Система сметного планирования
При разработке бизнес-плана составляются:
смета продаж, или смета реализации продукции – прогнозирование и планирование объема продаж является первым этапом и наиболее ответственным моментом всего процесса подготовки бюджета, решение об объеме продаж на предстоящий год принимается высшим руководством предприятия на основе анализа в сфере маркетинга с учетом имеющихся производственных мощностей;
смета производства соответствует сметному объем продаж и необходимой величине запасов. Сметный объем производства в натуральном выражении складывается из ожидаемого объема продаж плюс необходимая величина запасов продукции на конец года минус запасы продукции на конец года. Данные производственного бюджета составляют основу производственного графика, который строится с учетом сезонных колебаний спроса;
смета прямых материальных затрат, или смета закупки и использования основных материалов. В этой смете определяют сроки закупки и количество сырья, материалов и полуфабрикатов, которое необходимо приобрести для выполнения производственного плана. Необходимое количество материалов умножается на ожидаемую цену единицы материала и определяется общая сумма материальных затрат. Используя данные о планируемой величине закупок материальных ресурсов и схему оплаты, формируют график ожидаемых платежей, который представляет собой таблицу с разбивкой по кварталам и видам материальных ресурсов;
смета расходов на оплату труда основного производственного персонала (прямых трудовых затрат). При составлении этой сметы учитывается запланированный объем производства продукции, трудоемкость изготовления единицы продукции и стоимость одного человеко-часа. Величина прямых затрат труда должна быть скоординирована с имеющимися в наличии трудовыми ресурсами. Указанные расчеты детализируют во времени, проводят разбивку плановых показателей по кварталам и составляют график ожидаемых расходов на оплату труда основного персонала на год;
смета общепроизводственных накладных, или косвенных, затрат является детализированным планом предполагаемых непрямых производственных затрат, необходимых для поддержания производственного потенциала в состоянии, обеспечивающим выполнение производственного плана. В нее включаются расходы по содержанию и эксплуатации машин и оборудования, амортизационные отчисления и затраты на ремонт основных средств, расходы на их страхование, расходы на отопление и освещение, оплата труда работников, занятых обслуживанием производства и т. д. При составлении сметы общепроизводственных расходов в их составе выделяются постоянные и переменные расходы и определяются ставки, по которым формируется переменная часть общепроизводственных расходов;
смета себестоимости реализованной продукции составляется на основе сводных данных по натуральным и стоимостным оценкам, взятым из смет прямых материальных затрат, затрат по оплате труда и общепроизводственных расходов, а также прогнозируемых величин производственных запасов сырья, материалов и готовой продукции;
смета текущих расходов включает сметы коммерческих и управленческих (общехозяйственных и административных) расходов. В состав коммерческих расходов входят: заработная плата работников службы сбыта, расходы на рекламу, транспортные расходы, оплата телефонной связи в части, связанной со сбытом продукции, прочие расходы на реализацию продукции. Управленческие расходы состоят из заработной платы административного персонала, заработной платы прочих служащих, оплаты энергии и освещения, амортизации офисного оборудования, расходов на телефонную связь, страхование, канцтовары и т. д. В случае необходимости могут составляться дополнительные детализированные сметы по основным статьям текущих расходов для каждого подразделения предприятия.
смета прибылей и убытков составляется на основе данных, содержащихся в сметах продаж, сметах себестоимости реализованной продукции и сметах текущих расходов. К этому добавляется информация о прочих прибылях, прочих расходах и величине налога на прибыль.
Сначала проводится расчет планового уровня прибыли до налогообложения. Составной частью этих расчетов является определение себестоимости единицы реализованной продукции, а также стоимости запасов материалов и готовой продукции. Далее определяется сумма налога на прибыль и прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия (чистая прибыль). Дальше приводятся расчеты по ожидаемому использованию прибыли путем деления на капитализируемую и потребляемую часть. Капитализированная прибыль направляется на реинвестирование (развитие бизнеса) и создание или увеличение резервного капитала, а потребляемая прибыль – на выплату дивидендов, социальных выплат персоналу, благотворительные цели и т. д.;
смета капитальных затрат отражает направления капитальных вложений и источники получения инвестиционных ресурсов;
смета движения денежных средств составляется после составления всех вышеперечисленных смет и представляет собой план поступления денежных средств и платежей в течение будущего периода по месяцам или декадам;
смета активов и пассивов (плановый бухгалтерский баланс) составляется на основе ожидаемого балансового отчета, составляемого до завершения отчетного периода. Статьи этого баланса увеличиваются или уменьшаются с учетом операций, планируемых в предстоящем году.
Стоимость внеоборотных активов увеличивается на стоимость приобретаемого оборудования и уменьшается на размер планируемых амортизационных отчислений.
Запасы материалов и готовой продукции должны соответствовать бюджету запасов.
Дебиторская задолженность определяется по схеме: дебиторская задолженность в соответствии с балансом предшествующего года + планируемый объем продаж – приток денежных средств от продаж в плановом периоде.
Остаток денежных средств формируется в смете их движения.
Нераспределенная прибыль увеличивается на величину чистой прибыли, полученной в смете прибылей и убытков.
Кредиторская задолженность рассчитывается по схеме: кредиторская задолженность поставщикам согласно балансу предшествующего года + платежи за основные материалы в плановом периоде – приток денежных средств от продаж в плановом периоде.
В процессе реализации бизнес-плана важную роль играет постоянный контроль над затратами. Особое место занимает оценка деятельности подразделений и организации в целом. Менеджеры центров ответственности постоянно сравнивают фактические затраты с планируемыми затратами, выявляют отклонения и анализируют их.
Существует несколько центров ответственности:
центр затрат, в рамках которого менеджер несет ответственность за расходы, находящиеся под его контролем;
центр прибыли, где менеджер отвечает за реализацию и расходы.
Центр инвестирования, где менеджер дополнительно к ответственности за реализацию и расходы несет ответственность за принятие решений по капиталовложениям.
Чтобы правильно контролировать исполнение смет, необходимо корректировать бюджетные данные в части переменных расходов на соответствующий фактический выпуск продукции. С этой целью составляется гибкая смета.
В предплановый период гибкая смета может использоваться для выбора наиболее оптимального варианта сметы.
- Экономический анализ как наука и практика
- Экономический анализ и его роль в управлении предприятием
- Предмет и объекты экономического анализа
- Задачи экономического анализа
- Принципы экономического анализа
- Методология и методика экономического анализа
- Классификация приемов и способов экономического анализа
- Классификация видов экономического анализа
- Содержание финансового и управленческого анализа и последовательность его проведения
- Сущность и этапы проведения комплексного экономического анализа
- Система показателей комплексного экономического анализа
- Комплексный управленческий анализ в разработке и мониторинге бизнес-планов Этапы разработки бизнес-плана
- Роль анализа в разработке и мониторинге основных плановых показателей
- Структура комплексного бизнес-плана
- Сметное планирование (бюджетирование) и анализ исполнения смет Организация бюджетирования. Бюджетный цикл
- Система сметного планирования
- Методы и методика составления некоторых видов смет
- Цель и задачи маркетингового анализа
- Объекты маркетингового анализа
- Методы маркетингового анализа
- Задачи анализа производства и реализации продукции
- Анализ объемов производства и ассортимента продукции
- Анализ комплектности и ритмичности
- Анализ качества продукции
- Анализ потерь от брака
- Анализ выполнения договорных обязательств и объемов реализации продукции
- Анализ технико-организационного уровня и других условий хозяйственной деятельности Общая характеристика технического состояния и развития предприятия
- Цели и задачи анализа состояния и использования основных фондов
- Оценка наличия, состава и структуры основных фондов
- Анализ состояния и движения основных фондов
- Анализ использования основных фондов
- Задачи и основные направления анализа трудовых ресурсов
- Анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами
- Анализ эффективности использования рабочего времени
- Анализ производительности труда
- Задачи анализа материальных ресурсов
- Анализ обеспеченности материальными ресурсами
- Анализ материальных затрат как фактора риска невостребованности продукции
- Анализ эффективности использования материальных ресурсов
- Анализ затрат и управление себестоимостью продукции Цель и задачи анализа себестоимости продукции
- Анализ совокупных издержек предприятия
- Анализ затрат по экономическим элементам и калькуляционным статьям
- Анализ затрат на рубль продукции (работ, услуг)
- Методика определения резервов снижения себестоимости продукции
- Анализ финансовых результатов и рентабельности продаж . Задачи анализа экономических результатов деятельности предприятия
- Сравнительный анализ состава и динамики прибыли
- Анализ прибыли от реализации продукции
- Анализ использования прибыли
- Анализ рентабельности продаж и затрат
- Анализ рентабельности активов и собственного капитала Система показателей рентабельности активов
- Расчет чистых активов для оценки использования собственного капитала
- Моделирование показателей рентабельности активов
- Финансовое состояние коммерческой организации и методы его анализаЗадачи анализа финансового состояния
- Анализ структуры и динамики активов предприятия
- Анализ структуры и динамики источников формирования активов предприятия
- Анализ показателей финансовой устойчивости
- Оценка платежеспособности и ликвидности предприятия
- Анализ показателей деловой активности предприятия
- Анализ эффективности капитальных и финансовых вложений Основы инвестиционного анализа
- Анализ эффективности ценных бумаг и их инвестиционной привлекательности
- Анализ эффективности инвестиционных проектов
- Методы комплексного анализа уровня использования экономического потенциала предприятия Сущность и виды рейтинговой оценки
- Подходы к построению рейтинговой оценки