Понятие конъюнктуры мирового рынка.
КОНЪЮНКТУРА — это временное, приходящее состояние факторов и условий, влияющих на развитие мировой экономики, экономическое развитие отдельной страны, а также развитие какой-либо сферы воспроизводства.
Различают общехозяйственную конъюнктуру и конъюнктуру отдельных отраслей экономики или отдельных товарных рынков. Общехозяйственная конъюнктура характеризует состояние всего мирового хозяйства или экономики отдельной страны на конкретный период времени — рассматривается в совокупности весь процесс воспроизводства. При анализе конъюнктуры товарных рынков изучаются текущие изменения и колебания в сфере производства и сбыта отдельных товаров. Конъюнктура отдельных товарных рынков не развивается изолированно — изменение конъюнктуры того или иного товарного рынка, усиление или ослабление воздействия на него колебаний общехозяйственной конъюнктуры или изменений на других рынках происходит в процессе развития циклов. Цикл — это совокупность среднесрочных конъюнктуро-образующих факторов. Выделяют четыре стадии:1. Кризис — противоречие между общественным характером производства и способом присвоения его результатов. 2. Депрессия — застой в экономике. Главный элемент перехода от кризиса к застою — нет ни падения производства, ни его роста; не наблюдается повышения цен; прекращаются увольнения, но при этом нет увеличения количества рабочих мест; а также отсутствует рост товарных запасов.3. Оживление — нарастающее обновление основного капитала. Это происходит за счет снижения издержек: • либо манипулируя рабочей силой; • либо интенсивно приобретая капитальные товары. 4. Подъем — достижение уровня производства, превосходящего уровень предшествующего пика производства, — появление новых предприятий.
-
Основные направления исследования конъюнктуры мирового рынка.
-
Порядок подготовки обзора и прогноза конъюнктуры рынка.
-
Понятие природно-ресурсного потенциала мирового хозяйства.
Природно-ресурсный потенциал (природные ресурсы) мирового хозяйства многообразен. Он включает энергетические, земельные и почвенные, водные, лесные, биологические (растительный и животный мир), минеральные (полезные ископаемые), климатические.
Природные ресурсы являются необходимым, но не обязательным условием развития экономики. Достижения научно-технического прогресса ведут к тому, что воздействие природно-ресурсного фактора на экономику развитых стран заметно ослабевает. Но при прочих равных условиях наличие богатых и разнообразных природных ресурсов дает странам – их обладателям дополнительные преимущества.
Использование всех природных ресурсов тесно переплетено.
Наиболее часто природно-сырьевые ресурсы отжествляются с минеральными ресурсами ( такими полезными ископаемыми, как уголь, газ, нефть, металлические руды, неметаллическое сырье – фосфаты, калийные соли)
В России различают четыре категории запасов: А, В, С1 и С2.
А – детально разведанные месторождения, с точно определенными границами залегания
В - разведанные месторождения, с примерно определенными границами залегания
С1 – разведанные в общих чертах месторождения
С2 – предварительно оцененные запасы
В зарубежных странах:
Разведанные, достоверные (извлекаемые) и прогнозные.
В мировом хозяйстве существует несколько направлений эффективного и рационального использования природных ресурсов. 1. Совершенствовать технологические добычи 2. Комплексная переработка 3. Постепенный переход к малоотходным и безотходному производству. 4. Снижение материала емкости и энергоемкости используемых технологически. 5. Использование нетрадиционных источников.
- Понятие и структура мирового хозяйства.
- Формы мрт:
- Глобальные проблемы мирового хозяйства.
- Международные торгово-экономические союзы.
- Интеграция в странах снг.
- Транснациональные корпорации как основа системы международных экономических отношений.
- Правовая охрана изобретений и ее учет в международном сотрудничестве.
- Основные виды лицензионных соглашений.
- Теория факторов производства и парадокс Леонтьева.
- «Парадокс в. Леонтьева»
- Платежный баланс страны.
- Причины кризиса Бреттон-Вудской валютной системы
- Разновидности международного бизнеса.
- Понятие конъюнктуры мирового рынка.
- Размещение природного ресурсного потенциала в мире.
- Природно-ресурсный потенциал России.
- Трудовые ресурсы мирового хозяйства.
- Трудовые ресурсы России.
- Научные ресурсы мира.
- Предпринимательские ресурсы мира.
- Место России в мировом хозяйстве.