10. Структура рынка.
Структура рынка – это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка. Рынок в целом характеризуется весьма богатой и сложной структурой.
По объектам:
Потребительский рынок. Рынок потребительских товаров и услуг. В свою очередь этот рынок подразделяется на:
-рынок продовольственных товаров;
- рынок непродовольственных товаров, предназначен для продажи обширной группы товаров народного потребления, включая одежду, обувь, предметы галантереи и парфюмерии, бытовые товары, лекарства, отдельные виды строительных материалов;
- рынок услуг охватывает платные услуги по бытовому обслуживанию населения, коммунальные услуги и на информационные услуги и другие.
Рынок недвижимости представлен, прежде всего, в виде двух основных товаров:
- рынок жилья распространяет свои действия на жилые помещения;
- особой категорией рынка недвижимости выступает земля; под землей в данном случае понимаются не только земельные участки для сельскохозяйственного производства, строительства или других нужд, но и недра земли, полезные ископаемые.
Рынок факторов производства предполагает куплю-продажу экономических ресурсов или факторов производства, которые делятся на первичные производственные факторы, представляемые домашними хозяйствами, такие как земля, капитал, труд, и промежуточные, предоставляемые предприятиями другим предприятиям.
Рынок труда, или рабочей силы это свободная продажа каждым трудоспособным человекам своих трудовых возможностей и свободный наем работников.
Рынок реального капитала – к нему следует отнести, прежде всего, товары и услуги производственного назначения или те товары и услуги, которые непосредственно не предназначены для удовлетворения потребностей населения, но косвенным образом (через поставляемое оборудование, машины, технологии, сырье, материалы) направленные на решение задач по удовлетворению потребностей общества в необходимых благах.
Денежный рынок - это рынок купли-продажи краткосрочных взаимных ссуд финансовых учреждений.
Рынок ценных бумаг тесно взаимосвязан с рынком капитала, ибо он представляет реально существующий капитал в титулах собственности – акциях, облигациях, векселях. Существует две организационные формы торговли ценными бумагами: фондовые биржи, где обращаются ценные бумаги, и внебиржевой оборот.
Рынок информации. Товаром на подобном рынке выступает специфический продукт - информация, значение которой в производстве и общественной жизни чрезвычайно возросло за последние десятилетия.
Рынок инноваций - это специфическая область купли - продажи, в которой объектом торговли являются технические и социально-экономические новшества, рационализаторские предложения, изобретения, патенты
По субъектам:
Рынок покупателей – предложение должно превышать спрос, тогда покупатель сравнивает между собой разные сорта товаров, их цены и отдает предпочтение тому или иному товару.
Рынок продавцов – значительное превышение спроса над предложением. Главную роль играет количество товаров и услуг, качеству уделяется минимальное внимание
Рынок государственных учреждений – совокупность актов купли – продажи государственных организаций, федерального правительства, штатов, местных органов власти, закупающих или арендующих товары, необходимые им для выполнения своих основных функций по отправлению власти.
Рынок промежуточных продавцов – совокупность экономических отношений лиц и организаций, приобретающих товары для перепродажи или сдачи их в аренду другим потребителям с выгодой для себя.
Разновидности структур рынка:
Монополистическая конкуренция, или конкурентный рынок, где существует большое количество компаний, каждая из которых имеет небольшую долю рынка и слабо дифференцированные продукты.
Олигополия — рынок, на котором доминирует небольшое количество компаний, которые вместе контролируют подавляющую долю рынка.
Дуополия — частный случай олигополии всего двух компаний.
Олигопсония — рынок, на котором присутствует много продавцов, однако мало покупателей.
Монополия — рынок, на котором присутствует только один производитель товара или услуги.
Естественная монополия — монополия, в которой эффект масштаба тем больше повышает эффективность, чем больше размер компании. Монопсония — рынок, на котором присутствует только один покупатель.
Совершенная конкуренция - теоретически возможная структура рынка с ничем не ограниченной конкуренцией; неограниченное количество производителей и покупателей в сочетании с совершенно эластичной кривой спроса.
- 1.Возникновение экономической науки. Основные современные экономические школы.
- 2.Предмет и функции экономической науки.
- 3.Методы экономической науки.
- 4.Экономические потребности и блага, их классификация.
- 5.Общественное производство, его факторы. Предпринимательство как фактор производства, его функции.
- 6.Ограниченность производственных ресурсов. График границы производственных возможностей. Альтернативная стоимость.
- 7.Основные экономические проблемы. Эффективность производства.
- 8.Понятие экономической системы. Типы экономических систем.
- 9.Экономические условия формирования рынка. Кругооборот продукта и дохода, как модель рынка. Функции рынка.
- 10. Структура рынка.
- 11.Понятие спроса. Закон спроса. Эластичность спроса.
- 13.Взаимодействия спроса и предложения. Равновесная цена.
- 20.Виды издержек производства в краткосрочном периоде. Постоянные, переменные издержки. Общие, средние, предельные издержки.
- 12.Закон предложения. Неценовые факторы предложения. Эластичность предложения.
- 19.Понятие издержек производства. Экономические и бухгалтерские издержки.
- 14.Конкуренция как элемент рынка, ее роль в рыночной экономике.
- 16. Экономическая роль государства в рыночной экономике.
- 15.Несостоятельность рынка. Общественные блага. Внешние эффекты.
- 17.Понятие фирмы. Формы фирмы.
- 18.Производственная функция фирмы. Закон убывающей отдачи.
- 21.Издержки производства в долгосрочном периоде. Оптимальный размер предприятия.
- 23.Виды доходов фирмы.
- 24.Максимизация прибыли фирмой. Условия равновесия фирмы в краткосрочном периоде.
- 25.Равновесие фирмы и отрасли в долгосрочном периоде.
- 26.Монополистическая конкуренция. Поведение фирмы в краткосрочном и долгосрочном периоде.
- 27.Олигополия, ее особенности и факторы. Формы олигополии.
- 28.Монополия, ее формы. Естественная монополия.
- 29.Последствия монополии. Антимонопольная политика.
- 30.Рынок труда. Экономическая природа зарплаты.
- 31.Рынок капитала. Капитал как фактор производства. Экономическая природа прибыли. Бухгалтерская и экономическая прибыль.
- 41.Классическая модель макроэкономики.
- 32.Ссудный капитал и ссудный процент.
- 33.Рынок природных ресурсов. Земля как фактор производства. Земельная рента. Цена земли.
- 34.Понятие макроэкономики. Основные макроэкономические цели.
- 42.Кейнсианская модель макроэкономики.
- 37.Совокупный спрос и его составляющие.
- 35.Ввп и способы его измерения. Реальный и номинальный ввп. Ввп и внп. Ввп и общественное благосостояние.
- 36.Чистый внутренний продукт. Национальный доход, его распределение. Личные доходы.
- 38.Совокупное предложение.
- 39.Макроэкономическое равновесие. Условия равновесия в модели ad-as.
- 50.Кредит, его формы и роль в рыночной экономике.
- 40.Цикличность развития экономики. Экономические кризисы.
- 46.Экономический рост, его сущность, факторы, типы.
- 44.Безработица как социально-экономические явления, ее виды. Государственная политика занятости.
- 45.Инфляция. Причины и виды инфляции. Пути преодоления инфляции.
- 47.Денежный рынок. Структура денежной массы и ее измерение.
- 48.Деньги, сущность, функции и формы денег. Закон денежного обращения.
- 49.Структура кредитно-денежной системы. Банки и их функции.
- 57.Бедность. Измерение бедности.
- 51.Кредитно-денежная политика государства, ее основные инструменты. Политика
- 55.Доходы населения. Номинальные и реальные доходы. Доходы и богатство.
- 52.Финансы и их функции в экономике. Государственный бюджет. Бюджетный дефицит, его воздействие на экономику.
- 53.Налоги, сущность, виды и функции налогов.
- 54.Фискальная политика государства, ее виды.
- 56.Дифференциация доходов, ее измерение. Кривая Лоренца.
- 58.Государственное регулирование распределения доходов. Социальная политика государства. Система социальной защиты.