28.Монополия, ее формы. Естественная монополия.
Монополия - это исключительное право государства, предприятия, организации, торговца (т. е. принадлежащее одному лицу, группе лиц или государству) на осуществление какой-либо хозяйственной деятельности. Монополия является прямой противоположностью конкурентному рынку.
Характерными чертами монополии являются следующие:
1. Отрасль состоит из одной фирмы, которая является единственным производителем данного продукта или поставщиком услуги.
2. Из первого признака вытекает, что покупатель должен приобретать продукт у монополиста или обходиться без него. То, что не существует близких заменителей монополизированного продукта, имеет большое значение для рекламы. Впрочем, монополисту часто нет нужды использовать рекламу.
3. В условиях монополизированного производства производитель диктует цену и имеет возможность манипулировать количеством предложенного продукта.
4. Существование монополии предполагает наличие барьеров для появления в отрасли аналогичных производств, создаваемых другими производителями. Эти барьеры могут быть экономическими, техническими или юридическими.
Различают четыре основные формы монополистических объединений:
Картель — это объединение нескольких предприятий одной сферы производства, участники которого сохраняют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, и договариваются о доле каждого в общем объеме производства, ценах, рынках сбыта.
Синдикат — это объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности, участники которого сохраняют собственность на средства производства, но теряют собственность на произведенный продукт, а значит, сохраняют производственную, но теряют коммерческую самостоятельность.
Трест — это объединение ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность. Иными словами, они объединяют производство, сбыт, финансы, управление, а на сумму вложенного капитала собственники отдельных предприятий получают акции треста, которые дают им право принимать участие в управлении и присваивать соответствующую часть прибыли треста.
Концерн — это объединение десятков и даже сотен предприятий различных отраслей промышленности, транспорта, торговли, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, а главная фирма осуществляет над другими участниками объединения финансовый контроль.
Естественная монополия означает такое состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства, а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на данный товар, чем спрос на другие виды товаров.
Основные характеристики рынка естественной монополии заключаются в следующем:
"эффект масштаба" выражается в существенном снижении издержек в расчете на единицу продукции по мере увеличения объемов ее производства;
неэластичный спрос. В обычных экономических отношениях при возрастании цены на товар или услугу спрос потребителей снижается. В условиях естественной монополии спрос неэластичен, т.е. при увеличении цены он подвержен незначительным изменениям.
- 1.Возникновение экономической науки. Основные современные экономические школы.
- 2.Предмет и функции экономической науки.
- 3.Методы экономической науки.
- 4.Экономические потребности и блага, их классификация.
- 5.Общественное производство, его факторы. Предпринимательство как фактор производства, его функции.
- 6.Ограниченность производственных ресурсов. График границы производственных возможностей. Альтернативная стоимость.
- 7.Основные экономические проблемы. Эффективность производства.
- 8.Понятие экономической системы. Типы экономических систем.
- 9.Экономические условия формирования рынка. Кругооборот продукта и дохода, как модель рынка. Функции рынка.
- 10. Структура рынка.
- 11.Понятие спроса. Закон спроса. Эластичность спроса.
- 13.Взаимодействия спроса и предложения. Равновесная цена.
- 20.Виды издержек производства в краткосрочном периоде. Постоянные, переменные издержки. Общие, средние, предельные издержки.
- 12.Закон предложения. Неценовые факторы предложения. Эластичность предложения.
- 19.Понятие издержек производства. Экономические и бухгалтерские издержки.
- 14.Конкуренция как элемент рынка, ее роль в рыночной экономике.
- 16. Экономическая роль государства в рыночной экономике.
- 15.Несостоятельность рынка. Общественные блага. Внешние эффекты.
- 17.Понятие фирмы. Формы фирмы.
- 18.Производственная функция фирмы. Закон убывающей отдачи.
- 21.Издержки производства в долгосрочном периоде. Оптимальный размер предприятия.
- 23.Виды доходов фирмы.
- 24.Максимизация прибыли фирмой. Условия равновесия фирмы в краткосрочном периоде.
- 25.Равновесие фирмы и отрасли в долгосрочном периоде.
- 26.Монополистическая конкуренция. Поведение фирмы в краткосрочном и долгосрочном периоде.
- 27.Олигополия, ее особенности и факторы. Формы олигополии.
- 28.Монополия, ее формы. Естественная монополия.
- 29.Последствия монополии. Антимонопольная политика.
- 30.Рынок труда. Экономическая природа зарплаты.
- 31.Рынок капитала. Капитал как фактор производства. Экономическая природа прибыли. Бухгалтерская и экономическая прибыль.
- 41.Классическая модель макроэкономики.
- 32.Ссудный капитал и ссудный процент.
- 33.Рынок природных ресурсов. Земля как фактор производства. Земельная рента. Цена земли.
- 34.Понятие макроэкономики. Основные макроэкономические цели.
- 42.Кейнсианская модель макроэкономики.
- 37.Совокупный спрос и его составляющие.
- 35.Ввп и способы его измерения. Реальный и номинальный ввп. Ввп и внп. Ввп и общественное благосостояние.
- 36.Чистый внутренний продукт. Национальный доход, его распределение. Личные доходы.
- 38.Совокупное предложение.
- 39.Макроэкономическое равновесие. Условия равновесия в модели ad-as.
- 50.Кредит, его формы и роль в рыночной экономике.
- 40.Цикличность развития экономики. Экономические кризисы.
- 46.Экономический рост, его сущность, факторы, типы.
- 44.Безработица как социально-экономические явления, ее виды. Государственная политика занятости.
- 45.Инфляция. Причины и виды инфляции. Пути преодоления инфляции.
- 47.Денежный рынок. Структура денежной массы и ее измерение.
- 48.Деньги, сущность, функции и формы денег. Закон денежного обращения.
- 49.Структура кредитно-денежной системы. Банки и их функции.
- 57.Бедность. Измерение бедности.
- 51.Кредитно-денежная политика государства, ее основные инструменты. Политика
- 55.Доходы населения. Номинальные и реальные доходы. Доходы и богатство.
- 52.Финансы и их функции в экономике. Государственный бюджет. Бюджетный дефицит, его воздействие на экономику.
- 53.Налоги, сущность, виды и функции налогов.
- 54.Фискальная политика государства, ее виды.
- 56.Дифференциация доходов, ее измерение. Кривая Лоренца.
- 58.Государственное регулирование распределения доходов. Социальная политика государства. Система социальной защиты.