logo
Ekonomika_2

9.Экономические условия формирования рынка. Кругооборот продукта и дохода, как модель рынка. Функции рынка.

Для формирования рыночной системы необходим ряд условий и институтов:

1. Преобразование в системе экономических отношений и образование новой системы. Взятие курса на плюрализм форм собственности. 2. Обеспечение полной независимости всех участников воспроизводственного процесса, действующих на рынке в сочетании с их экономической ответственностью. 3. Установление экономической системы, базирующейся на экономике договоров, сделок между равноправными партнерами. 4. Введение свободных или мягко регулируемых цен. 5. Формирование механизма эффективно действующей конкуренции.

6. Формирование устойчивой финансово-кредитной системы. 7. Создание высокоразвитой рыночной инфраструктуры: 8. Обеспечение открытости экономики, ее интеграция в систему мирохозяйственных связей. 9. Необходимо решить социально-политические проблемы, связанные с формированием рыночной экономики.

Экономические предпосылки: На рынке каждого вида товаров должно быть достаточное количество продавцов и покупателей.. Рынок считается монополизированным, если 4 фирмы контролируют 80% отрасли.

Технические предпосылки: Необходим определенный уровень специализации и концентрации производства, обеспечение технического превосходства изделий, их качества.

Социальные предпосылки: Предполагают предоставление разнообразной гарантии послепродажных услуг, условий оплаты товаров.

Непрерывный кругооборот ресурсов, произведенного продукта и денежных средств происходит на макроуровне в экономике страны, при этом ресурсы, произведенные товары и услуги, с одной стороны, и денежные потоки, с другой - движутся в противоположных направлениях. Каждый из субъектов макроэкономической деятельности (домохозяйства, фирмы, государство, иностранные фирмы и государства) участвует в этом кругообороте. Модель базируется на теоретическом положении о равенстве произведенного продукта и доходов, при этом доходы и расходы представляют собой две стороны одного и того же процесса обмена. Так, для фирм деньги, полученные за продажу потребительских товаров и услуг, являются доходами, а для домохозяйств эти же деньги представляют собой текущие потребительские расходы.

К функциям рынка относятся:

информационная — рынок дает его участникам информацию о необходимом количестве товаров и услуг, их ассортименте и качестве; посредническая — рынок выступает посредником между производителем и потребителем; ценообразующая — цена складывается на рынке на основе взаимодействия спроса и предложения, с учетом конкуренции; регулирующая — рынок приводит в равновесие спрос и предложение; координирующая — рынок побуждает производителей создавать нужные обществу экономические блага с наименьшими затратами и получать достаточную прибыль.