logo
ОЭТ

Механизм функционирования рынка несовершенной конкуренции. Виды несовершенной конкуренции. Механизм равновесия рынка в условиях несовершенной конкуренции.

Конкуренция – это соперничество между участниками рыночной экономики за лучшие условия производства, купли и продажи Тов.

Несовершенная конкуренция - рынок, на котором не выполняется хотя бы одно из условий свободной конкуренции.

Явлением, обратным олигополии, является олигопсония, когда на рынке действует несколько не продавцов, а покупателей.

Однако власть над рыночной ценой может осуществляться не только со стороны продавца, но и со стороны покупателя. Такое явление называется монопсонией («один покупаю»).

Рынок несовершенной конкуренции предполагает отклонение от состояния равновесия. Следовательно, общество несет определенные потери в связи с монополизацией. В настоящее время основными формами монополистической конкуренции являются:

• научно‑техническое соперничество;

• промышленно‑производственное соперничество;

•торговое соперничество.

В конечном счете проблема монополии сводится к вопросу о власти над ценой. Эта власть может базироваться на различных предпосылках: захват значительной доли отраслевого производства, тайные или явные соглашения о разделе рынков и уровне цен, создание искусственных дефицитов и др.

При формировании механизма рыночного равновесия в условиях монопольных цен необходимо исходить из следующих предпосылок:

• монополия возникает тогда, когда в результате разных причин на рынке Тов возникает единственный производитель в виде фирмы-монополиста;

• на рынке имеется большое число потребителей данного Та и ни один из них не может оказать существенного влияния на формирование рыночных цен;

• в силу особенностей производства удельные затраты фирмы-монополиста весьма низкие, а объемы производства высокие, что позволяет фирме вытеснить конкурентов с рынка и захватить его целиком;

• отдельные потребители не имеют возможности оказывать влияние на рыночные цены и вынуждены подстраиваться под цены, предлагаемые монополистами. В свою очередь монополист выбирает такие объемы и цену, при которых Т полностью будет реализован с максимально возможной прибылью.

Эти условия позволяют сделать методологический вывод: при анализе монопольного рынка следует рассматривать фактически только поведение фирмы-монополиста на рынке. Механизм равновесия рынка можно обосновать графически:

В условиях свободной конкуренции при пересечении кривой предложения S и кривой спроса D рыночное равновесие наступает в точке пересечения А.

Если фирмы-производители договариваются между собой о проведении единой политики при установлении цен и объемов производства, тогда эти фирмы объединяются и выступают в виде картели или монополии. В этом случае кривая спроса D потребителя превращается в кривую спроса AR монополии, спрос потребителя подменяется как бы спросом монополии, монополия диктует спрос потребителя.

Чтобы максимизировать прибыль, монополия сокращает объем производства Та для потребителя с Qа до Qа1, который соответствует точке А1 — пересечение кривой предельного дохода MR с кривой предложения S, которая превращается в кривую предельных издержек МС в виде предложения средств производства. При этом чтобы потребители приобретали объем выпуска Тов, предложенный фирмой-монополистом в размере Qа1, и чтобы не было нарушено равновесие спроса и предложения, Т реализуются не по цене Ра1 а по цене Р. В этих целях монополия блокирует действия рыночных субъектов, которые стремятся уравнять цены спроса и предложения, соответствующие уровню свободной конкуренции. В результате равновесие устанавливается на уровне монопольных цен, соответствующих цене Р объему Qа1. В связи с тем что каждая единица Та, не выпущенная в пределах от Qа до Qа1, уменьшает издержки монополии, монополия добивается увеличения дохода в виде сверхприбыли. Прибыль РаР выступает в виде монопольной прибыли.