12.Закон предложения. Неценовые факторы предложения. Эластичность предложения.
Предложение — желание и способность производителей (продавцов) предоставлять товары для продажи на рынке по каждой возможной цене в каждый данный момент времени.
Между ценой и количеством предлагаемого товара существует положительная (прямая) зависимость: при прочих равных условиях с повышением цены возрастает и величина предложения, и наоборот, снижение цены сопровождается при прочих равных условиях сокращением объема предложения. Эта специфическая связь называется законом предложения.
Кривая предложения — графическое выражение зависимости между ценой товара и количеством этого товара, которое производители хотят предложить на рынке. Кривая предложения имеет восходящий характер, что обусловлено действием закона предложения.
Среди основных факторов, способных изменить предложение и сместить кривую S вправо или влево, можно выделить следующие (эти факторы называются неценовыми детерминантами предложения):
- Цены ресурсов, используемых в производстве товара. Чем больше должен платить предприниматель за труд, землю, сырье, энергоносители и т. п., тем ниже его прибыль и тем меньше его желание предлагать на продажу данный товар.
- Уровень технологии. Любое технологическое усовершенствование, как правило, приводит к сокращению затрат на ресурсы (снижению издержек производства) и поэтому сопровождается расширением предложения товара.
- Цели фирмы. Основная цель любой фирмы — максимизация прибыли. Однако зачастую фирмы могут преследовать иные цели, что сказывается на предложении. Например, стремление фирмы производить товар без загрязнения окружающей среды может привести к снижению количества предлагаемого товара при каждой возможной цене.
- Налоги и субсидии. Налоги влияют на расходы предпринимателей. Рост налогов означает для фирмы рост затрат на производство продукции, а это, как правило, вызывает сокращение предложения; снижение налогового бремени имеет обычно обратный эффект.
- Цены на иные товары также могут влиять на предложение данного блага. Например, резкое повышение цен на нефть может привести к увеличению предложения угля.
- Ожидания производителей. Так, ожидания производителями возможного повышения цен оказывают неоднозначное воздействие на предложение товаров.
- Количество производителей (степень монополизации рынка). Чем больше фирм выпускает данный товар, тем выше предложение этого товара на рынке. И наоборот.
Эластичность предложения— показатель, отражающий степень чувствительности предложения к изменению цены предлагаемого товара.
В зависимости от значения коэффициента эластичности предложения выделяют:
• неэластичное предложение (график S1): значительное процентное изменение цены приводит к незначительному процентному изменению объема предложения; коэффициент эластичности предложения меньше 1;
• эластичное предложение (график S2): незначительное процентное изменение цены товара вызывает значительное воздействие на объемы предложения; коэффициент эластичности предложения больше 1;
• предложение с единичной эластичностью (график S3): изменение цены товара, выраженное в процентах, в точности компенсируется аналогичным процентным изменением объема предложения; коэффициент эластичности предложения равен 1;
• абсолютно эластичное предложение (график S4): возможно существование только одной цены, при которой товар будет предлагаться для продажи; коэффициент эластичности стремится к бесконечности. Любое изменение цены приводит либо к полному отказу от производства товара (если цена понижается), либо к неограниченному увеличению предложения (если цена повышается);
• абсолютно неэластичное предложение (график S5): как бы ни изменялась цена товара, в данном случае его предложение будет постоянным (одинаковым); коэффициент эластичности равен нулю.
- 1.Возникновение экономической науки. Основные современные экономические школы.
- 2.Предмет и функции экономической науки.
- 3.Методы экономической науки.
- 4.Экономические потребности и блага, их классификация.
- 5.Общественное производство, его факторы. Предпринимательство как фактор производства, его функции.
- 6.Ограниченность производственных ресурсов. График границы производственных возможностей. Альтернативная стоимость.
- 7.Основные экономические проблемы. Эффективность производства.
- 8.Понятие экономической системы. Типы экономических систем.
- 9.Экономические условия формирования рынка. Кругооборот продукта и дохода, как модель рынка. Функции рынка.
- 10. Структура рынка.
- 11.Понятие спроса. Закон спроса. Эластичность спроса.
- 13.Взаимодействия спроса и предложения. Равновесная цена.
- 20.Виды издержек производства в краткосрочном периоде. Постоянные, переменные издержки. Общие, средние, предельные издержки.
- 12.Закон предложения. Неценовые факторы предложения. Эластичность предложения.
- 19.Понятие издержек производства. Экономические и бухгалтерские издержки.
- 14.Конкуренция как элемент рынка, ее роль в рыночной экономике.
- 16. Экономическая роль государства в рыночной экономике.
- 15.Несостоятельность рынка. Общественные блага. Внешние эффекты.
- 17.Понятие фирмы. Формы фирмы.
- 18.Производственная функция фирмы. Закон убывающей отдачи.
- 21.Издержки производства в долгосрочном периоде. Оптимальный размер предприятия.
- 23.Виды доходов фирмы.
- 24.Максимизация прибыли фирмой. Условия равновесия фирмы в краткосрочном периоде.
- 25.Равновесие фирмы и отрасли в долгосрочном периоде.
- 26.Монополистическая конкуренция. Поведение фирмы в краткосрочном и долгосрочном периоде.
- 27.Олигополия, ее особенности и факторы. Формы олигополии.
- 28.Монополия, ее формы. Естественная монополия.
- 29.Последствия монополии. Антимонопольная политика.
- 30.Рынок труда. Экономическая природа зарплаты.
- 31.Рынок капитала. Капитал как фактор производства. Экономическая природа прибыли. Бухгалтерская и экономическая прибыль.
- 41.Классическая модель макроэкономики.
- 32.Ссудный капитал и ссудный процент.
- 33.Рынок природных ресурсов. Земля как фактор производства. Земельная рента. Цена земли.
- 34.Понятие макроэкономики. Основные макроэкономические цели.
- 42.Кейнсианская модель макроэкономики.
- 37.Совокупный спрос и его составляющие.
- 35.Ввп и способы его измерения. Реальный и номинальный ввп. Ввп и внп. Ввп и общественное благосостояние.
- 36.Чистый внутренний продукт. Национальный доход, его распределение. Личные доходы.
- 38.Совокупное предложение.
- 39.Макроэкономическое равновесие. Условия равновесия в модели ad-as.
- 50.Кредит, его формы и роль в рыночной экономике.
- 40.Цикличность развития экономики. Экономические кризисы.
- 46.Экономический рост, его сущность, факторы, типы.
- 44.Безработица как социально-экономические явления, ее виды. Государственная политика занятости.
- 45.Инфляция. Причины и виды инфляции. Пути преодоления инфляции.
- 47.Денежный рынок. Структура денежной массы и ее измерение.
- 48.Деньги, сущность, функции и формы денег. Закон денежного обращения.
- 49.Структура кредитно-денежной системы. Банки и их функции.
- 57.Бедность. Измерение бедности.
- 51.Кредитно-денежная политика государства, ее основные инструменты. Политика
- 55.Доходы населения. Номинальные и реальные доходы. Доходы и богатство.
- 52.Финансы и их функции в экономике. Государственный бюджет. Бюджетный дефицит, его воздействие на экономику.
- 53.Налоги, сущность, виды и функции налогов.
- 54.Фискальная политика государства, ее виды.
- 56.Дифференциация доходов, ее измерение. Кривая Лоренца.
- 58.Государственное регулирование распределения доходов. Социальная политика государства. Система социальной защиты.