logo search
ОЭТ

Основные формы организации предпринимательства, их достоинства и недостатки.

В зависимости от ФОРМЫ СОБСТВЕННОСТИ: государственное и частное предпринимательство. Государственное предпринимательство стабильно, обладает финансовой и организационной опекой правительства. Частный сектор имеет ряд преимуществ: он свободен в избрании наиболее прибыльной сферы деятельности; не регламентирован в объемах бизнеса; не ограничен твердой ценой. ПО РАЗМЕРАМ: малый, средний, крупный бизнес. Наиболее типичная форма малого бизнеса – Франчайзинг – система мелких частных фирм, которые заключают контракт на право пользования фабричной маркой крупной фирмы и своей деятельности на определенной территории и в определенной сфере. Мелкие фирмы становятся розничными продавцами продукции крупных компаний. Такие контракты оказываются взаимовыгодными: мелкие фирмы получают опеку, кредиты, торговую зону от крупных корпораций, а последние экономят деньги не затрачивая их на реализацию собственной продукции, получают регулярные «платежи». Венчурная фирма – коммерческая организация, занимающаяся разработкой научных исследований для их дальнейшего развития и завершения. Венчурные предприниматели делают бизнес на нововведениях; рискуют "прогореть", если новая продукция не будет соответствовать требованиям рынка, потребностям покупателя и низким издержкам. Поэтому венчурные фирмы стремятся быстрее завершить разработку одних и переходить к работе над другими видами продукции. Средний бизнес непрочен, ему приходится конкурировать с крупным, и с мелким предпринимательством, в результате чего он либо перерастает в крупный, либо перестает существовать. Исключение составляют фирмы, которые являются своего рода монополистами, имеющие своего постоянного потребителя (инвалидной техники, ремонт городских часов). Крупный бизнес: большая прочность; его монопольное положение дает ему возможность производить дешевую и массовую продукцию, рассчитанную на удовлетворение потребностей широкого потребителя. Три вида:

1) индивидуальное (частное);

2) товарищество (партнерство);

3) корпорация (АО).

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО – владельцем является один человек. Он несет неограниченную имущественную ответственность и у него невелик капитал – в этом недостатки индивидуального предпринимательства. Преимущества: каждый собственник владеет всей прибылью, может сам производить любые изменения. Он платит только подоходный налог и освобожден от налога, установленного для корпораций; мелких магазинов, предпринимателей сферы услуг, ферм, профессиональной деятельности юристов, врачей.

ТОВАРИЩЕСТВО – бизнес, которым владеют два и более человек. Облагается только подоходным налогом. Достоинства – его легко организовать и привлечь дополнительные средства и новые идеи. Недостатки – ограниченность финансовых ресурсов при развивающемся деле, которое требует новых вложений капитала, неоднозначное понимание целей деятельности фирмы, сложности определения меры каждого в доходе или убытке фирмы. В форме партнерства организуются брокерские конторы, аудиторские фирмы, службы сферы услуг.

КОРПОРАЦИЯ – совокупность лиц, объединенных для совместной предпринимательской деятельности. Право на собственность корпорации разделено на части по акциям, поэтому владельцы корпораций называются держателями акций. Доход корпорации облагается налогом с корпораций. Акционерная форма предпринимательства стала в России самой популярной.

Преимущества:

- Неограниченные возможности привлечения денежного капитала через продажу акций и облигаций.

- Привлечение профессиональных специалистов для выполнения управленческих функций.

- Стабильность функционирования корпорации.

Недостатки:

- Двойное налогообложение той части дохода корпорации, которая выплачивается в виде дивидендов держателям акций: первый раз – как часть прибыли корпорации, а второй раз – как часть личного дохода владельца акции.

- Благоприятные возможности для экономических злоупотреблений. Возможен выпуск и продажа акций, не имеющих никакой реальной стоимости.

- Разделение функций собственности и контроля. Владельцы акций заинтересованы в максимальных дивидентах, а менеджеры стараются их уменьшить, чтобы пустить деньги в оборот.

Коммерческие фирмы могут создаваться в форме хозяйственных товариществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий. Хозяйственное товарищество состоит из: полного товарищества, товарищества на вере (коммандитного товарищества), ООО, О с дополнительной ответственностью, ОАО, ЗАО, дочерних и зависимых обществ. Некоммерческие фирмы создаются в форме потребительских кооперативов, обществ или религиозных организаций, благотворительных фондов.