной системы является необходимым условием проведения единой социально-экономической, финансовой, в том числе бюджетной и налоговой политики в стране.

Самостоятельность бюджетов обеспечивается правом самостоятельного сбалансирования и утверждения бюджета каждого уровня соответствующими представительными органами государственной власти и местного самоуправления, правом определять направления использования и расходования бюджетных средств; наличием собственных источников бюджетных доходов, запрещением изъятия дополнительно полученных в ходе исполнения бюджета доходов, сумм превышения доходов над расходами и экономии по расходам.

Финансовая деятельность государства - особый вид деятельности по осуществлению государственной власти и государственного управления финансами, которая в целом регулируется нормами государственного и административного права. Эта деятельность направлена на равномерное собирание средств для казны, а также на справедливое распределение этих средств между РФ, МО, между отраслями экономической и социально-культурной сферы. Основная цель - выполнение программ финансового развития. 

     Функции финансовой деятельности:

1. Образование государственных муниципальных денежных форм.  2. Распределение государственных ресурсов.  3. Использование государственных ресурсов.  4. Государственный и муниципальный контроль за движением финансовых ресурсов.  5. Эмиссия денежных средств (знаков).

      Аспекты финансовой деятельности:

-  Экономический - финансовая основа базируется на экономических законах, рычагах и стимулах.

 - Организационно-технический - деятельность носит специальный характер по организации счетов, учёту и сбору денег

 - Правовой аспект - ФД осуществляется особым методом.

 Методы финансовой деятельности государства - это способы теоретического исследования и практического выполнения органами государственной власти и государственного управления финансовой деятельности государства.

Как правило, методы осуществления финансовой деятельности делят на две группы: 

1) методы собирания денежных средств 

   2) методы распределения и использования. 

      К методам собирания следует отнести следующие методы: налоговый метод - с помощью него государство изымает в той или иной форме в обязательном порядке, в установленные сроки и в установленном размере денежные средства для зачисления их в бюджеты определенного уровня; метод добровольных взносов является добровольным в отличие от налогового метода и может выражаться, например, в покупке ценных бумаг, пожертвовании, вкладах в банки и т. д.

      При распределении и использовании государственных денежных средств применяются следующие важнейшие методы: метод финансирования (выражается в безвозмездном и безвозвратном предоставлении денежных средств. Этот метод применяется в отношении государственных организаций); кредитование (означает выделение/предоставление денежных средств на условиях возмездности и возвратности. Применяться такой метод может и в отношении государственных организаций, и в отношении частных организаций).

    Формы финансовой деятельности:

1. Правовая - Финансовые правовые акты (ФПА) - смешанные, нормативные. ФПА - финансовый план, который принят в форме акта (бюджет).

2. Не правовая - организационные отношения не принимающие правовые формы имеющий локальный характер (перевод денежных средств).