Система показателей комплексного экономического анализа
Пказатель – обобщенная количественная характеристика социально-экономических явлений и процессов в их качественной определенности в условиях конкретного места и времени.
Хозяйственно-финансовая деятельность предприятий измеряется многочисленными экономическими показателями, которые можно свести в определенную систему.
По своему содержанию показатели делятся на количественные и качественные.
К количественным показателям относят показатели, связанные с измерением общей величины совокупности объектов (объем изготовленной продукции, численность работников, поголовье скота).
Качественные показатели характеризуют уровень развития явлений, показывают существенные особенности и свойства изучаемых объектов (себестоимость, рентабельность, урожайность).
Одни показатели используются при анализе деятельности предприятий во всех отраслях национальной экономики, другие – только в отдельных отраслях. По этому признаку они делятся на общие и специфические.
К общим относятся показатели валовой продукции, производительности труда, прибыли, себестоимости.
Примером специфических показателей для отдельных отраслей и предприятий могут быть влажность торфа, жирность молока и т. д.
По степени синтеза показатели делятся на обобщающие, частные и вспомогательные (косвенные).
Обобщающие показатели применяются для обобщенной характеристики сложных экономических явлений. Например: обобщающими показателями производительности труда являются среднегодовая, среднедневная, часовая выработка продукции одним работником.
Частные показатели отражают отдельные стороны, элементы изучаемых явлений и процессов. Например: к частным показателям производительности труда относятся затраты рабочего времени на производство единицы продукции определенного вида или количество произведенной продукции за единицу рабочего времени.
Вспомогательные (косвенные) показатели используются для более полной характеристики того или иного объекта анализа. Например: количество рабочего времени, затраченного на единицу выполненных работ.
Аналитические показатели делятся на абсолютные и относительные.
Абсолютные показатели непосредственно характеризуют размеры социально-экономических явлений, их признаков. Абсолютные показатели выражаются в денежных, натуральных измерителях или через трудоемкость. Абсолютные показатели в свою очередь подразделяются на натуральные, условно-натуральные и стоимостные.
Относительные показатели представляют собой результат деления одного абсолютного показателя на другой и выражают соотношение между количественными характеристиками процессов и явлений. Поэтому по отношению к абсолютным показателям или показатели в форме относительных величин являются производными (вторичными). Определяются они в процентах, коэффициентах или индексах.
При изучении причинно-следственных отношений показатели делятся на факторные и результативные.
Если тот или другой показатель рассматривается как результат воздействия одной или нескольких причин и выступает в качестве объекта исследования, то при изучении взаимосвязей он называется результативным.
Показатели, которые определяют поведение результативного показателя и выступают в качестве причин изменения его величины, называются факторными.
По способу формирования различают показатели:
нормативные (нормы расхода сырья, топлива, энергии, нормы амортизации и др.);
плановые (данные планов экономического и социального развития предприятия, хозрасчетные задания внутрихозяйственным подразделениям);
учетные (данные бухгалтерского, статистического и оперативного учета);
отчетные (данные бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности).
Все показатели, которые используются в анализе, взаимосвязаны и взаимообусловлены. Комплексное изучение экономики предприятий предусматривает систематизацию показателей, потому что совокупность показателей, какой бы исчерпывающей она не была, без учета их взаимосвязи, соподчиненности не может дать настоящего представления об эффективности хозяйственной деятельности. Необходимо, чтобы конкретные данные о разных видах деятельности были органически увязаны между собой в единой комплексной системе.
Все показатели в зависимости от объекта анализа группируются в следующие подсистемы:
Блок 1. Анализ показателей технико-организационного уровня внешнеэкономических, социальных и природных условий производства.
Блок 2. Анализ показателей использования основных производственных средств.
Блок 3. Анализ показателей использования материальных ресурсов.
Блок 4. Анализ показателей использования труда.
Блок 5. Анализ показателей продажи продукции.
Блок 6. Анализ показателей себестоимости продукции.
Блок 7. Анализ показателей величины и структуры авансированного капитала.
Блок 8. Анализ показателей прибыли и рентабельности продукции.
Блок 9. Анализ показателей капиталоотдачи или деловой активности предприятия.
Блок 10. Анализ показателей рентабельности активов предприятия.
Блок 11 Анализ показателей финансового состояния и платежеспособности предприятия.
- Экономический анализ как наука и практика
- Экономический анализ и его роль в управлении предприятием
- Предмет и объекты экономического анализа
- Задачи экономического анализа
- Принципы экономического анализа
- Методология и методика экономического анализа
- Классификация приемов и способов экономического анализа
- Классификация видов экономического анализа
- Содержание финансового и управленческого анализа и последовательность его проведения
- Сущность и этапы проведения комплексного экономического анализа
- Система показателей комплексного экономического анализа
- Комплексный управленческий анализ в разработке и мониторинге бизнес-планов Этапы разработки бизнес-плана
- Роль анализа в разработке и мониторинге основных плановых показателей
- Структура комплексного бизнес-плана
- Сметное планирование (бюджетирование) и анализ исполнения смет Организация бюджетирования. Бюджетный цикл
- Система сметного планирования
- Методы и методика составления некоторых видов смет
- Цель и задачи маркетингового анализа
- Объекты маркетингового анализа
- Методы маркетингового анализа
- Задачи анализа производства и реализации продукции
- Анализ объемов производства и ассортимента продукции
- Анализ комплектности и ритмичности
- Анализ качества продукции
- Анализ потерь от брака
- Анализ выполнения договорных обязательств и объемов реализации продукции
- Анализ технико-организационного уровня и других условий хозяйственной деятельности Общая характеристика технического состояния и развития предприятия
- Цели и задачи анализа состояния и использования основных фондов
- Оценка наличия, состава и структуры основных фондов
- Анализ состояния и движения основных фондов
- Анализ использования основных фондов
- Задачи и основные направления анализа трудовых ресурсов
- Анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами
- Анализ эффективности использования рабочего времени
- Анализ производительности труда
- Задачи анализа материальных ресурсов
- Анализ обеспеченности материальными ресурсами
- Анализ материальных затрат как фактора риска невостребованности продукции
- Анализ эффективности использования материальных ресурсов
- Анализ затрат и управление себестоимостью продукции Цель и задачи анализа себестоимости продукции
- Анализ совокупных издержек предприятия
- Анализ затрат по экономическим элементам и калькуляционным статьям
- Анализ затрат на рубль продукции (работ, услуг)
- Методика определения резервов снижения себестоимости продукции
- Анализ финансовых результатов и рентабельности продаж . Задачи анализа экономических результатов деятельности предприятия
- Сравнительный анализ состава и динамики прибыли
- Анализ прибыли от реализации продукции
- Анализ использования прибыли
- Анализ рентабельности продаж и затрат
- Анализ рентабельности активов и собственного капитала Система показателей рентабельности активов
- Расчет чистых активов для оценки использования собственного капитала
- Моделирование показателей рентабельности активов
- Финансовое состояние коммерческой организации и методы его анализаЗадачи анализа финансового состояния
- Анализ структуры и динамики активов предприятия
- Анализ структуры и динамики источников формирования активов предприятия
- Анализ показателей финансовой устойчивости
- Оценка платежеспособности и ликвидности предприятия
- Анализ показателей деловой активности предприятия
- Анализ эффективности капитальных и финансовых вложений Основы инвестиционного анализа
- Анализ эффективности ценных бумаг и их инвестиционной привлекательности
- Анализ эффективности инвестиционных проектов
- Методы комплексного анализа уровня использования экономического потенциала предприятия Сущность и виды рейтинговой оценки
- Подходы к построению рейтинговой оценки