Функция спроса и предложения, факторы их определяющие. Эластичность спроса и предложения.
Спрос - количество Та, которое будет куплено за приемлемую цену в определенный промежуток времени. Спрос, обеспеченный денежными средствами покупателя, называется платежеспособным.
На спрос влияют многие факторы, главным из которых является цена. Между ценой и величиной спроса существует обратная связь: повышение цены снижает спрос, и наоборот – закон спроса.
К ривая d1 наклоняется вниз и вправо, так как изображаемая ею связь между ценой и величиной спроса обратная. Графически изменение величины спроса выражается в «движении по кривой спроса» (точки A, B, C). Движение по кривой спроса происходит, когда изменяются покупки Та вследствие изменения его цены. В этом случае говорят, что изменился «объем спроса». «Движение самой кривой спроса» происходит тогда, когда изменяется сам спрос под воздействием неценовых факторов. В этом случае говорят об «изменении спроса».
Если, например, потребители захотят купить большее количество данного Та по каждой цене, то кривая спроса переместится вправо от d1 к d2. Желание приобрести меньше Та, уменьшить спрос и сдвинет кривую спроса влево: от d1 к d3.
К неценовым факторам относятся: потребительские вкусы; число покупателей; доход покупателей; цены на сопряженные Т; ожидания.
По реакции (эластичности) потребителя на изменение дохода Т делят на:
«нормальные» Т (спрос увеличивается с ростом дохода);
Т первой необходимости (темп роста спроса меньше темпа роста дохода);
предметы роскоши (темп роста спроса больше темпа роста дохода);
Т «низшего качества» (спрос снижается с ростом дохода).
Зависимость между доходом и количеством приобретенных благ отражают кривые Эн геля.
а) Т первой необходимости; б) предметы роскоши; в) Т «низшего качества»
4. Цены на сопряженные Т. Т обычно объединяют в две группы: заменяющие (субституты) и дополняющие (сублементы). Они по‑разному влияют на спрос.
В отличие от взаимозаменяющих Тов взаимодополняющие сопутствуют друг другу в том смысле, что спрос на них предъявляется одновременно. Например, покупка фотоаппарата повлечет покупку пленки. Если цена на фотоаппараты вырастет, то снизится спрос на пленки.
5. Ожидания потребителей относительно будущих цен на Т, их наличия и возможных изменений в доходах способны изменить спрос. Если ожидается повышение цен или рост доходов, то потребители покупают Т «впрок» и увеличивают текущие расходы.
Для определения чувствительности одного из рассмотренных факторов в результате воздействия на него другого используется понятие «эластичность».
Из всех факторов наибольший интерес вызывает чувствительность спроса на изменение цены или дохода и перекрестная (косвенная) эластичность.
Эластичность спроса по цене показывает, на сколько процентов изменится спрос при изменении цены на 1 %.
Эластичность спроса по доходу показывает, на сколько процентов изменится спрос при изменении доходов потребителей на 1 %.
Перекрестная эластичность спроса позволяет измерить, насколько чувствителен спрос на продукт А к изменению цены на продукт Б.
Мерой измерения эластичности является коэффициент эластичности.
Спрос эластичен, когда при незначительном снижении цены объем продаж существенно возрастает. При эластичном спросе, когда 1 % снижения цены вызывает увеличение продаж более чем на 1 %, коэффициент эластичности больше единицы (предметы первой необходимости).
Спрос неэластичен, когда при весьма существенных снижениях цены объем продаж изменяется незначительно. Коэффициент неэластичного спроса меньше единицы (предметы роскоши).
Спрос имеет единичную эластичность, когда 1 %‑ное изменение цены вызывает 1 %‑ное изменение продаж Тов. При единичной эластичности коэффициент равен единице.
П редложение – это количество Тов, реализуемое производителем на рынке.
Чем выше цена, тем большее количество продукции производители захотят поставить на рынок, и наоборот - закон предложения.
Графически изменение объема предложения выражается в движении «по кривой предложения» SS. «Объем предложения» меняется тогда, когда изменяется только цена Та.
Кривая предложения сдвинется вправо от SS к S1S1, если при тех же затратах на рынке предлагается больше продукции. Уменьшение же предложения Та сместит кривую предложения влево от SS к S2S2.
Движение кривой предложения происходит тогда, когда изменяется само предложение под воздействием неценовых факторов. Рассмотрим воздействие на предложение неценовых факторов.
Цены на ресурсы. Их снижение уменьшит издержки производства и увеличит предложение, т. е. переместит кривую предложения вправо.
Технология. Ее совершенствование снижает цену на ресурсы.
Налоги и дотации. Повышение налогов увеличивает издержки производства и сокращает предложение. Кривая перемещается влево.
Цены на другие Т. Фирма может сократить производство баскетбольных мячей, если повышается цена на футбольные.
Степень изменения объема предложения в зависимости от увеличения цены характеризует эластичность предложения. Она измеряется с помощью коэффициента эластичности предложения (Ке).
Предложение неэластично, если изменение цены не вызывает изменения предложения.
Предложение считается абсолютно эластичным, когда малейшее уменьшение цены Та (Р) вызывает сокращение предложения (Q) до нуля, а малейшее увеличение цены вызывает рост предложения.
По возможности фирмы отреагировать на конъюнктуру рынка выделяют три периода: краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный.
В краткосрочном периоде у фирмы нет времени, чтобы изменить предложение. Это значит, что в краткосрочном периоде предложение абсолютно неэластично.
В среднесрочный период фирма использует резервы и увеличивает производство. Эластичность предложения становится положительной, больше нуля.
В долгосрочный период фирма может перестроить производство за счет замены старого оборудования новым. Эластичность предложения в этот период становится максимальной.
- Этапы становления и развития экономической теории. Российская экономическая мысль, ее вклад в мировую экономическую науку.
- Предмет экономической теории, ее философские и методологические основы. Экономическая категория, экономический закон и закономерность как ступени познания экономических явлений.
- Взаимосвязь производства и потребления. Проблема ограниченности ресурсов. Виды ресурсов. Классификация потребностей. Кривая производственных возможностей.
- Факторы производства, их взаимодействие, взаимозаменяемость и комбинация. Производственная функция и ее разновидности.
- Собственность как экономическая категория: сущность, формы, законы. Эволюция форм собственности.
- Экономические системы: сущность, критерии, типы. Факторы и закономерности эволюции. Смешанные экономические системы.
- Товарное хозяйство: условия возникновения, основные черты и типы. Историческая динамика товарного производства.
- Товар и его свойства. Альтернативные теории свойств товара и стоимости.
- Механизм функционирования рынка несовершенной конкуренции. Виды несовершенной конкуренции. Механизм равновесия рынка в условиях несовершенной конкуренции.
- Теория формирования и использования человеческого капитала.
- Рынок: условия и принципы функционирования, структура. Виды рынков. Сегментация рынка.
- Функция спроса и предложения, факторы их определяющие. Эластичность спроса и предложения.
- Предпринимательство: экономическое содержание, признаки, виды. Риски в предпринимательстве.
- Основные формы организации предпринимательства, их достоинства и недостатки.
- Фирма в системе рыночных отношений. Теории фирмы.
- Предпринимательский капитал: различия трактовок. Функции, источники и методы формирования предпринимательского капитала. Первоначальное накопление капитала в России.
- Кругооборот и оборот капитала. Стадии кругооборота капитала. Основной и оборотный капитал. Показатели эффективного использования капитала. Материальный и моральный износ. Амортизация.
- Издержки производства, их сущность, структура и классификация. Теории издержек.
- Конкуренция: понятие, виды, функции. Механизм функционирования рынка совершенной конкуренции.
- Факторное распределение доходов: предпринимательский доход, заработная плата, процент и экономическая рента.
- Теории рентных отношений. Земельная рента как доход с земли и ее разновидности. Особенности формирования цены на землю. Арендная плата и цена земли.
- Теории заработной платы. Заработная плата: сущность, формы и системы, уровень, динамика.
- Теория потребительского поведения. Потребительский выбор. Кривые безразличия и бюджетное ограничение.
- Основные макроэкономические показатели и их измерение. Ввп и методы его подсчета. Балансовый метод и метод системы национальных счетов.
- Экономический рост: сущность, типы, темпы и модели. Факторы и интегральные показатели экономического роста.
- Потребление и сбережения. Предельная и средняя склонность к потреблению и сбережению. Парадокс бережливости.
- Инвестиции: классификация и их функциональное назначение. Факторы, влияющие на величину инвестиций.
- Экономические теории цикличности развития экономической системы. Длинные волны. Содержание экономического цикла. Фазы цикла. Экономический кризис.
- Безработица: причины, виды и последствия. Взаимосвязь безработицы и инфляции. Закон Оукена.
- Понятие и виды рыночного равновесия. Модели равновесия в концепциях основных экономических школ.
- Необходимость, пределы, инструменты государственного регулирования экономических процессов.
- Командная экономика.
- Переходная экономика.
- Инфляция: сущность, формы, причины, последствия.
- Доходы населения, их формирование и распределение. Неравенство доходов и бедность населения Кривая Лоренца. Коэффициент Джини. Социальная политика государства.
- Теории мировой экономики и морового рынка (теории абсолютных и сравнительных преимуществ). Глобализация: сущность, формы проявления и влияние на развитие национальных хозяйств.
- Международная валютная система: сущность, структура, эволюция.