Структура комплексного бизнес-плана
Не существует жестко регламентированной формы и структуры бизнес-плана. Но, как правило, в нем предусматривается титульный лист, резюме, основная часть.
Рассмотрим основные разделы бизнес-плана.
Титульный лист содержит название и адрес фирмы, имена и адреса учредителей, суть предполагаемого проекта, его стоимость, ссылки на секретность.
Резюме готовится после составления бизнес-плана, оно обобщает итоги планирования и включает в себя основные положения предполагаемого проекта, преимущества проекта и финансовые результаты, ожидаемые от его реализации. Резюме не должно превышать 3 – 4 страниц (предпочтительнее 1 страница) и должно быть составлено так, чтобы возникло желание продолжить чтение бизнес-плана.
История предприятия. Раздел составляется в том случае, если предприятие уже существует и прошло определенный путь развития. Информация раздела в основном предназначена для инвесторов и анализируется в дальнейшем обслуживающими их аналитиками, поэтому, обсуждая историю бизнеса, указывают успехи предприятия в прошлом и достижения его работников, год основания предприятия, основные этапы его развития, продукты, которые предлагались рынку, роль руководства в развитии предприятия. Предпочтительнее использовать количественные показатели.
Основная часть состоит из маркетингового раздела, производственного раздела и финансового раздела.
Маркетинговый раздел включает в себя описание товаров и услуг, рынков сбыта, оценку конкурентов и выбор конкурентной стратегии. Завершает характеристику комплекса маркетинга в бизнес-плане план маркетинга. В этом разделе плана должно быть определено:
Каковы основные характеристики покупателей на том отраслевом рынке, на который ориентируется предприятие? Какие группы покупателей по уровню доходов, возрасту, поведенческим принципам можно выделить, т. е. каковы основные сегменты данного рынка и на какой из сегментов намерено ориентироваться предприятие?
Определяя свою позицию на рынке, намерено ли предприятие потеснить конкурентов, предлагая подобные товары, или попытается найти свою нишу?
Какова основная методика расчета цены на товары и услуги? Какой доход обеспечит предприятию выбранный уровень цены? Предусмотрены ли система скидок и льгот для покупателей?
Какие каналы распространения товаров будут использоваться? Будет ли предприятие прибегать к услугам оптовых и розничных торговцев или предлагать товар потребителю напрямую, без посредников и каким способом?
Какие меры предпримет предприятие для эффективного продвижения своих товаров (реклама, стимулирование сбыта, пропаганда, личные продажи)? Как будет определяться бюджет для финансирования продвижения товаров?
Будет ли предприятие применять систему технических гарантий на свою продукцию? Как оно планирует организовать послепродажный сервис?
Производственный раздел состоит из производственного плана, организационного плана и юридического плана.
Производственный план дает ответы на следующие вопросы:
Каковы основные методы производства и технологии?
Какова структура производственного процесса и его операций?
Какие используются сырье, материалы, комплектующие?
Кто основные поставщики предприятия?
Выявлены ли недостатки производства?
Какие мощности и оборудование необходимы для организации производства?
Какова предполагаемая структура издержек?
Как осуществляется контроль качества?
Какая рабочая сила необходима для ведения производства?
Организационный план знакомит с организационно-правовой формой предприятия, распределением полномочий и ответственности, системой управления и организационной структурой, дается описание правовой обеспеченности проекта, определяется правовой статус предприятия, ограничения по лицензированию, наличие прав собственности, условия распределения ожидаемой прибыли.
В нем должны быть даны ответы на следующие вопросы:
Какова организационно-правовая форма предприятия?
Кто основные пайщики и акционеры?
Если предприятие является акционерным обществом, то сколько акций всего было выпущено или предполагается выпустить? Каковы права акционеров и процедуры выплаты дивидендов?
Кто входит в состав совета директоров и правления общества? Необходимо перечислить членов совета директоров и правления, указать их должность, квалификацию, опыт, образование.
Как распределяются полномочия среди управляющих предприятия? Каковы особенности контрактов, заключаемых с менеджерами?
Какова организационная структура предприятия и способ взаимодействия подразделений друг с другом?
В юридическом плане дается описание правовой обеспеченности проекта, определяется правовой статус предприятия, ограничения по лицензированию, наличие прав собственности, условия распределения ожидаемой прибыли.
Финансовый раздел включает в себя финансовый план, стратегию финансирования, оценку рисков и страхование.
Финансовый план является итоговым разделом бизнес-плана. Показатели финансового плана рассчитываются по результатам прогноза продаж и производства продукции, т. е. по результатам планов маркетинга и производства. Этот документ обеспечивает взаимоувязку показателей развития организации с имеющимися финансовыми ресурсами. При разработке финансового плана должны быть учтены характеристики и условия среды, в которых предполагается реализация инвестиционного проекта или ведение хозяйственной деятельности:
налоговая среда (перечень видов налогов, ставки налогов и сроки их выплаты, тенденции изменения);
изменение курса валют, по которым ведется расчет проекта;
инфляционная характеристика среды.
Финансовый план включает в себя следующие основные расчеты или сметы:
смету объема продаж продукции;
план прибылей и убытков (смету доходов и расходов);
баланс денежных поступлений и расходов;
плановый бухгалтерский баланс (смету активов и пассивов);
расчет безубыточности продажи товаров.
Кроме этого, в финансовую часть бизнес-плана входят:
расчеты по обоснованию стратегии инвестиций;
расчеты товарно-материального обеспечения кредитов;
расчеты рентабельности;
оценка финансовых рисков и страхования.
- Экономический анализ как наука и практика
- Экономический анализ и его роль в управлении предприятием
- Предмет и объекты экономического анализа
- Задачи экономического анализа
- Принципы экономического анализа
- Методология и методика экономического анализа
- Классификация приемов и способов экономического анализа
- Классификация видов экономического анализа
- Содержание финансового и управленческого анализа и последовательность его проведения
- Сущность и этапы проведения комплексного экономического анализа
- Система показателей комплексного экономического анализа
- Комплексный управленческий анализ в разработке и мониторинге бизнес-планов Этапы разработки бизнес-плана
- Роль анализа в разработке и мониторинге основных плановых показателей
- Структура комплексного бизнес-плана
- Сметное планирование (бюджетирование) и анализ исполнения смет Организация бюджетирования. Бюджетный цикл
- Система сметного планирования
- Методы и методика составления некоторых видов смет
- Цель и задачи маркетингового анализа
- Объекты маркетингового анализа
- Методы маркетингового анализа
- Задачи анализа производства и реализации продукции
- Анализ объемов производства и ассортимента продукции
- Анализ комплектности и ритмичности
- Анализ качества продукции
- Анализ потерь от брака
- Анализ выполнения договорных обязательств и объемов реализации продукции
- Анализ технико-организационного уровня и других условий хозяйственной деятельности Общая характеристика технического состояния и развития предприятия
- Цели и задачи анализа состояния и использования основных фондов
- Оценка наличия, состава и структуры основных фондов
- Анализ состояния и движения основных фондов
- Анализ использования основных фондов
- Задачи и основные направления анализа трудовых ресурсов
- Анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами
- Анализ эффективности использования рабочего времени
- Анализ производительности труда
- Задачи анализа материальных ресурсов
- Анализ обеспеченности материальными ресурсами
- Анализ материальных затрат как фактора риска невостребованности продукции
- Анализ эффективности использования материальных ресурсов
- Анализ затрат и управление себестоимостью продукции Цель и задачи анализа себестоимости продукции
- Анализ совокупных издержек предприятия
- Анализ затрат по экономическим элементам и калькуляционным статьям
- Анализ затрат на рубль продукции (работ, услуг)
- Методика определения резервов снижения себестоимости продукции
- Анализ финансовых результатов и рентабельности продаж . Задачи анализа экономических результатов деятельности предприятия
- Сравнительный анализ состава и динамики прибыли
- Анализ прибыли от реализации продукции
- Анализ использования прибыли
- Анализ рентабельности продаж и затрат
- Анализ рентабельности активов и собственного капитала Система показателей рентабельности активов
- Расчет чистых активов для оценки использования собственного капитала
- Моделирование показателей рентабельности активов
- Финансовое состояние коммерческой организации и методы его анализаЗадачи анализа финансового состояния
- Анализ структуры и динамики активов предприятия
- Анализ структуры и динамики источников формирования активов предприятия
- Анализ показателей финансовой устойчивости
- Оценка платежеспособности и ликвидности предприятия
- Анализ показателей деловой активности предприятия
- Анализ эффективности капитальных и финансовых вложений Основы инвестиционного анализа
- Анализ эффективности ценных бумаг и их инвестиционной привлекательности
- Анализ эффективности инвестиционных проектов
- Методы комплексного анализа уровня использования экономического потенциала предприятия Сущность и виды рейтинговой оценки
- Подходы к построению рейтинговой оценки